"Морально – волевые качества в педагогике и спорте"
консультация на тему
Родительское собрание на тему: «Морально – волевые качества в педагогике и спорте»
ЦЕЛИ:
l Обсудить морально – волевые качества;
l Познакомить родителей с классификацией морально – волевых качеств;
Морально-волевые качества в педагогике и спорте
Волевые качества – это особенности психофизической регуляции, ставшие свойствами личности и проявившиеся в конкретных ситуациях, связанных с преодолением трудностей. Проявление волевых качеств определяется не только стремлением к успеху, избеганием неудачи и нравственными установками, но и врожденными особенностями нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobr_no_2_13-14g.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»
ПРОТОКОЛ
родительского собрания
от 24 декабря 2013г.
Присутствовали:
Тренеры-преподаватели:
Зарко Л.Ю.
Ширшов Д.В.
Халявин П.В
Родители (кол-во чел.) 38 человек
Тема: «Итоги работы отделения «Лыжные гонки» за 1 полугодие 2013-2014 учебного года»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Ознакомление с итогами работы за первое полугодие 2013-2014 учебного года. (Халявин П.В.)
2.Анализ выступлений учащихся на соревнованиях (Зарко Л.Ю.)
3. Формирование морально - волевых качеств детей во время занятий спортом. (Ширшов Д.В.)
С докладом выступил тренер – преподаватель по лыжным гонкам Ширшов Д.В. Доклад на тему: «Морально-волевые качества в педагогике и спорте».
СЛУШАЛИ:
1.Старшего тренера - преподавателя отделения «Лыжные гонки» Халявина П.В. Он рассказал об итогах работы отделения за первое полугодие 2013 – 2014 учебного года. И ознакомил с планом тренировок и соревнований во время зимних каникул.
2. Директора СДЮСШОР «Авангард», тренера – преподавателя отделения «Лыжные гонки» Зарко Л.Ю.. Она рассказала о результатах выступлений на соревнованиях за первое полугодие 2013-2014 учебного года. Выступление сопровождалось протоколами.
3. Тренера-преподавателя отделения «Лыжные гонки» Ширшова Д.В. Он рассказал родителям морально – волевых качествах.
РЕШИЛИ:
1.Считать работу по итогам первого полугодия 2013-2014 года удовлетворительной
2. Считать выступления учащихся на соревнованиях в первом полугодии 2013-2014 года удовлетворительными.
3.Принять информацию к сведению.
Председатель Зарко Л.Ю.
Секретарь Мещареков А.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
Родительское собрание
на тему:
«Морально – волевые качества в педагогике и спорте»
Подготовил тренер-преподаватель
по лыжным гонкам
Ширшов Д.В.
Родительское собрание на тему: «Морально – волевые качества в педагогике и спорте»
ЦЕЛИ:
- Обсудить морально – волевые качества;
- Познакомить родителей с классификацией морально – волевых качеств;
Морально-волевые качества в педагогике и спорте
Волевые качества – это особенности психофизической регуляции, ставшие свойствами личности и проявившиеся в конкретных ситуациях, связанных с преодолением трудностей. Проявление волевых качеств определяется не только стремлением к успеху, избеганием неудачи и нравственными установками, но и врожденными особенностями нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.
В конкурентном мире каждый стремится проявить как можно больше эффективных черт и качеств, способствующих получению высокого результата и волевых в том числе. Таким образом, перед человеком постоянно стоит задача прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако в преодолении слабости волевой сферы человека нужно избегать и излишнего оптимизма, и не думать, что главное это иметь желание. На пути развития «силы воли» можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическое мастерство, чуткость и такт.
У одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно, воля как механизм преодоления препятствий и трудностей, т. н. «сила воли» неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях. Единой для всех случаев воли (понимаемой как «сила воли») нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.
Волевое поведение человека часто определяется сочетанием не только волевых, но и нравственных (моральных) качеств личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: дисциплинированность, принципиальность, организованность и другие. Их называют морально-волевыми качествами личности.
В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому в педагогике при формировании волевого поведения используются задания, затрагивающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, стойкость и мужество, целеустремленность и принципиальность. Они могут иметь разные мотивы и оттенки. Одно дело, например, героизм, проявляемый в безвыходной ситуации. Другое дело – героизм, проявленный без принуждения, как самопожертвование.
Классифицируя морально-волевые качества, можно разделить на три группы:
- Целеустремленность (инициативность, упорство, терпеливость, настойчивость);
- Самообладание (выдержка, дисциплинированность, решительность);
- Мужество (самоотверженность, принципиальность, смелость).
Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характеру затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и настойчивость.
Самостоятельность — это желание и способность действовать без посторонней помощи. Она является одним из критериев полноценности человека и проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Младшие дети используют самостоятельность как средство достижения своих целей, а подрастая – для самоутверждения. У подростков мотивом к проявлению самостоятельности нередко служит желание испытать себя, проверить свои возможности.
Инициативность — частный случай проявления самостоятельности. Она выражается в почине, т. е. в таких действиях людей, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность. Инициативные люди характеризуется высокими лидерскими и предпринимательскими качествами.
Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии, голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени. Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек начинает испытывать внутреннее препятствие физиологического характера (неблагоприятное состояние) и начинает его переживать. При физической и умственной работе таким переживанием является ощущение усталости.
Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, вопреки имеющимся трудностям и неудачным попыткам. Оно связано со стремлением, во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда спортсмен пытается выполнить трудный элемент, не поддающийся с первой попытки.
Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека, являясь одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства.
Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения и с самоограничением эмоционального реагирования. Самообладание определяют, как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание – это власть человека над самим собой.
Выдержка – это способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, подавлять сильные влечения и желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Выдержка понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта.
Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность определяется временем принятия решения и значимостью ситуации. Решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в сложной ситуации.
Мужество (героизм, самоотверженность, принципиальность, смелость) определяется как бесстрашие, неустрашимость, отвага, храбрость, лихость, удаль, доблесть – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.
Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей.
Героизм и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Героизм это общественно значимый поступок, который может быть поставлен в пример и в назидание последующим поколениям людей.
Самоотверженность является экстремально сильным проявлением героизма, так как обычно сопряжена с самопожертвованием. Самоотверженность характерна для многих деятелей науки и первооткрывателей.
Принципиальным считается человек, твердо и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, последовательно проводящий эти принципы в жизнь. Основой принципиальности является уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка.
Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться порядку для пользы дела. Дисциплинированное поведение предполагает не только соблюдение заведенного порядка но и выдержку (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения.
Организованность — самостоятельное волевое качество. Организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Организованность проявляет себя через эффективное управление своим временем и умением вносить необходимые коррективы в свое расписание. Организованный человек обладает выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела.
Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. В старательности присутствует волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.
Подводя итоги, отметим, что человек может проявлять свои волевые качества не только для достижения собственных целей, но и для блага общества, в котором он живет. В этом случае его волевые поступки оцениваются еще и с точки зрения общепринятых норм морали и становятся в таком случае морально волевыми поступками.
Совершая морально-волевые поступки человек, имеет возможность удовлетворить, наивысшие из своих жизненных потребностей: потребность в общественном признании.
Таким образом, все перечисленные морально-волевые качества являются обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления волевых и нравственных качеств. Это характеристики, порождающие друг друга. Волевые качеств и степень их сформированности имеет огромное значение для многих видов деятельности.
Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего в командных, а не в личных соревнованиях. Проявление одних волевых качеств не всегда предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морально-волевая подготовка
Морально-волевая подготовка для успешной социализации в обществе...
Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры
Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...
методы воспитания морально-волевых качеств у юного спортсмена.
В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость. Поскольку эти качества, как...
Воспитание морально – волевых качеств . Воля к победе
Успехи в спорте, учёбе, труде очень во многом определяются моральными и волевыми качествами. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе. Поведение в коллективе, в уче...
Воспитание морально - волевых качеств у учащихся объединения "Самбо"
Одним из основных условий успехов в борьбе самбо является развитие морально-волевых качеств. Учащийся не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как наст...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА
Аннотация. В данной статье представлен сравнительного анализа проявления волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта. В статье обосновывается предположение, что спортивная деятельн...