Воспитание морально – волевых качеств . Воля к победе
консультация на тему
Успехи в спорте, учёбе, труде очень во многом определяются моральными и волевыми качествами. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе. Поведение в коллективе, в учебном заведении, на тренировках, мотивы действий и поступков, отношение к товарищам и многое другое определяются моральными качествами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volya_k_pobede.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
Воспитание морально – волевых качеств .
Воля к победе
Составила педагог дополнительного
образования Федоркина О.В.
Саров
2017г.
Воспитание моральных качеств
Успехи в спорте, учёбе, труде очень во многом определяются моральными и волевыми качествами. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе. Поведение в коллективе, в учебном заведении, на тренировках, мотивы действий и поступков, отношение к товарищам и многое другое определяются моральными качествами.
Моральные или нравственные качества многообразны и проявляются в обществе, среди людей в самых различных формах и сочетаниях. Одухотворённый высокими нравственными качествами, спортсмен более гармоничен в функциях организма, более устойчив и эффективен в нагрузке к адаптации.
Всякие негативные мысли и проявления (злоба, бессердечие и др.) ведут к серьёзным нарушениям в технике движений, в проявлении силы, быстроты, выносливости, в выполнении заданных режимов тренировки.
Нравственно воспитанный подросток хорошо уживается в спортивном коллективе и, не чувствуя негативного отношения к себе, тренируется успешнее и целеустремленнее.
Высокие моральные качества не приходят сами собой. Они результат воспитания, когда, говоря словами писательницы Мариэтты Шагинян, «знания переходят в убеждение, без которого нет могучей душевной силы на борьбу и жертвы».
Вся наша педагогическая жизнь насыщена вопросами и решениями воспитания подростков, в том числе и формирования у них высоких нравственных качеств.
Я считаю, что педагог должен быть живым примером для своих воспитанников в нравственном отношении. И в этом случае требования к педагогу очень высоки. Это наша доброта и справедливость, педагогический такт и скромность, соблюдение морального кодекса. Это и наш внешний вид (одежда, подтянутость) и поведение, спокойная речь и уровень объяснений.
Необходимо быть знакомым с материалами газет, статей, вызывающих широкое обсуждение. Мы всегда должны быть готовы отвечать на вопросы своих подопечных.
Ведя беседу с подростками, необходимо интересоваться их состоянием после тренировки, настроением, успехами в учёбе, труде, обстановкой дома. Конечно, не надо превращать короткую встречу в собеседование по многим вопросам. Важно, чтобы ребёнок почувствовал наше расположение к нему.
Высокие моральные принципы, укрепляющие стремление подростков достигнуть высоких спортивных результатов, одновременно формируют их характер и волю.
Воспитание волевых качеств
Как вы знаете, любое физическое или спортивное упражнение, любая тренировочная работа и соревнование обязательно требует проявления соответствующих умений, навыков, физических и психических качеств. Величина этих проявлений, разумеется, определяется подготовленностью подростка в целом, но, в конечном счёте, его волевыми качествами.
У моих воспитанников я заметил различия в волевых качествах: одни от природы и из-за условий жизни обладают сильной волей, другие – не встречавшиеся с трудностями и не получившие закалки, - нерешительны и слабовольны.
Основой волевых качеств и спортивного характера являются высокие моральные качества и связанные с ними увлечённость и стремление к поставленной цели. А практической основой воспитания волевых качеств является труд в самых его разнообразных формах.
Невозможно провести ощутимую грань между волевыми качествами и чертами спортивного характера – они взаимосвязаны. Но под волевой деятельностью понимается сознательная, целеустремлённая деятельность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути к цели.
В этой волевой деятельности выделяют такие качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, мужество, уверенность в своих силах, дисциплинированность, воля к победе, самостоятельность и инициативность.
В течение учебного года я воспитывала в моих воспитанниках волю к победе.
Она проявляется в сочетании всех волевых качеств подростка и опирается на его моральные качества. Вместе с тем необходимо и специально укреплять волю к победе. Для этого я чаще говорю детям о воле к победе, помогаю формировать у них направленность мыслей на реальность достижения желаемого успеха, привожу примеры из опыта сильнейших спортсменов.
Я думаю, что в воспитании воли к победе самая важная роль принадлежит соревнованиям. Это самая лучшая школа воспитания воли к победе, как показывает опыт. С первых дней работы в клубе я прививаю интерес к соревнованиям, вызывая стремление к победе. Я заметила, что даже самые нерешительные дети стремятся к победе, но, конечно вместе с ростом мастерства. В тренировочных занятиях я часто провожу занятия в виде соревнований. Я настраиваю подростков на выполнение тренировочного упражнения как на выступление в соревнованиях, как на борьбу за победу. Такое воображаемое соревнование доступно подросткам с разными уровнями подготовленности.
Знакомясь с волевыми качествами, я обратила внимание на их органическую взаимосвязь. И это не удивительно, ведь эти качества проявляются в одном человеке, являются результатом его сознания и морального духа, функцией центральной нервной системы и психической сферы.
Хочу отметить Владимира З., Кирилла М., Леонида В. за их волевые качества и моральный дух. Они постоянные участники соревнований по настольному теннису и неоднократные победители и призёры. Своим опытом участия в соревнованиях и в тренировочных процессах эти подростки помогают мне формировать направленность мыслей на реальность достижения желаемого результата.
А теперь я хочу рассказать об основных правилах воспитания волевых качеств.
Встречаясь с подростками на занятии, надо напоминать им, что волевые качества рождаются в практической борьбе с трудностями внешней среды, в борьбе с самим собой. Чтобы всё выше сказанное о воспитании моральных и волевых качеств стало убеждением подростка, его волей, его характером, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание. И мы, педагоги, должны оказывать в этом значительную помощь, организуя и направляя процесс воспитания.
Правила, которые помогают вести тренировочные занятия более эффективно, делая акцент на воспитание волевых качеств.
1. Организованность, порядок, дисциплина и известная подросткам программа тренировочного занятия – важнейшая основа его эффективности.
2. Не забывать о роли эмоционального фона занятий. Необходимо использовать все средства: от влияния педагога на группу до музыкального сопровождения.
3. Если есть возможность, приглашать для совместных занятий более подготовленных спортсменов.
4. Использовать в тренировочных занятиях соревновательный метод.
5. На очередном занятии давать подросткам задание: превысить достигнутый рубеж в выполнении какого-либо одного упражнения.
6. Настраивать детей быть предельно внимательными в ходе каждого тренировочного занятия и подсказывать им, когда надо проявлять максимальные усилия и преодолевать усталость.
7. Не забывать похвалить подростка за проявленную силу воли, смелость и другие качества. Никогда не упрекать нерешительных детей, ещё не обладающих волевыми качествами в требуемой мерею. И помнить – даже очень маленький успех заслуживает похвалы педагога.
Итак, волевые качества рождаются у подростка в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Большую роль в этом отношении играет самовоспитание. Чтобы всё сказанное о воспитании моральных и волевых качеств стало убеждением подростка, его волей, его характером, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание. Другое дело, что значительную помощь должен оказать педагог, организуя и направляя процесс воспитания.
Литература
1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.:ФиС,1980.
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.
3. Озолин Н.Г. Путь к успеху. – М.: ФиС 1988.
4. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: ФиС, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры
Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...
"Морально – волевые качества в педагогике и спорте"
Родительское собрание на тему: «Морально – волевые качества в педагогике и спорте» ЦЕЛИ:l Обсудить морально – волевые качества;l Познакомить родителей с классифика...
методы воспитания морально-волевых качеств у юного спортсмена.
В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость. Поскольку эти качества, как...
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...
«Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей...
Воспитание морально - волевых качеств у учащихся объединения "Самбо"
Одним из основных условий успехов в борьбе самбо является развитие морально-волевых качеств. Учащийся не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как наст...
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...