Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
методическая разработка (5 класс) на тему
Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал для социальных педагогов, педагогов-психологов | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал к проведению
родительского собрания на тему:
«Профилактика агрессивного поведения
младших школьников»
Разработал
социальный педагог
МБОУ «Лицей г. Уварово
им.А.И. Данилова»
Чурилова С.А.
Цель:
- Вызвать родителей на раздумье, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Задачи:
- Выявить причины агрессивности учащихся.
- Помочь родителям найти пути преодоления агрессивного поведения ребёнка
План подготовки к собранию:
- Аналитическое анкетирование учащихся и их родителей.
- Вопросы к обсуждению.
- «Золотые правила воспитания».
Вопросы для обсуждения:
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессивности.
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Однако меняется мир, а с ходом истории меняется взаимоотношения всех социальных институтов.
Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложила и на них ответственность за качество воспитания и образования.
Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Поэтому все образовательные учреждения должны уделить должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?
Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («Я хочу забрать игрушку и т.д.») У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявления, путают с настойчивостью.
Как вы считаете, это качества разнозначные?
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется, в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения очень много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, принимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики, что и показывает выше показанное анкетирование. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Ребёнок, наблюдая за вами, учится тем же приёмам агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения – это требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Одно помните, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связанна именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки.
Агрессивность проявляется, если:
- ребёнка бьют;
- над ним издеваются;
-над ребёнком зло шутят;
- заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители лгут;
- родители воспитывают ребёнка с двойной моралью;
- родители не требовательны и не авторитетны;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно и негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку: а) преодолеть трудности; б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятия ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за поступком;
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
При подготовке к родительскому собранию проведено и предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса. Дети отвечали на вопросы, записанные на доске. Ответы учащихся были сведены в таблицу и проанализированы.
Итак, уважаемые родители, наша очередная встреча подходит к концу. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые правила воспитания», связанные с данной темой собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
7. Не наказывайте ребёнка за то, что делаете сами.
8. Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
9. Настраивайте ребёнка на хороший лад с самого утра.
В детях отверженных родителями поселятся одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми. Только семья поможет преодолеть трудности, с которыми сталкивается ребёнок.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам обсудить с ребёнком данную проблему.
Агрессивное поведение – взаимодействие, при котором одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве).
Формы агрессивного поведения
Прямая агрессия | Косвенная агрессия |
|
|
Уважаемые родители! Просим высказать ваше мнение по проблеме агрессивного поведения (нужное отметить галочкой).
- Существует ли проблема детской агрессии в классе, где учится ваш ребёнок?
□ Да □ Нет
2. Оцените значимость решения данной проблемы.
□ Крайне важна □ Важна □ Не важна □ Совсем не важна
3. С какими видами агрессии чаще всего сталкивается ваш ребёнок?
□ Словесная □ Физическая □ Материальная □ Косвенная
4. Сообщает ли ребёнок об агрессии, направленной на него?
□ Всегда □ Иногда □ Никогда
5. Кому сообщает?
□ Вам □ Кл. руководителю □ Др. учителям □ Одноклассникам □ Кому-либо ещё
6. Как вы считаете, станут ли одноклассники защищать жертву?
□ Да □ Нет □ В зависимости от обстоятельств □ Затрудняюсь ответить
7. Кто чаще готов защищать жертву?
□ Одноклассники □ Друзья □ Родители □ Кл. руководитель □ Кто-либо
8. Часто ли жертва провоцирует агрессию?
□ Всегда □ Иногда □ Часто □ Никогда
9. Каковы, по вашему мнению, причины проявления детской агрессии?____________
___________________________________________________________________________
- Что для решения этой проблемы могут сделать:
родители: __________________________________________________________________
педагоги: __________________________________________________________________
Информация, представленная ниже, поможет классному руководителю в поведении занятий на данную тему.
Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносит вред другому (жертве).
Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д.
Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.
Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорблении или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
Агрессивность – свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияние среды.
Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуют следующими проявлениями:
Прямая агрессия Косвенная агрессия
▪ вербальная (словесная) – когда ▪ частичное игнорирование – непри-
насмешничают, иронизируют, обзы- нятие в некоторые виды деятельнос-
вают, ругаются матом и т.д.; ти (игры, разговоры и т.д.);
▪ физическая – когда дерутся, тол- ▪ полное игнорирование – бойкот;
каются, колют друг друга острыми
предметами, дёргают за волосы ▪ другие виды психологического дав-
ления (когда заставляют делать за
▪ материальная – когда вымогают кого-то домашнее задание, давать
дньги или другие вещи, воруют, списывать, принуждают к каким-то
портят личное имущество и т.д. действиям и д.р.)
Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:
- внешними событиями;
- мыслями («это несправедливо», «это специально подстроили», «мне это неприятно» и т.д.) формирующими твёрдую уверенность в их истинности;
- эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);
- поведением других людей (поступки, высказывания).
Рекомендации для ребёнка, ставшего объектом агрессии
Чтобы не стать объектом агрессии, необходимо придерживаться следующих принципов.
Не позволяй себя обижать!
- Не бойся агрессора, держись уверенно.
- Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, чётко и твёрдо.
- Не груби в ответ и не дерись.
- Используй (выбери) следующие стратегии поведения:
- твёрдо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращении;
- пошути в ответ;
- спокойно уйди (не убегай);
- обратись за помощью к друзьям, если не можешь справиться сам.
Чтобы дети сами научились различать причины агрессивного поведения, целесообразно предложить им заполнить до конца таблицу.
Как отличить игру от агрессивного поведения?
Игра, шутка | Агрессия |
| 1. 2. 3. 4. |
На занятиях стоит обсудить с детьми вопрос о правильном выстраивании взаимоотношений с людьми, поговорить о взаимоуважении и способах противостояния агрессии. Пусть ребята сами попробуёт ответить на вопросы:
- Кто такой агрессор?
- Каковы признаки и черты характера агрессора?
- Как и почему становятся агрессорами?
- Как помочь агрессору исправиться?
- Что можно посоветовать жертве?
- Кто и как может помочь жертве?
Правила поведения в нашем классе
В нашем классе можно: | В нашем классе запрещено: |
1. 2. 3. …. | 1. 2. 3. …. |
Данную таблицу дети заполняют сообща, при этом поясняя каждое правило.
Анкета №1
- Чаще всего я радуюсь, когда….
- Чаще всего я смеюсь, когда….
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда….
4. Чаще всего я плачу, когда….
5. Чаще всего я злюсь, когда….
6. Чаще всего я обижаюсь, когда…
7. Мне плохо, когда меня….
8. Мне хорошо, когда меня….
9. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да то с кем? - со сверстниками в школе;
- со сверстниками на улице;
- со старшими ребятами в школе;
- такого не случалось.
10. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался тебя оскорблять, унижать, издеваться над тобой?
- да, сверстники в школе, в классе;
- да, сверстники на улице;
- да, старшие ребята в школе;
- другие люди;
- нет, такого не случалось.
11. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?
- да, случалось;
- нет, такого не случалось.
12. Если это происходило, то, как ты поступал в этом случае?
- рассказывал родителям;
- рассказывал учителю;
- пытался защитить себя сам, дрался;
- никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали;
- нет, не случалось.
Правила
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канюч, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: ДАВАЙ ДРУЖИТЬ, ДАВАЙ ИГРАТЬ.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию по теме Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по теме "Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей"...
Методический материал к родительскому собранию "Ответственность родителей"
Методический материал к родительскому собранию "Ответственность родителей"...
Родительское собрание на тему: "Профилактика вредных привычек у школьников"
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему "Профилактика злоупотребления психоактивных веществ"
Родительское собрание....
Общешкольное родительское собрание на тему: «Профилактика экстремизма среди детей и подростков"
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель лю...
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....
Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"
Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...