Физиологические и психологические особенности организма подростков
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)
Физиологические и психологические особенности организма подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22-23._fiziologicheskie_i_psihologicheskie_osobennosti_organizma_podrostka.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 кл
УРОК 22 - 23
Физиологические и психологические особенности организма подростка
Опорная схема урока
ЗАДАЧИ
По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о физиологических и психологических особенностях организма и их значении для здоровья человека.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Рассказ в сочетании с обсуждением учебного материала, опросом и демонстрацией наглядных пособий.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Раздел 3, глава 3, темы 3.1 - 3.4, задания 28 – 34
Вопросы и задания на стр. 175 учебника.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Физиологическое и психологическое развитие подростков.
- Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.
- Управление чувствами и эмоциями.
- Суицид и подросток.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
Основные показатели физиологического развития юношей и девушек в подростковом возрасте. Внешние и внутренние изменения организма. Психологические особенности организма подростка. Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте.
Понятие о конфликте. Причины конфликтных ситуаций. Виды конфликтов и их характеристика: конфликт ценностей; конфликт интересов; конфликт правил взаимодействия. Понятие о конструктивных (созидательных) и деструктивных (разрушительных) конфликтах. Метод преодоления разногласий. Рекомендуемые правила поведения в конфликтной ситуации. Об умении слушать собеседника. Правила активного слушания.
Необходимость управления чувствами и эмоциями в конфликтных ситуациях. Допустимые и нелояльные приемы и аргументы в конфликте. Основные правила общения с возбужденным собеседником. Способы снятия эмоционального напряжения. Эмоции в достижении цели.
Понятие о суициде. Основные причины суицида. Признаки, указывающие на возможность совершения суицида. Особенности юношеского суицида. Самосознание, как основная характеристика развитой личности. Формирование внутренних убеждений и уверенности в себе. Наиболее типичные причины юношеского суицида. Понятие об угнетенном психическом состоянии и депрессии. Рекомендации по снятию депрессии. Что необходимо предпринять, если вам кажется, что с чьей-либо стороны предполагается попытка к суициду?
Закрепление знаний
Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.
- Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты?
- Расскажите о методе преодоления разногласий.
- Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации?
- Расскажите о корректных и некорректных приемах поведения в конфликтной ситуации.
- Как вы понимаете термин «суицид»? Причины самоубийства.
Учителю на заметку
1. Физиологическое и психологическое развитие подростков.
Подростковый и юношеский возраст - период полового созревания.
Завершается он:
- у мальчиков к 18—19 годам
- у девочек k 16—17.
Мышечная масса:
- у ребенка в 7 лет - 27% от всей массы тела
- в 14—15 лет — 32%
- в 17—18 лет — 44%.
У подростков быстро растет сердце.
Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза.
В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за 1 сокращение, увеличивается
- у мальчиков – с 37 до 70 мл
- у девочек— с 35 до 60 мл.
Артериальное давление.
У мальчиков и девочек в 10 лет артериальное давление равно 99/55 мм
К 17 годам оно повышается:
- у юношей до 120/65 мм
- у девушек до 115/60 мм.
Повышенная нервная возбудимость в подростковом возрасте
Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте?
• воспитывайте выдержку и волю;
• научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для ее успешного разрешения; практика показывает, что не бывает безвыходных положений. Если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, надо обратиться за помощью к родителям или друзьям;
• не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком;
• не совершайте импульсивных, непродуманных действий - это только осложнит ситуацию, а не поможет ее разрешить;
• будьте объективны в оценках поступков других людей. Прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили;
• постарайтесь всегда быть в хорошем настроении — оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегчает контакты с окружающими.
2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей.
Конфликт ценностей - разногласия касаются взглядов (представлений) на событие.
Конфликт интересов - разные интересы противоречат друг другу.
Конфликт правил взаимодействия - когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим.
Конфликты делятся:
- конструктивные (созидательные) - когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
- деструктивные (разрушительные) - когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
Метод преодоления разногласий:
• найдите время для беседы, т. е. любую проблему надо обсудить;
• подготовьте условия, т. е. правильно подберите время, место и другие условия;
• обсудите проблему (не «я против тебя», а «мы против проблемы»);
• заключительный договор.
Правила поведения в конфликтной ситуации:
1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь из принципа.
3. Помните: прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дешево стоит, но дорого ценится.
6. Традиции бывают хорошие и не очень.
7. Сказать правду тоже надо уметь!
8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
9. Не превращайте настойчивость в назойливость!
10. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.
11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
13. Проявляйте доброжелательность!
14. Проявляйте выдержку в любой ситуации.
15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
Учитесь слушать других.
Семь правил активного слушания:
1. Слушая собеседника, стремитесь понять его внутренний мир.
2. Уразумейте цель говорящего.
3. Не перебивайте собеседника фразой: «Я и так это знаю!»
4. Слушая, вникайте, сопереживайте, ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное!
5. Овладевая искусством спора, параллельно овладевайте искусством жеста, мимики, интонации.
6. Колкости, реплики, резкости — опасное оружие. Используйте их только в исключительных случаях.
7. Помните: бестактный человек является главным источником конфликта!
- Управление чувствами и эмоциями.
К допустимым приемам относятся:
• умение придать конфликту ход в соответствии со своим сценарием, т. е. овладеть инициативой;
• концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;
• использование «эффекта внезапности» - самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта.
Нелояльными приемами и аргументами являются:
• использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;
• обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные и национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;
• аргументация своей позиции взглядами людей, с которыми противник в силу разных причин не смеет спорить;
• угроза или прямое применение мер морального или физического насилия.
4. Суицид и подросток.
Признаки, которые указывают на возможность суицида:
• человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей;
• чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве;
• начинает раздавать свое личное имущество;
• когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.
Урок 22 - 23. ВАРИАНТ № 1
На каждый вопрос найдите правильный ответ и выпишите его номер.
А. В каком возрасте в основном завершается период полового созревания у мальчиков:
- к 16-17 годам;
- к 17-18 годам;
- к 18-19 годам.
Б. Из нижеприведенных отношений определите, где конфликт интересов, где конфликт ценностей и где конфликт правил взаимодействия:
- конфликт возникает, когда у людей разные интересы и они противоречат друг другу;
- один из источников конфликтных ситуаций связан с тем, что люди при долговременном общении вступают между собой в более широкое общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т.п.;
- возникающие разногласия касаются смысловых взглядов (представлений) на событие.
В. Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:
- умение вести ход конфликта по своему сценарию, то есть овладеть инициативой;
- концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;
- обращение в поддержку своей позиции к взглядам тех людей, с кем противник в силу разных причин не смеет спорить;
- угроза или прямое применение морального или физического насилия.
Г. По каким признакам можно судить, что человек задумал свести счеты с жизнью, но скрывает свои намерения?
- человек начинает вести бурную личную и общественную жизнь;
- человек чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве, а также начинает раздавать свое личное имущество;
- человек, когда принимает окончательное решение, становится спокойным, а иногда даже веселым.
3. (1-интересов, 2-пр. взм, 3-цен.) (1 2-доп, 3 4-нелояльные) (2 3).
Урок 22 - 23. ВАРИАНТ № 2
На каждый вопрос найдите правильный ответ и выпишите его номер.
А. В каком возрасте в основном завершается период полового созревания у девочек:
- к 16-17 годам;
- к 17-18 годам;
- к 18-19 годам.
Б. Из нижеприведенных описаний определите, где конфликт конструктивный, а где деструктивный:
- одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его;
- оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития.
В. Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:
- использование недоказанных или даже ложных аргументов, надеясь, что противник этого не заметит, а может быть и не знает;
- обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные или национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;
- используя «эффект внезапности», самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта.
Г. По каким признакам можно судить, что человек задумал свести счеты с жизнью, но скрывает свои намерения?
- человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей;
- человек, когда принимает окончательное решение, становится спокойным, а иногда даже веселым;
- человек, когда принимает окончательное решение, становится грустным и раздражительным.
1. (1-дестр, 2-констр) (3-доп, 1 2-нелояльные) (1 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности старших подростков
В данной работе рассматриваются стили общения родителей с ребёнком, особенности подросткового периода в развитии, даются рекомендации родителям по воспитанию детей....
Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.
Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...
Родительское собрание "Психологические особенности младших подростков"
Психологические особенности младших подростков...
Психологические особенности старших подростков
Беседа с родителями о психологических особенностях старшеклассников...
Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"
При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...
Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...
Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».
Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...