Как составить рассказ описание по схеме
консультация ( класс) на тему
Консультация для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Как составить рассказ-описание по схеме с помощью приема наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz-opisanie.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как составить
рассказ-описание по схеме?
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Наглядна схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает с чего может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также чем его завершить.
По результатам диагностики в начале учебного года было выявлено, что ни один ребенок не справился с этим заданием.
В течение всего учебного года ваш ребенок должен научиться составлять такие рассказы по каждой лексической теме
Попробуем составить рассказ по схеме с помощью вопросов. Тема «Грибы. Ягоды»
- что это? (смотрим первый квадрат)
- Это гриб или ягода? (смотрим второй квадрат)
- Где растет?(третий квадрат)
- Какого цвета? (четвертый)
- Какой формы? (пятый)
- Съедобное или несъедобное? (шестой)
- Что из него готовят?(седьмой)
Рассказ ребенка должен быть составлен из предложений, а не одного слова. Для достижения этого надо неоднократно повторить сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно
Итак, попробуем составить рассказ о мухоморе.
Это мухомор. Мухомор – гриб несъедобный, ядовитый. Он растет в лесу. Мухомор очень красивый: у него красная шляпка с белыми крапинками и тонкая белая ножка. Шляпка треугольная, а ножка прямоугольная. Этот гриб нельзя собирать и есть.
Следующий рассказ по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Вопросы по квадратам:
- что это? (первый квадрат)
- к чему относится: это одежда, это обувь или головной убор? (второй квадрат)
- какие детали есть? (третий квадрат)
- из какого материала сделана эта вещь? (четвертый)
- это носят девочки или мальчики? (пятый)
- в какую погоду оденем? (шестой)
К примеру расскажем о платье
Это платье. Платье – это предмет одежды. У него есть пояс, воротник, пуговицы. Платье красного цвета, а сделано из ситца, значит оно ситцевое. Его носят девочки летом, когда тепло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Консультация для воспитателей ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТА
Консультация для аоспитателей по развитию связной речи дошкольников "Обучение рассказу-описанию предмета"...
Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР»....
Составьте рассказ об этом человеке
Презентация...
Методика «Составь рассказ по картинке"
Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи....
Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий.
Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий....
Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам
Картинки с схемами можно распечатать на листах А4 и использовать как папки передвижки.Кроме того, можно вывести на печать по 4 листа на одном А4 и мы получим прекрасную картотеку по схемам для р...