Урок по ОБЖ на тему: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»
методическая разработка по обж (9 класс)

Гаджиев Эдуард Максудович

Урок проводился в 9 классе в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья -2015" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каспийская гимназия»

Методическая разработка

открытого урока по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

на тему:  Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка

2015 год

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОБЖ, 9 КЛАСС

Тема раздела:

«Основы здорового образа жизни»

Тема урока:

«Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Тип урока:

Усвоение нового материала

Цель урока:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

1. Дать представление о здоровье духовном и физическом;

2. Что понимают под физиологическим и психологическим здоровьем подростка;

3. Обеспечить правила поведения в конфликтных ситуациях;

4. Как управлять чувствами и эмоциями;

Оснащение урока:

1. Учебник ОБЖ 9 класс;

2. Методическое пособие по ОБЖ 9 класс;

3. Справочник «Медицина в школе»;

4. Статьи журналов и газет – вырезки;

5. Мультимедийный проектор, экран.

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

Отметить присутствующих, сообщить тему урока

1 мин.

2

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока

 10 мин.

3

Изучение нового материала

Изложение материала в форме лекции

20 мин.

4

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем материала урока

7 мин.

5

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин.

 Ход урока

I. Организационный момент

  • Отметить отсутствующих;

II. Повторение пройденного материала.

«Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких».

Ребята! Что означают слова «В здоровом теле - здоровый дух». Учитель подводит учеников к формулировке темы нового урока.

Тема урока: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

III Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Определение понятия «Здоровья» имеет достаточно много интерпретаций. По определению ВОЗ в понятие «здоровье», наряду с физическим благополучием, входит психическое и социальное состояние человека.

Существуют данные социально-педагогического мониторинга "Здоровье и поведение школьников", проведенного в 12 регионах России. В результате исследований было отмечено, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек оценивают их как превосходные). В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья. Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как превосходные ,.Таким образом, из приведённых  данных видно, что многие учащиеся достаточно низко оценивают своё здоровье.

Многие люди считают, что здоровье гражданина – дело сугубо личное. Но это не так. В ходе сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

 Вопросы для активизации знаний.

Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт.

  • Как вы понимаете термин «здоровье человека»?
  • Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.
  • Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?
  • Из чего складывается здоровье человека?
  • Есть ли какие-то показатели здоровья? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?
  • На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:

  1. Физическое здоровье – здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.
  2. Душевное здоровье – здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.
  3. Социальное здоровье – определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами и мировой культуры, уровня воспитания и образования.http://school3-ad.ucoz.ru/zozh.png

 

 

 

Основные показатели здоровья:

- отсутствие болезней;

  - нормальная работа организма;

- равновесие организма в системе «природа-человек» (нормальные показатели работы организма – температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс);

- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;

- способность полноценно участвовать в жизни общества;

- стремление к творчеству.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Функции здоровья – внешние проявления свойств организма в системе природы и системы общества.

Учёные выделяют четыре основные функции здоровья:      

  • биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;
  • физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;
  • психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;
  • социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.

Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством и, следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.

Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от образа жизни, который оно ведёт. Общественное здоровье – результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, но мнению большинства учёных, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.

Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и, в конечном счёте, загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.

а) Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни:

  • Здоровье человека;
  • Физическое здоровье;
  • Духовное здоровье;
  • Общественное здоровье;
  • Индивидуальное здоровье;
  • Здоровый образ жизни.

б) Физиологические и психологические особенности организма подростка:

  • Физиологическое и психологическое развитие подростка;
  • Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях;
  • Управление чувствами и эмоциями;

  1. Здоровье-сберегающие технологии – релаксация, физминутка через каждые 15 минут в течении урока

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.

Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья.

Духовное здоровье зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру, ориентации, отношении к людям, вещам, знаниям. Уметь жить в согласии с собой, с родными, друзьями и т.д.

Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать, отказ от вредных привычек.

Социальное здоровье – условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, уровень культуры, воспитания, образования.

Принято различать здоровье индивидуальное и общественное.

Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов.

Индивидуальное здоровье зависит от нас самих.

Общественное здоровье складывается из здоровья членов общества. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Элементы здорового образа жизни это:

  • оптимальный уровень двигательной активности;
  • закаливание;
  • рациональное питание – набор необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов);
  • режим труда и отдыха;
  • личная гигиена;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра;
  • экологически грамотное поведение;
  • психическая и эмоциональная устойчивость;
  • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний;
  • отказ от вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики;
  • безопасное поведение.

Надо помнить, что надо не только хотеть быть здоровым, но и работать в этом направлении.

«Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для учащихся 9 классов»

Инструкция. Из следующих восьми утверждений о здоровье необходимо выбрать (отметить кружком номер утверждения) три, которые ты считаешь наиболее подходящими.

  1. Быть здоровым – значит редко болеть.
  2. Быть здоровым – значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.)
  3. Быть здоровым – это когда не чувствуешь своего тела, потому что мы ощущаем только те части нашего тела, которые болят.
  4. Быть здоровым – это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.
  5. Быть здоровым – это значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.
  6. Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо.
  7. Быть здоровым – значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспособится к разным условиям, а не стоять в сторонке.
  8. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о своём здоровье.

Ключ к оценке выбранных высказываний приведен в таблице.

№ высказывания

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

1

2

1

3

4

4

4

1

Твой результат (сумма баллов)

 

Оценка тестирования следующая:

Максимальное количество - 12-баллов-обозначает высокий уровень ценностного отношения к здоровью. Школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как личностно-ориентированный тип;

набор 10-11 баллов обозначает уровень осознанного отношения к здоровью; школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как ресурсно-прагматичный тип;

набор 8-9 баллов обозначает недостаточно осознанное отношение к здоровью; школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как адаптационно-поддерживающий тип;

набор менее 8 баллов обозначает отсутствие сознательного отношения к своему здоровью.

Состояние физиологического и психологического развития подростков во многом зависит от того как он использует окружающие его условия существования. Состояние здоровья подростка часто ухудшается из-за того, что нагрузки, которые они испытывают, превышают возрастные возможности. Недосыпание, физическое переутомление, конфликтные ситуации приводят к срыву в работе  той или иной системы организма.

Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием: период полового созревания. К этому времени (мальчики 18-19 лет, девочки 16-17 лет) полностью формируется тело, скелет, рост… эти внешние изменения организма связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процесс роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. В чем причина увлечения молодежи курением, алкоголем и наркотиками?

2. К каким последствиям это увлечение приводит?

3. Способствует ли увлечение вредными привычками сохранению здоровья нации? 4. Что нужно, чтобы в нашей стране было здоровое, жизнеспособное население?

5. Что значит вести здоровый образ жизни?

                                            (работа в группах)

Итак, мы выяснили, что здоровый образ жизни – это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Недаром в цивилизованных странах ведение здорового образа жизни становится очень популярным, даже модным.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных и ответственных, так как психика в этот период характеризуется повышенной эмоциональностью.

Формирование в подростковом возрасте новых психологических качеств личность повышает эмоциональную напряженность и неустойчивость нервной системы.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений, взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, повод.

  • Конфликт ценностей – разногласие взглядов;
  • Конфликт интересов – возникают, когда разные интересы противоречат друг другу;
  • Конфликт правил взаимодействия – долговременный контакт людей.

Конфликт делят на конструктивный (созидательный) и деструктивный (разрушительный).

Конструктивный         конфликт приводит к развитию отношений.

Деструктивный конфликт – разрушает, унижает, осуждает, подавляет, дискредитирует партнера.

Поведение в конфликтной ситуации:

  • не стремиться доминировать, научитесь слушать и слышать;
  • прямолинейность хороша, но не всегда;
  • не критиканствуйте;
  • умейте говорить правду;
  • независимость, но не самоуверенность;
  • не будьте назойливы;
  • справедливость к другим, приводит к справедливости к вам;
  • не переоценивайте свои способности, возможности;
  • выдержка в любой ситуации, доброжелательность.

Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтных ситуациях – использование корректных приемов, недопущению нелояльных.

  • Придать конфликту ход в соответствии со своим сценарием, овладеть инициативой.
  • Концентрация своих действий на главной, найти слабое звено противника.
  • Использовать важные сведения в нужный момент.
  • Использовать доказательные аргументы.
  • Не применять грубые, моральные, физические приемы.

Чтобы снять эмоциональное напряжение после конфликта нормализовать свое состояние полезно дать себе усиленную физическую нагрузку, посоветоваться, выговориться, послушать музыку, выплакаться, вспомнить любимые стихи, приятную историю. Смех служит средством разрядки, освобождается мозг от продуктов обмена. Релаксация также снимает напряжение.

V. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя:                       

Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представления о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.

Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!

Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.

Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей – означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.

VI. Запись домашнего задания:

Написать сочинение-исповедь « Мои цели в жизни. Мой образ жизни»,

за эпиграф  взяв  слова: «Великие люди ставят перед собой  цели, остальные живут своими желаниями».

 VII. Объявление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Организм человека и его здоровье"

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и уменийЦель: обобщить  и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохране...

Влияние семейного воспитания на психологическое развитие подростка (1)

Семья  –  одна  из  величайших  ценностей,  созданных  человечеством  за  всю  историю  своего  существования.  Ни  одна  нац...

Конспект урока по природоведению в 5 классе по теме: «Здоровье человека».

Представлен урок-проект с компьютерной презентацией,  имеющий здоровьесберегающее направление для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок носит ярко выраженный валеологический и деятельнос...

Презентация к уроку на тему «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Для сопровждения урока на тему "Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка" выполнена презентация в программе Power Point. Слайды имеют описание. Периодичность ч...

10 класс, Физиологическое и психологическое развитие подростков

10 кл., презентация "Физиологическое и психологическое развитие подростков"...