Как составить рассказ описание по схеме
консультация ( класс) на тему

Назарова Елена Владимировна

Консультация для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Как составить рассказ-описание по схеме с помощью приема наглядного моделирования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz-opisanie.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как составить

рассказ-описание по схеме?

      Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
      Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Наглядна схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает с чего может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также чем его завершить.

По результатам диагностики в начале учебного года  было выявлено, что ни один ребенок не справился с этим заданием.

В течение всего учебного года ваш ребенок должен научиться составлять такие рассказы по каждой лексической теме

Попробуем составить рассказ по схеме с помощью вопросов.  Тема «Грибы. Ягоды»

- что это? (смотрим первый квадрат)

- Это гриб или ягода? (смотрим второй квадрат)

 - Где растет?(третий квадрат)

 - Какого цвета? (четвертый)

- Какой формы? (пятый)

- Съедобное или несъедобное? (шестой)

- Что из него готовят?(седьмой)

Рассказ ребенка должен быть составлен из предложений, а не одного слова. Для достижения этого надо неоднократно повторить сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно

Итак, попробуем составить рассказ о мухоморе.

Это мухомор. Мухомор – гриб несъедобный, ядовитый. Он растет в лесу. Мухомор очень красивый: у него красная шляпка с белыми крапинками и тонкая белая ножка. Шляпка треугольная, а ножка прямоугольная. Этот гриб нельзя собирать и есть.

Следующий рассказ по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Вопросы по квадратам:

- что это? (первый квадрат)

- к чему относится: это одежда, это обувь или головной убор? (второй квадрат)

- какие детали есть? (третий квадрат)

- из какого материала сделана эта вещь? (четвертый)

- это носят девочки или мальчики? (пятый)

- в какую погоду оденем? (шестой)

К примеру расскажем о платье

Это платье. Платье – это предмет одежды. У него есть пояс, воротник, пуговицы. Платье красного цвета, а сделано из ситца, значит оно ситцевое. Его носят девочки летом, когда тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Консультация для воспитателей ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТА

Консультация для аоспитателей по развитию связной речи дошкольников "Обучение рассказу-описанию предмета"...

Методика «Составь рассказ по картинке"

Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи....

Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий.

Опорная схема-алгоритм рассказов-описаний для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями с применением интерактивных технологий....

Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам

Картинки с схемами  можно распечатать на листах А4 и использовать как папки передвижки.Кроме того, можно вывести на печать по 4 листа на одном А4 и мы получим прекрасную картотеку по схемам для р...