Психолого-возрастные и физиологические особенности развития подростка
статья на тему
Психолого-возрастные и физиологические особенности развития подростка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Каждый возраст хорош по-своему . И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности . Не исключением является и подростковый возраст: это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений . В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст - это тот период жизни , когда у человека формируются нормы и способы построения общения . И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой.
Поэтому в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков . Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Подростковый возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции . Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях.
У студентов колледжа уже есть для этого все предпосылки - их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием студента-подростка является самосознание.
У индивида, прошедшего все периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11 - 14 лет , то как 14--18 лет , то как 12-20 лет и т. д.
С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания - от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности - 18 лет .
С психологической точки зрения, период полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии: в первой из них (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам;
- в позитивной стадии (с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил.
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка . Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой . Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам . Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков.
Так , ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек - в одиннадцать-тринадцать.
Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные закономерности : до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков, с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков , но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.
У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации . В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка.
Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".
Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности . В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты - способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют "трудным" .
Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств , выступающих попеременно.
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.
Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.
Суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: - реакции эмансипации, - группирования со сверстниками, - реакция увлечения (хобби-реакция), - реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer , J. Dublineau , H. Joli , L. Michaux . В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие: - реакция отказа, - реакция оппозиции, - реакция имитации, - отрицательная имитация, - реакция компенсации, - реакция гиперкомпенсаци и .
Внешний вид подростка, душевное состояние подростка Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами , которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.
Внутренне происходит следующее: У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная . Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что!
В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг - является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.
Учебная деятельность и образовательное учреждение перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. Подростковый период - это настолько интенсивный этап изменений в жизни подростка, что он поглощает его целиком.
Нужно дать возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну , возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни.
Индивидуальный подход – первая заповедь воспитателя! Когда речь идет о подростке - она особенно важна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии
Психо-физиологические особенности подростков и выбор профессии...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...
Урок по ОБЖ на тему: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»
Урок проводился в 9 классе в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья -2015"...
Презентация "Учет психолого-возрастных особенностей обучающихся при формировании личностных УУД"
Презентация к выступлению на тему: "Учет психолого-возрастных особенностей обучающихся при формировании личностных УУД"...
Физиологические и психологические особенности организма подростков
Физиологические и психологические особенности организма подростков...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важным фактором успешного выполнения задач, поставленных перед дополнительным образованием по английскому языку, является учет психолого-возрастных особенностей обучения АЯ в разных возрас...