Конспекты занятий для развития коммуникативности
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Даются конспекты занятий для детей 5 класа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_zanyatiya_na_kommunikatsiyu.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
«Тренинг невербального общения»
Цель тренинга: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи мимики и жестов.
1. Ведущий объясняет, что такое невербальное общение.
Игра-активатор «Невербальное приветствие»
Ребята встают по парам. По определенному сигналу они должны поприветствовать друг друга различными частями тела.
Пример: 1 хлопок- приветствие ладошками; Топ ногой - приветствие коленом.
2 хлопка - приветствие спиной;
2. Игра- упражнение «Разговор через стекло».
Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Дается задание – выразить какую-либо фразу без помощи слов. Каждому предоставляется карточка с определенной фразой. Участники показывают свою фразу, другие же должны понять, о чем ученик пытается им донести. «Словами говорить и писать нельзя. Считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят»
Примеры фраз:
- В траве сидел кузнечик
- Голубой вагон бежит, качается
- Карлосон живет на крыше
- В лесу растут ягоды и грибы.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 2
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Игра «Подарки».
Цель: развитие умения выразить свои мысли с помощью мимики и пантомимики.
Каждый придумывает какой подарок он сделал бы рядом сидящему слева соседу. Показывает свой подарок с помощью мимики и жестов. Как только принимающий угадывает, показывает свой подарок следующему соседу слева.
Игра «Пойми меня».
Цель: развитие умения передавать смысл и происходящее действие при помощи мимики лица и выразительных движений.
Участникам предлагается показать и угадать название фильма, теле-шоу, программы, переданное жестами.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 3
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Игра «Бездомный заяц».
Цель: развитие быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с участниками.
Каждый игрок- заяц чертит вокруг себя круг. Расстояние между кругами 1-2 метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять свободный домик. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
Игра – активатор « Стыковка».
Необходимо разбиться на пары и встать на расстоянии вытянутой руки лицом друг к другу. Нужно достать друг друга ладонями. Затем тоже самое, но с закрытыми глазами. Теперь нужно попытаться передать следующие эмоции, держась при этом за руки:
- Поздоровайтесь
- Порадуйтесь
- Посочувствуйте
- Попрыгайте
- Потанцуйте
- Поблагодарите партнера
- Попрощайтесь.
В конце тренинга проводится обратная связь. Учащимся предлагается обсудить, какие упражнения было выполнять сложно, какие легко. В чем, по их мнению, сложность выполнения упражнений. Чему новому научились, что нового узнали о своих одноклассниках? Что бы хотелось изменить в тренинге? Затем все благодарят друг друга за работу и прощаются.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 4
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Игра «Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая – Эхо. Первая группа гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т.д. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разных местах комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно в точности воспроизводило их.
Упражнение «Минута на разговор»
Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, мода.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 5
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Игра «Салочки-выручалочки»
Цель игры: воспитание у детей взаимной выручки и желание помочь другому.
Возраст: дошкольный.
Описание игры
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой все они покажут, что научились хорошо бегать. Но сначала нужно отгородить место для игры. Дети вместе с воспитателем очерчивают на земле большую прямоугольную площадку (30-35 шагов в длину и ширину). При этом воспитатель объясняет, что бегать можно только внутри этой площадки, а забегать за черту нельзя.
Собрав всех детей, воспитатель приступает к объяснению: «Сегодня мы будем играть в салочки-выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, осалю его, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить, нужно дотронуться до плеча, вот так (показывает, как нужно дотронуться). Как только до тебя дотронулись, можно опять бегать. В этой игре нужно не попадаться салке, чтобы тебя не осалили и не пришлось стоять на месте. Если салка близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка осалить не может. Тот, кто самый смелый, быстрый, ловкий, ни разу салке не попадется. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»
Игра начинается с текста, который воспитатель произносит вместе с детьми:
Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать!
С последним словом дети разбегаются в разных направлениях; воспитатель, дав возможность детям немного побегать, догоняет их и старается осалить. Осалив кого-нибудь из детей, взрослый напоминает, что он может громко сказать «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, воспитатель хвалит, помогая тем самым осмыслить правила и содержание игры.
Постепенно, по мере того как дети будут осваивать игру, активность воспитателя как ловящего возрастает. Игра продолжается 10-15 минут. В конце ее отмечается, кто из детей хорошо выручал других, кто был ловким и ни разу не попался салке, а кто вовремя присел и не дал себя осалить. Воспитатель спрашивает, понравилась ли детям эта игра, и обещает еще поиграть в нее. В дальнейшем, когда дети освоятся с правилами игры, роль салки могут выполнять и они сами. Салочка выбирается сначала воспитателем, а затем с помощью считалки.
Правила игры
- Убегать от салки можно только с последней фразой текста.
- Тот, кого осалили, должен остановиться и сказать: «Выручайте!» Пока его не выручат, бегать осаленному не разрешается.
- Чтобы выручить осаленного, нужно дотронуться рукой до его плеча.
- Чтобы не быть осаленным, нужно вовремя присесть на корточки, но долго так сидеть нельзя.
Эта игра, простая по движениям, сложна для малышей своими правилами и условиями ориентировки в пространстве. Поэтому рекомендуется проводить ее в смешанной группе, где старшие дети будут служить наглядным примером поведения; Чтобы игра проходила весело и была доступна малышам, важно, чтобы первое время роль салки выполнял сам воспитатель. Ведь он может учитывать индивидуальные особенности детей и регулировать процесс ловли (не торопиться с осаливанием, чтобы дать возможность детям побегать; ловить в первую очередь наиболее смелых и ловких детей; дать возможность детям выручить пойманного; поощрить того, кто выручил). Очень важно также предупреждать случаи, когда дети намеренно поддаются салке. Для этого можно прервать игру и обратить внимание на допущенные ошибки. Если кто-нибудь убегает за пределы очерченной площадки, следует подчеркнуть нежелание этого ребенка играть вместе со всеми: салочка не ловит того, кто убежал с площадки, потому что он не хочет с нами играть. Подобные перерывы в игре для уточнения ее правил вполне уместны, они дают возможность отдыха, но злоупотреблять паузами и затягивать их не следует.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 6
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Упражнение "Говорю, что вижу"
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Занятие 7
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Упражнение "Таможня"
Цель упражнения: помочь участникам освоить язык невербальных знаков.
Участники тренинга по очереди выходят и входят в помещение. Каждый должен выйти-войти по 5 раз. При этом только один раз у него под одеждой спрятана какая-то вещь. Остальные пытаются угадать по его поведению, когда была спрятана вещь.
Обсуждение:
- По каким признакам вы пытались узнать, когда была спрятана вещь?
- Что чувствовали вы когда входили в помещение?
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 8
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Разговор на свободные темы
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ У НАС С ВАМИ БУДЕТ МАСКАРАД, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ МАСКАРАДНОГО КОСТЮМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕГО ВАС И НЕОБХОДИМОГО РЕКВЕЗИТА.
Занятие 9
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 5 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга.
Правила тренинга
Время: 5 минут.
Все желающие из участников высказывает свои предложения для правил.
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
Маскарад
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Развитие коммуникативных умений...
Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры
В данном материале приводятся коммуникативные игры и упражнения, которые воспитывают согласованность действий при взаимодействии с партнером, группой; командное мышление, чувство взаимопонимания, обще...
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
Тренинговое занятие на развитие коммуникативных умений.
Целью занятия является развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи....
Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры
Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры. В современной психологии наметилось обособление третьей сферы человеческой психики ...
Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
В период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей явля...
Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры
В данном материале приводятся коммуникативные игры и упражнения, которые воспитывают согласованность действий при взаимодействии с партнером, группой; командное мышление, чувство взаимопонимания, обще...