Памятки, консультации и советы для родителей.
консультация на тему

Дмитриева Ольга Владимировна

Памятки, консультации и советы для родителей. В разделе размещена информация, являющаяся опорой для родителей, чьи дети ходят в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Здоровый образ жизни формируется в семье

0_59f17_5e7c98d9_XL[1]

fon[1]

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение  (то обучение, какое мы имеем сейчас)».

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. За последние 10 лет число умственно отсталых детей увеличилось в 20 раз.

Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, педагогам. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.

Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»

Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность  к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.fon[1]

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными,  прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «О речевом развитии ребенка»

Неправильное произношение звуков у малышей - естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего возраста - это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в произношении детей и не всегда их своевременно устраняют.

Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении своих товарищей. Это очень наглядно показано в рассказе В. Драгунского «3аколдованная буква».

Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

Среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения. Они болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин - нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.

Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков, и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда.

Несовершенства детского произношения, как показали исследования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти годам самопроизвольно исчезают.

В силах родителей помочь малышу в усвоении родного языка. Для этого необходимо четко представить весь путь последовательного речевого развития детей в норме.

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком кроха сигнализирует о состоянии дискомфорта.

В возрасте от 2 до 5 месяцев ваш малыш активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Этот период в жизни ребенка специалисты называют «гулением». Однако гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением с взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое общение.

В 2,5-3 месяца младенец с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания.

К 5-6 месяцам нормально развивающийся ребенок начинает лепетать, произносить отдельные слоги и цепочки слогов «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев малышу интересно, как вы произносите звуки, и он внимательно следит за вашей артикуляцией. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно!

7-8 месяцев - это период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

В 10 месяцев малыш умеет произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

В 1 год в активном словаре малыша будут уже 10-15-ть осознанно произносимых лепетных слов «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. д.

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Также отмечается появление в речи прилагательных «большой», «маленький», «хороший», «плохой». Однако из уст малыша это может звучать искаженно «хаесий», «маикий» и т. д.

В 3 годика из речи ребенка уходит физиологический эффект смягчения звуков. Малыш уже может правильно произносить гласные и все простые согласные звуки: б - бь, п - пь, м - мь, т - ть, н - нь, к - кь, г - гь, в - вь, ф - фь. Несмотря на то, что в речи ребенка еще присутствует значительное количество грамматических ошибок («красная карандаш», «ехать машина»), он может строить распространенные, а иногда даже сложные предложения. Также кроха способен легко запоминать и рассказывать небольшие стишки.

К 4 годам ребенок уже правильно произносит свистящие звуки с - сь, з - зь, использует в речи сложноподчиненные предложения («Я не пойду гулять, потому что на улице идет дождь»). Он увлеченно рассказывает о том, что видел во время прогулки или просмотра телевизора, рассказывает о понравившихся ему рассказах и сказках. Очень важно в этом возрасте не настаивать на правильном произнесении звука р. Очень часто фиксация на этой проблеме приводит к возникновению у ребенка серьезного нарушения звукопроизношения. 

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж. Его речь грамматически не нарушена. Малыш может составить рассказ по серии сюжетных картинок.

В 6 лет, нормально развивающийся, ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.


звуки


А, о, э, п,

 б, м


И, ы, у, ф, в,

т, д, н, г, к, х, й


 С, ц, з, ш, ж,

         ч, щ


Р, л


Время появления


1-2 года


   2-3 года


       3-5 лет


5-6 лет



             Если до 2-2,5 лет ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. Для этого вам понадобится помощь специалиста.

Если к 5-6 годам не произошло становление всех звуков речи, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений. Здесь уже приходится говорить о существующих особых причинах, мешающих ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи. Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения.

Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требовать от 2-3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.


Что должен уметь ребёнок в речевом развитии


^ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА 
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). 
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул). 

5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 

7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 

8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). 
10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно. 

11. Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 

12. У части детей слабый, тихий голос. 


^ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА 
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 

7. Понимает несложные сюжетные картинки. 



^ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА 
1. Словарный запас достигает 2000 слов. 

2. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 

3. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 

4. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 

5. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих.

6. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
7. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 

^ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ 
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 

2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 

4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.




На что же обратить внимание у своего ребенка: если в 3-3,5 года


  • ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

  • он не повторяет за Вами слова,

  • или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);


если в 4 года


  • у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

  • не может запомнить четверостишье,

  • совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);




если в 5-6 лет


  • все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

  • ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

  • допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).


          Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

^ Если у вашего ребенка есть вышеперечисленные нарушения, то детский логопед поможет:


  • скорректировать произношение. В частности, 
    детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, детский логопед  увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению;


  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит 
    детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить в любом случае.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребёнком. 

5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище.

6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни школы и класса. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. 

10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

1.       Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям способствуют возникновению проблем в их воспитании, делают детей неискренними.

2.       Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой  опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.

3.       Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.

4.       Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.

5.       Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.

6.       Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классным руководителем.

7.       Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителям. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Неумение наблюдать.
  • Невнимательность.
  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей ПДД

При выходе из дома

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

  • Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

 

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

 

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупайте и выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  • Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

  • Примите во внимание, что  возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книжку среди членов своей семьи.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  • Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  • Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.  Спустя годы это станет  счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

  • Читайте сами. Пусть ребенок видит, свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

  • Не всегда спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

  • Собирайте дома различные словари; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

  • Вместе ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

  • Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ними.    



Предварительный просмотр:

Советы родителям

«Вызубрить - не значит запомнить»

Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят и от его памяти. Запоминать приходится не только то, что интересно, но и то, что нужно. В значительной степени прочность детской памяти зависит от понимания ребенком смысла того, что он учит, "ложится" ли новый материал на старый. 

            Заучивание по принципу "надо!" не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов и ассоциаций. Конечно, способность использовать логику при запоминании развивается с возрастом. Но уже в начальных классах, когда ребенок пересказывает какой-нибудь текст, не требуйте от него абсолютной точности сюжета. Главное, чтобы он смог разобраться, кто главный герой, когда происходит действие, с чего оно начинается и чем завершается.



Предварительный просмотр:

Дисграфия

Дисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.

Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант – бонт», «белка – делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию буквы (прописные «д» и «б», «п» и »т»); могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».

Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладения письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего дисграфия может проявиться во втором полугодии 1 класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер

В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая дисграфия
  • оптическая дисграфия

Чем может быть вызвано появление дисграфии?

  • прежде всего, неврологическими нарушениями (ПЭП, родовая травма, др ) поскольку речь – результат деятельности коры головного мозга.
  • длительными соматическими заболеваниями
  • неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)

Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:

  • правильное произношение всех звуков речи и различения их на слух, умение выделять звук на фоне слова и определять место звука в слове;
  • сформированность грамматических систем (согласование слов, употребление предлогов);
  • сформированность пространственных и временных представлений (различие предметов по форме, величине, расположению в пространстве, понимание последовательности).

Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте, Письменная речь – более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляются в письме, что снижает успеваемость в школе.

Нарушение речевого слуха – серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого,  глухое – от звонкого. Сложность для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Как предупредить дисграфию?

  • наблюдайте за ребёнком начиная с 2-х лет:
  • не возникает ли у него проблем с различием речевых звуков на слух?
  • как ребенок ориентируется в пространстве и времени (понимает последовательность времен года, дней недели, «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»), нет ли у ребенка «левшества»
  • достаточен ли словарный запас
  • правильно ли строит фразу

В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать всё возможное для его выравнивания.

Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.



Предварительный просмотр:

Советы родителям

«Если ребенок пишет с ошибками»

Вашему ребенку нужно освоить правописание трудных слов? Не заставляйте его несколько раз переписывать одно и то же слово, потому что при этом будет тренироваться только механическая память. Предложите ребенку пофантазировать. Пусть он попробует придумать для "трудной" буквы какой-нибудь образ. Так, непроверяемую букву"о" в слове "собака" можно представить в виде свернутого бубликом хвостика. Фантазия поможет и тем, кто с трудом запоминает цифры. Чем необычнее и смешнее будет сравнение, тем легче ребенок запомнит то, что нужно.

Источник:

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01a.shtml



Предварительный просмотр:

Зачем нужно развивать память?

Ребенку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память – верный помощник в жизни, а главное, в учебе.

Способность к запоминанию находится в прямой зависимости от возраста, и уже доказано, что чем старше ребенок, тем лучше работает у него память. Ученые считают, что это обусловлено не столько развитием самой памяти, сколько совершенствованием техники ее применения. То есть с возрастом дети учатся применять ту или иную стратегию, которая позволяет им легче и результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти.

Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем кроха может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти.

Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние па способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.

Большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются с его интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего малыша назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения, он выпалит их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Чтобы что-то запомнить, недостаточно только повторять слова, цифры, фразы. Запомнить информацию можно, но память – это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.

Когда Вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются «стратегиями».

Произнесение вслух заучиваемого материала – это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш малыш учит таблицу умножения, правило правописания или новые слона для урока иностранного языка, то увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т. п., повторяя их в игровых ситуациях.

Однако, нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает ненадолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.

Куда более полезно научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка малыш должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и Вашей помощи, и малыш без труда овладеет этой полезной стратегией.

«Высший пилотаж» в заучивании материала – это системное запоминание. Если Ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть, составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужны практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание. Если ваш малыш научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».



Источник: http://psylist.net/pedagog



Предварительный просмотр:

Трудности чтения. Дислексия.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова» ) — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дисkексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенную речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие – условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста – логопеда – не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?



Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей «Советы логопеда для занятий с детьми»

Доказано, что от услышанного запоминается лишь 20%, от увиденного - 40%, а из того, что сделано - 80%. Поэтому рекомендую Вам закреплять дома учебный материал, что называется «от позвоночника». То есть через движение.

1. Делить слова на слоги с помощью «Весёлых пальчиков». Кричим слово, как болельщики на стадионе, при этом машем кулаком и на каждый слог выкидываем пальчик. Проверить нам помогает правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2. Ставить ударение как боксёры. Отводим согнутую в локте руку назад, затем громко произносим и «бьем» рукой вперед на ударный гласный «это кУкла!».

3. Если ребенку трудно запомнить какую-то букву, предложите ему ее слепить из пластилина, вырезать из бумаги, выложить из счетных палочек. Придумайте образ, например: «у» - длинная, как уж; у «б» - как у белки хвостик вверх, а у «д» - как у дятла хвостик вниз; а у «т»- три «ноги»; букве «ж» - жарко, она расправилась, а «х»- холодно, она сжалась вся и т.д.

4. Обратите внимание на использование предлогов в речи. Многие дети не произносят предлоги вообще или используют их неправильно. Поправляйте, объясняйте значение каждого предлога, просите придумать с ним предложение.

5. Добавьте в режим дня ежедневное чтение с ребенком или самим ребенком самостоятельно  любимой книги, т.к. без беглого чтения не будет в дальнейшем грамотного письма.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки и полезные советы родителям

Задача памяток – правовое просвещение родителей, информирование об их правах и обязанностях, родительской ответственности, оказание им помощи в воспитании их детей....

Памятка для выпускников и их родителей. Как сдать ЕГЭ (советы по выполнению 25 задания на ЕГЭ по русскому языку).

В памятке содержатся рекомендации по сдаче ЕГЭ по русскому языку(сочинение). Данный материал предназначен для выпускников и их родителей....

Памятки, буклеты, полезные советы для родителей

Здесь размещены памятки для родителей, советы, презентации......

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

в данном материале даны рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Консультация "Советы логопеда родителям"

Приемы логопедического воздействия на дошкольника с нарушениями речи  в семье...

Консультация для родителей "Советы для родителей будущих первоклассников"

Консультация для родителей "Советы для родителей будущих первоклассников"...