Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
презентация к уроку по психологии (6 класс)
В период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в подростковом возрасте во многом определяют успешность подростка.
Цель тренинга – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-trening.ppt | 1.43 МБ |
nazvanie_k_saytam.docx | 20.55 КБ |
konspekt_treninga.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 сайт – Занятие –тренинг на тему: «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
2.сайт – Цель: повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
3 сайт – Основные задачи семинара:
Воспитательная:
- Сплочение коллектива на основе сотрудничества, проявления уважения друг к другу, доброжелательности, взаимного доверия.
Развивающая:
- Развитие активной социальной позиции, чувства уверенности, самостоятельности.
- Развитие коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками.
Обучающая:
- Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
- Развитие коммуникативных навыков, формирование взаимного доверия друг другу, выстраивание отношений на основе сотрудничества в совместной деятельности.
- Владение навыками саморегуляции, умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других;
4 сайт – Ход тренинга. Вступление.
5 сайт –Правила группы.
6 сайт – Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает»
Цель: формирование взаимного доверии
7 сайт – Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: способствовать умению высказывать свою точку зрения
8 сайт – Упражнение «Притча»
Цель: активизация детей на повышение сплоченности коллектива
9 сайт –Упражнение «Строй».
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы
10 сайт –Упражнение «Дискуссия»
Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
11 сайт – Беседа об общении, видах общения.
12 сайт – Упражнение «Секреты общения»
Цель: способствовать умению слушать, понимать состояние другого человека, учитывая его позицию.
13 сайт – Упражнение "Интервью"
Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
14 сайт -Рефлексия.
15 сайт – Литература:
1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.
2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
3.Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н.П.Слободяник.-М.: Айрис-пресс, 2006
5.Психолого-педагогический анализ личности учащегося.- Методические рекомендации.
М., 1990.
6.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений.-М.: ТЦ Сфера, 2006
7. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
Предварительный просмотр:
Занятие - тренинг
«Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
Материал подготовлен педагогом-психологом
Богдановой Татьяной Николаевной.
В период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в подростковом возрасте во многом определяют успешность подростка.
Цель тренинга – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Основные задачи семинара:
Воспитательная:
- Сплочение коллектива на основе сотрудничества, проявления уважения друг к другу, доброжелательности, взаимного доверия.
Развивающая:
- Развитие активной социальной позиции, чувства уверенности, самостоятельности.
- Развитие коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками.
Обучающая:
- Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
- Развитие коммуникативных навыков, формирование взаимного доверия друг другу, выстраивание отношений на основе сотрудничества в совместной деятельности.
- Владение навыками саморегуляции, умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других;
Вступление
Здравствуйте Ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействия. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Так чему же ВЫ НАУЧИТЕСЬ
На тренинге можно научиться по-новому воспринимать себя и других (более позитивно, более конструктивно), можно научиться навыкам эффективного общения, можно научиться лучше чувствовать себя и других людей, осознавать себя и свои состояния.
Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?
Правила работы группы:
- Говорить по одному.
- Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
- Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
- Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
- Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
- Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает»
Цель: формирование взаимного доверия
Инструкция:
Сейчас тот у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Татьяна Николаевна, никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»
2. Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: способствовать умению высказывать свою точку зрения
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
3. Упражнение «Притча»
Цель: активизация детей на повышение сплоченности коллектива
Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
4.Упражнение «Строй».
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
5.Упражнение «Дискуссия»
Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
Инструкция.
Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение в кругу:
Что получилось, что нет, удалось ли договориться.
Что мешает нам общаться?
Сейчас мы с вами сделаем небольшой перерыв, и вернемся к работе.
6. Беседа об общении, видах общения.
Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку
2) После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:
- Почему так говорят?
- Как могут общаться люди не используя слов?
3) Рассказ психолога о невербальных средствах общения (мимике, жестах).
7.Упражнение «Секреты общения»
Цель: способствовать умению слушать, понимать состояние другого человека, учитывая его позицию.
Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.
Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
будут уважать тебя
Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.
Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.
8.Упражнение "Интервью"
Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Рефлексия.
Проанализируйте, пожалуйста, свои чувства, мысли и ответьте на вопросы
- Что Вы сегодня получили в ходе занятия?
- Что возьмете с собой?
- Что бы Вы хотели пожелать друг другу?
Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу.
Литература:
1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.
2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
3.Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н.П.Слободяник.-М.: Айрис-пресс, 2006
5.Психолого-педагогический анализ личности учащегося.- Методические рекомендации.
М., 1990.
6.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений.-М.: ТЦ Сфера, 2006
7. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...
Тренинг развития коммуникативных навыков
Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков в...
Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"
Данная программа тренинга была представлена при выполнении аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...
Тренинг. Развитие коммуникативных навыков
Данный тренинг разработан для специалистов системы образования. Коммуникативные навыки - это фундамент успешной работы педагога. Их развитие ведёт как к профессиональному так и личностному росту педаг...
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"
Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...
Занятие с элементами тренинга "Развитие коммуникативных навыков"
Цель данного занятия: Развитие коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, самоактуализацию личностных- качеств старшеклассников....