«Семья как социальная и нравственная ценность»
консультация на тему
Родительское собрание на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность»
ЦЕЛИ:
l Обсудить роль семьи в воспитании детей;
l Познакомить родителей с социальными и нравственными ценностями семьи.
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobr_no_3_13-14g.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»
ПРОТОКОЛ
родительского собрания
от 15 мая 2014г.
Присутствовали:
Тренеры-преподаватели:
Зарко Л.Ю.
Ширшов Д.В.
Халявин П.В
Родители (кол-во чел.) 30 человек
Тема: «Итоги работы отделения «Лыжные гонки» за 2013-2014 учебный год»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Ознакомление с итогами работы 2013-2014 учебного года, ознакомление с планом тренировок на летний период 2014 года (Халявин П.В.)
2.Анализ выступлений учащихся на соревнованиях различного уровня (Зарко Л.Ю.)
3.Дискуссия о роли семьи в полноценном развитии ребенка. (Ширшов Д.В.).
4.Разное.
С докладом выступил тренер – преподаватель по лыжным гонкам Ширшов Д.В. Доклад на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность».
СЛУШАЛИ:
1.Старшего тренера - преподавателя отделения «Лыжные гонки» Халявина П.В. Он рассказал об итогах работы отделения за 2013 – 2014 учебный год. И ознакомил с планом тренировок на летний период.
2. Директора СДЮСШОР «Авангард», тренера – преподавателя отделения «Лыжные гонки» Зарко Л.Ю.. Она рассказала о достижениях учащихся за 2013-2014 учебный год. Выступление сопровождалось протоколами.
3.Тренера-преподавателя отделения «Лыжные гонки» Ширшова Д.В., он предложил всем присутствующим дискуссию о роли семьи в полноценном развитии ребенка.
РЕШИЛИ:
1.Считать работу по итогам 2013-2014 года удовлетворительной
2. Считать выступления учащихся на соревнованиях в 2013-2014 году удовлетворительными.
3.Принять информацию к сведению. Родителям подумать об участии детей в летней подготовке.
Председатель Зарко Л.Ю.
Секретарь Мещареков А.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
Родительское собрание
на тему:
«Семья как
социальная и нравственная
ценность»
Подготовил тренер-преподаватель
по лыжным гонкам
Ширшов Д.В.
Родительское собрание на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность»
ЦЕЛИ:
- Обсудить роль семьи в воспитании детей;
- Познакомить родителей с социальными и нравственными ценностями семьи.
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое.
В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Семья дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения. Иначе говоря, происходит социализация. Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.
Влияние семьи:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.
Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
Система нравственных ценностей складывается в обществе на основе его экономических и социальных отношений, зависит от степени развития духовной культуры народа.
От того, какими ценностными ориентирами руководствуется в своей повседневной жизни семья, что она считает наиболее важным и определяющим в жизни, а что второстепенным, незначительным, зависит и нравственный мир растущих в семье детей. И хотя каждое поколение вносит в систему нравственных ценностей что-то свое, есть и устойчивая иерархия таких ценностей, передающаяся от поколения к поколению.
Есть элементарные нравственные ценности, имеющие общечеловеческий характер, которые дети должны, как говорится, впитать с молоком матери:
- ценность человеческой жизни и недопустимость убийства,
- защита чести и достоинства личности,
- забота о слабых,
- безнравственность посягательства на честь женщины,
- уважение к старшим,
- нравственная защищенность детей.
Вместе с тем в сознании значительной части населения в последние десятилетия распространяются нравственные ориентиры так называемого потребительского общества, среди которых на первый план выдвигаются материальное обогащение, удовольствия, развлечения и т. п.
Социологические исследования, опросы молодежи свидетельствуют, что интересы общества, ценности труда, образования граждане нашей страны неизменно выдвигают на первый план. Большое место среди ценностных ориентиров занимают создание собственной семьи, рождение и воспитание детей, материальная обеспеченность, здоровье; дружба и товарищество. Те же исследования показали, что вплоть до окончания высшей школы молодые люди сохраняют в основном ту систему ценностных ориентаций, которая сложилась у них в рамках родительской семьи.
Таким образом, нравственные ценности семьи обладают большой устойчивостью, и тем ответственнее роль семьи в формировании духовного богатства, нравственных качеств детей и молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....