Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
методическая разработка (5 класс) на тему

Чурилова Светлана Александровна

 Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал к проведению

родительского собрания на тему:

«Профилактика агрессивного поведения

 младших школьников»

   

                                                                                               Разработал

                                                                                                               социальный педагог

МБОУ «Лицей г. Уварово

                                                                                                              им.А.И. Данилова»

                                                                                                     Чурилова С.А.

           Цель:

         

  1. Вызвать родителей на раздумье, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

    Задачи:

  1. Выявить причины агрессивности учащихся.
  2. Помочь родителям найти пути преодоления агрессивного поведения ребёнка

План подготовки к собранию:

     

  1. Аналитическое анкетирование учащихся и их родителей.
  2. Вопросы к обсуждению.
  3. «Золотые правила воспитания».

  Вопросы для обсуждения:

     

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение,  наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессивности.

        Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Однако меняется мир, а с ходом истории меняется взаимоотношения всех социальных институтов.

       Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложила и на них ответственность за качество воспитания и образования.

        Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

        Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Поэтому все образовательные учреждения должны уделить должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй.

         Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.     

 

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?

Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («Я хочу забрать игрушку и т.д.») У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявления, путают с настойчивостью.

Как вы считаете, это качества разнозначные?

Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?

Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется, в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения очень много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, принимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики, что и показывает выше показанное анкетирование. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают  эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Ребёнок, наблюдая за вами, учится тем же приёмам агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения – это требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Одно помните, что требовательность – это не тирания.  Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связанна именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки.

Агрессивность проявляется, если:

- ребёнка бьют;

- над ним издеваются;

-над ребёнком зло шутят;

- заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

- родители лгут;

- родители воспитывают ребёнка с двойной моралью;

- родители не требовательны и не авторитетны;

- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

- родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно и негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку: а) преодолеть трудности; б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятия ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

При подготовке к родительскому собранию проведено и предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса. Дети отвечали на вопросы, записанные на доске. Ответы учащихся были сведены в таблицу и проанализированы.

Итак, уважаемые родители, наша очередная встреча подходит к концу. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые правила воспитания», связанные с данной темой собрания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

7. Не наказывайте ребёнка за то, что делаете сами.

8. Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.

9. Настраивайте ребёнка на хороший лад с самого утра.

В детях отверженных родителями поселятся одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми. Только семья поможет преодолеть трудности, с которыми сталкивается ребёнок. 

                                Анкета для родителей

                           Уважаемые родители!

       Предлагаем Вам обсудить с ребёнком данную проблему.

     Агрессивное поведение – взаимодействие, при котором одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве).

                                           Формы агрессивного поведения

                           Прямая агрессия

           Косвенная агрессия

  1. Вербальная (словесная): насмешничают, иронизируют, обзывают, умышленно раздражают, сердят чем-либо, ругаются матом и др.
  2. Физическая: дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дёргают за волосы и т.д.
  3. Материальная: вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество…
  1. Частичное игнорирование: непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.).
  2. Полное игнорирование – бойкот.
  3. Принуждение к выполнению за кого-то домашнего задания, решению  контрольных работ и д.р. действиям. 

   Уважаемые родители! Просим высказать ваше мнение по проблеме агрессивного поведения (нужное отметить галочкой).

  1. Существует ли проблема детской агрессии в классе, где учится ваш ребёнок?

            □ Да   □ Нет

      2.   Оцените значимость решения данной проблемы.

            □ Крайне важна  □ Важна  □ Не важна  □ Совсем не важна

      3.   С какими видами агрессии чаще всего сталкивается ваш ребёнок?

            □ Словесная  □ Физическая  □ Материальная  □ Косвенная

      4.   Сообщает ли ребёнок об агрессии, направленной на него?

            □ Всегда  □ Иногда  □ Никогда

      5.   Кому сообщает?

            □ Вам  □ Кл. руководителю  □ Др. учителям  □ Одноклассникам  □ Кому-либо ещё

      6.   Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?

            □ Да  □ Нет  □ В зависимости от обстоятельств  □ Затрудняюсь ответить

      7.   Кто чаще готов защищать жертву?

            □ Одноклассники  □ Друзья  □ Родители  □ Кл. руководитель  □ Кто-либо

      8.   Часто ли жертва провоцирует агрессию?

            □ Всегда  □ Иногда  □ Часто  □ Никогда

      9.   Каковы, по вашему мнению, причины проявления детской агрессии?____________

     ___________________________________________________________________________

  1. Что для решения этой проблемы могут сделать:

родители: __________________________________________________________________

педагоги: __________________________________________________________________

    Информация, представленная ниже, поможет классному руководителю в поведении занятий на данную тему.

    Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносит вред другому (жертве).

    Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д.

    Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

    Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

    Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорблении или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

   Агрессивность – свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияние среды.

   Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуют следующими проявлениями:

                            Прямая агрессия                                                 Косвенная агрессия

        ▪ вербальная (словесная) – когда                                ▪ частичное игнорирование – непри-

          насмешничают, иронизируют, обзы-                             нятие в некоторые виды деятельнос-

          вают, ругаются матом и т.д.;                                           ти (игры, разговоры и т.д.);

       ▪ физическая – когда дерутся, тол-                               ▪ полное игнорирование – бойкот;

          каются, колют друг друга острыми

          предметами, дёргают за волосы                                  ▪ другие виды психологического дав-

                                                                                                    ления (когда заставляют делать за

       ▪ материальная – когда вымогают                                 кого-то домашнее задание, давать

         дньги или другие вещи, воруют,                                    списывать, принуждают к каким-то

         портят личное имущество и т.д.                                     действиям и д.р.)

          Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:

- внешними событиями;

- мыслями («это несправедливо», «это специально подстроили», «мне это неприятно» и т.д.) формирующими твёрдую уверенность в их истинности;

- эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);

- поведением других людей (поступки, высказывания).

               Рекомендации для ребёнка, ставшего объектом агрессии

       

   Чтобы  не стать объектом агрессии, необходимо придерживаться следующих принципов. 

 

                      Не позволяй себя обижать! 

  1. Не бойся агрессора, держись уверенно.
  2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, чётко и твёрдо.
  3. Не груби в ответ и не дерись.
  4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

- твёрдо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращении;

- пошути в ответ;

- спокойно уйди (не убегай);

- обратись за помощью к друзьям, если не можешь справиться сам.

   

    Чтобы дети сами научились различать причины агрессивного поведения, целесообразно предложить им заполнить до конца таблицу.

             

                  Как отличить игру от агрессивного поведения? 

                   Игра, шутка

                         Агрессия

  1. Никому не обидно, весело Всем.
  2. В игре принимают участие все.
  3. Все участники соблюдают правила игры.
  4. Все участники соблюдают права других.

1.

2.

3.

4.

На занятиях стоит обсудить с детьми вопрос о правильном выстраивании взаимоотношений с людьми, поговорить о взаимоуважении и способах противостояния агрессии. Пусть ребята сами попробуёт ответить на вопросы:

              - Кто такой агрессор?

            - Каковы признаки и черты характера агрессора?

            - Как и почему становятся агрессорами?

            - Как помочь агрессору исправиться?

            - Что можно посоветовать жертве?

            - Кто и как может помочь жертве?

                                           Правила поведения в нашем классе

     В нашем классе можно:

         В нашем классе запрещено:

1.

2.

3. ….

1.

2.

3. ….

                          Данную таблицу дети заполняют сообща, при этом поясняя каждое правило.

                                        Анкета №1 

  1. Чаще всего я радуюсь, когда….
  2. Чаще всего я смеюсь, когда….

3.  Чаще всего у меня хорошее настроение, когда….

4.  Чаще всего я плачу, когда….

5.  Чаще всего я злюсь, когда….

6.  Чаще всего я обижаюсь, когда…

7.  Мне плохо, когда меня….

8.  Мне хорошо, когда меня….

9. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да то с кем?   - со сверстниками в школе;

           - со сверстниками на улице;

           - со старшими ребятами в школе;

           - такого не случалось.

10. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался тебя оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

           - да, сверстники в школе, в классе;

           - да, сверстники на улице;

           - да, старшие ребята в школе;

           - другие люди;

           - нет, такого не случалось.

11. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?

           - да, случалось;

           - нет, такого не случалось.

12. Если это происходило, то, как ты поступал в этом случае?

            - рассказывал родителям;

            - рассказывал учителю;

            - пытался защитить себя сам, дрался;

            - никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали;

            - нет, не случалось.

                         Правила

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канюч, не выпрашивай ничего.  Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  8. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: ДАВАЙ ДРУЖИТЬ, ДАВАЙ ИГРАТЬ.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по теме "Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей"...

Методический материал к родительскому собранию "Ответственность родителей"

Методический материал к родительскому собранию "Ответственность родителей"...

Общешкольное родительское собрание на тему: «Профилактика экстремизма среди детей и подростков"

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель лю...

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....

Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...