Памятки, буклеты, полезные советы для родителей
материал по теме


Предварительный просмотр:

Какие права у родителей школьников?

О том, что родители обязаны делать для ребёнка и школы, в которой он учится, учителя не устают повторять с самого первого дня учебы. И мы, родители, внутренне бунтуя, внешне покорно делаем все, что нам велит школа: сдаём деньги, моем окна, разыскиваем по всему городу именно этот учебник… Но наверняка большинство мам и пап очень удивится, узнав, что помимо обязанностей у них есть ещё и права. Самые настоящие, записанные в разных законах.

В Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64) ясно говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Причём по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции. Ее 38 статья гласит: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Причём право это преимущественное, то есть в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими.

Как родители могут осуществлять это право в рамках школьного образования?

Когда родители оформляют ребёнка в школу, администрация обязана ознакомить их с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребёнка. Никто не смеет от них это скрывать. И если предмет не входит в число обязательных, то он может преподаваться ребёнку только с предварительного письменного согласия его родителей.

Как быть с обязательными предметами? Что делать, если сведения, угрожающие детской нравственности, включены в обязательные предметы?

По одному и тому же предмету, скажем, по истории, – может быть несколько программ, несколько учебников. И если программа какого-то конкретного автора содержит информацию, которая с точки зрения родителей является недостоверной или наносит вред нравственному и духовному здоровью ребёнка, то они могут обратиться к администрации школы с просьбой заменить программу или учебник. Этот вопрос решается по согласованию между школой и родителями, закон конкретно не определяет, как это должно быть.

Включение элементов «сексуального просвещения» в обязательную школьную программу нарушает преимущественное право родителей на воспитание ребёнка. Каждый родитель вправе сам решать, должен его ребёнок сексуально образовываться школой или нет. Учителя не могут брать на себя эти прерогативы. Кроме того, среди учеников и их родителей есть верующие. И сексуальное просвещение грубо нарушает их право не знать что-то.

Если с ребёнком в стенах школы случается несчастье, каковы права родителей?

Пока ребёнок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене – дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несёт директор школы.

Если, скажем, ребёнок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит не только на персонале школы, но и на непосредственном виновнике. Если причинён вред здоровью ребёнка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребёнка не содержится прямой вины. Скажем, он сам полез на потолок, откуда плашмя упал, хотя учитель его пытался удержать. Если сотрудник школы совершает уголовно наказуемое действие (например, если его можно обвинить в преступной халатности), то он подлежит уголовной ответственности, и этим вопросом уже занимаются следственные органы.

Как правильно действовать, если с ребёнком в школе стряслась серьёзная неприятность?

Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечёт за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры.

Кроме физического воздействия на ребенка Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается?

Унижение человеческого достоинства, обзывания, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний.

Психологи в школах проводят анкетирование. Там были, например, такие вопросы: «Ссорятся ли твои родители? Как часто?»

В российской Конституции сказано, что каждый имеет право на частную жизнь. Жизнь семьи – это частная жизнь. Подобная анкета – это не просто психическое воздействие на ребёнка, а нарушение конституционного права каждого человека на частную жизнь. С точки зрения юриста, нарушение ещё более серьёзное, чем нарушение обычных прав.

Увы, далеко не все наши педагоги достаточно хорошо воспитаны и понимают, что такое право на частную, личную жизнь.

Имеют ли право выгнать ребёнка из школы и за что?

Ребёнка имеют право исключить, а не «выгнать» по основаниям, изложенным в уставе школы. Там должен быть чёткий перечень таких оснований, и любой родитель может с ним ознакомиться. Диапазон требований, которые школа предъявляет к ученикам, сейчас достаточно широк. Но, как правило, ученика исключают за какие-то серьёзные дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум или более предметам. Но, тут в зависимости от устава, возможны варианты. В одной школе за драку ученика исключают, а в другой - могут наложить дисциплинарное взыскание.

И куда ребёнку деваться, если его исключили?

Поскольку у нас гарантировано право на образование, то просто так взять и выбросить ребёнка на улицу невозможно. Если ребёнка исключают, органы образования решают вопрос о его переводе в другое образовательное учреждение. В случае неуспеваемости могут предложить остаться на второй год. Так что без образования ребёнок не останется.

А что делать родителям, если учитель к ребёнку несправедлив и наладить с ним отношения не удается? Такие жалобы встречаются достаточно часто.

Если педагог не прав, подайте письменную жалобу. Администрация обязана провести служебное расследование. И если подтвердится, что педагог превысил свои полномочия, ребёнка могут перевести к другому учителю. А «провинившемуся» – вынести служебное взыскание и даже уволить. Но, конечно, каждый конкретный случай надо исследовать отдельно. Ведь бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине.

Часто родители не хотят «связываться» с учителями, боятся, что ребёнка затравят. Эти страхи оправданы или, скорее, бояться должен педагог, что его обвинят в травле ученика, и он останется без работы?

Если родители защищают ребёнка от различных негативных последствий, то бояться им нечего. Тут, по большому счёту, надуманные страхи. Наша школа находится в очень уязвимом положении. Ведь она имеет массу обязанностей перед родителями. Педагоги отвечают за жизнь и здоровье ребёнка, за то, чему они детей обучают.

Другое дело, что прежде, чем затевать конфликт, родитель должен здраво и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию и выслушать не только своего ребёнка, но и педагога. Но детей своих надо защищать. Практика показывает, что без этого нельзя.

По материалам сайта

Центр «Практический психолог»



Предварительный просмотр:

Из Закона Российской Федерации "Об образовании"

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

 

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

 

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

 

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

 

6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей в указанных организациях.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 148-ФЗ)

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться , да и просто радость жизни, и радость познания.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
  • Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.



Предварительный просмотр:

Почему подросток не хочет учиться

Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда. В подростковом возрасте успеваемость школьников часто снижается по сравнению с предыдущим годом обучения или даже по сравнению с предыдущей четвертью. Почему это происходит? Почему подростки не хотят учиться и как следствие – получают двойки?    

Причина 1  

Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до детей в современном обществе попросту не доходят. Ваше поучение о том, что они должны учиться для будущих своих детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребёнок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума подростка.

Совет

Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в этом мире. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2

Отсутствие интереса к учёбе. Это, как ни странно, характерно как раз способным, одарённым детям. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют совершенно «неинтересные и скучные уроки». Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Совет

Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернётся интерес к учёбе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем и школьным психологом  о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3

Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Совет

Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чём-то и не прав). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребёнка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к  лучшему.  Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. Обратитесь к психологу  за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребёнку?

Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну – не любишь ты школу, ничего страшного.  Расскажите лучше о тех близких и знакомых, кто благодаря любви к учёбе многого добился.

Никогда не сравнивайте своего сына (или дочь) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и уважении к старшим.

Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка.

Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям.  Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.

Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ждёт ребёнка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны.

Помните, что подростки в трудном возрасте всегда нуждаются в родительской поддержке, и если мы хотим, чтобы у них не возникали проблемы успеваемости, нежелания учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении.

По материалам сайта http://академияразвития.рф/



Предварительный просмотр:

Экзамены на носу.

Советы родителям.                

Очнь многие, я думаю, испытывали тревожное чувство перед сдачей экзаменов. Сердце начинает чаще стучать, дыхание учащается, на лбу испарина, а в теле дрожь…  Бывало? И все вы согласитесь со мной, что, как оказалось позже, экзамены совсем не кусаются и даже совсем не страшные. А сейчас, когда эти испытания проходят дети, мы опять переживаем – и сердце предательски вырывается из груди, и дыхание не ровное…

 Успешность сдачи экзамена нашими детьми во многом зависит от настроя и отношения к этому нас родителей. Мы должны правильно настроить своего ребенка. Помните, что главное – это позитивный настрой – настрой на успех и удачу.

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Выполнить все 100% заданий не реально!
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  •  Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.  «Жаворонки» работают лучше всего по утрам, а «совы» - по вечерам.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе. Чаще хвалите и говорите о его успехах. Не допускайте мысли не у себя, не у ребенка о провале, а напротив, мысленно рисуйте картину триумфа. А после сдачи устройте небольшой праздник, чтобы снять напряжение – и свое, и ребенка.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  • Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.  Не стоит прибегать к стимулирующим напиткам – кофе или крепкому чаю. Перед экзаменом нервная система  и так на взводе, и поэтому употребление этих напитков     может привести к беспокойству, рассеиванию внимания и необходимости частого посещения туалета.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Утром не надо повторять. Может случиться так, что на экзамене  память предательски будет воспроизводить лишь повторенный утром материал.
  • Не критикуйте ребенка после экзамена.
  • Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Помните, что не мысли управляют нами, а мы ими!!! Успехов и удачи вам и вашим детям!!! Верьте и у вас все получится!!!

Педагог-психолог                                                                                                                                  

МОУ Ляховскоя СОШ

Скалина Светлана Юрьевна.



Предварительный просмотр:

Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми?     

Чаще всего взрослые думают, что ребёнок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время  опросов большинство подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители воспринимали их всерьёз и прислушивались к их словам.

Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах – это родители.

Исследования социологов показывают, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома.  Мы (взрослые)  возвращаемся  с работы, ужинаем и смотрим телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаем  события прошедшего дня. На разговоры по душам не остаётся ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чём мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим.

Подросткам особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. Как ещё мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребёнка в любой момент? Кроме того, есть и вторая сторона проблемы: если подросток не может откровенно разговаривать с родителями, он пойдёт за советом к кому-то ещё. И нет никакой гарантии, что полученный совет окажется удачным. Даже если в семье взрослые разговаривают с ребёнком, они не всегда готовы к тому, что у подростка есть собственное мнение по жизненно важным вопросам.  «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребёнку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать подростка и воспринимать его слова всерьёз могут далеко не все. Узнав, что дочь хочет проколоть пупок, а сын решил заниматься экстремальным спортом, мы моментально ужасаемся и возмущаемся, тем самым выстраивая стену между собой и детьми. Между тем лучше всего в такой ситуации узнать, что стоит за странным на первый взгляд желанием подростка. Девочке необходим пирсинг, потому что она чувствует себя недостаточно привлекательной? Не хочет отставать от подруг? Стремится быть модной? Что вы могли бы сделать, чтобы помочь ей во всём этом и одновременно свести к минимуму возможные сложности? Чтобы найти общий язык с взрослеющим ребёнком, необходимо  время и терпение. Не думайте, что всё наладится мгновенно и само собой. Скорее всего, вам понадобится сделать несколько шагов навстречу, прежде чем ребёнок почувствует, что может вам доверять.

Очень хорошо, если ребёнок поймёт, что может прийти к родителям с любой проблемой вне зависимости от того, прав он или  виноват, гордится своими поступками или стыдится. Подростку важно знать, что он нужен таким, какой он есть.

Разговаривая с ребёнком, не делайте предположений. Вам кажется, что вы знаете собственного ребёнка, но это не так. Дети растут, меняются и взрослеют. И родители, которые привыкли видеть в подростке всё того же румяного малыша, последними замечают изменения. Слушайте своего ребёнка так, как будто вы видите его в первый раз.

Расскажите, что вы чувствовали в подобной ситуации. Если ребёнок делится с вами своими проблемами и в юности с вами случалось нечто подобное, расскажите об этом. Подросток будет знать, что вы действительно его понимаете, ведь вы тоже сталкивались с похожими проблемами.

Смотрите в глаза. Не отвлекайтесь на другие дела. Внимательно слушайте то, что вам рассказывают. Следите за выражением лица, языком тела. Иногда движения говорят гораздо больше, чем слова.

Позвольте ребёнку командовать. В вашем расписании должны быть вечера или выходные, когда вы делаете то, что хочется ребёнку. Позвольте подростку иногда самому спланировать ваш совместный досуг.

Старайтесь создавать вместе с ребёнком семейные традиции. Каждый вечер во время ужина или чаепития каждый член семьи должен описать один эпизод, который случился с ним днём.

Слушать не значит соглашаться. Вы не обязаны разделять все мнения своего ребёнка, чтобы быть с ним в хороших отношениях. Главное – продемонстрировать готовность понять другую точку зрения и не торопиться с эмоциональной реакцией.

Чаще задавайте различные вопросы своему ребёнку. И не для того, чтобы вывести его на чистую воду и обвинить, а чтобы действительно услышать ответы.

Свято храните все секреты ребёнка. Никогда не выдавайте тайну, которую он вам доверил. Это совершенно непростительный поступок.

Попробуйте говорить на нейтральной территории. Если дома вам не удаётся спокойно разговаривать, сходите с ребёнком в кафе или на прогулку. Проще начать разговор, отталкиваясь от новых впечатлений.

Никогда не отказывайте ребёнку в помощи. Если ребёнок просит вас куда-то его отвезти, проводить или встретить, обязательно сделайте это. Так вы будете в курсе того, что с ним происходит.

Старайтесь всегда поощрять откровенность. Если ребёнок честно признался в каких-то промахах, похвалите его за это и не наказывайте строго.

Не судите. Это значит не только не ругать, но и не спешить одобрять. Вместо  вопроса «Ты поступил правильно?» спросите: «Ты доволен тем, чего добился?» Такой вопрос позволит ребёнку подумать над своими ощущениями и поделиться с вами.

Уважайте личное пространство. Не будьте слишком настойчивы и не заставляйте ребёнка защищаться. Если он принципиально отказывается обсуждать какую-то тему, будьте терпеливы, отложите разговор до лучших времён.

Ребёнок прежде всего. Будьте готовы отложить все другие дела, если детям срочно нужна ваша помощь. Не старайтесь вмешиваться. Если ребёнок рассказывает о своих проблемах, не бросайтесь действовать и выручать его из беды. Можно предложить свою помощь, но настаивать не стоит. Лучше поговорите о шагах, которые может предпринять сам подросток.

Не срывайтесь. Какие бы ужасные вещи вам не пришлось услышать, держите себя в руках. С человеком, который кричит и осуждает, никогда больше не захочется откровенничать.

Не перебивайте. Терпеливо выслушивайте всё, что ребёнок хочет рассказать. И только после этого задавайте вопросы.

Высказывайте своё мнение тактично. «Хочешь узнать, как бы я поступила (поступил) на твоём месте?», «У меня есть идея, как тебе помочь. Хочешь, расскажу?». Такие фразы позволяют родителям быть тактичными, а ребёнку – отказаться от советов. И если подросток отвечает «нет», это нужно принять и оставить разговор на потом.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребёнка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Источник: http://академияразвития.рф/



Предварительный просмотр:

Что делать, если подросток начал курить?

Итак, то, чего вы так опасались, случилось. Ваш ребёнок признался, что он курит. И это не единственная сигарета за углом школы, а уже сформировавшаяся привычка.

Как помочь подростку бросить курить?

Только спокойствие

Крики, ругань или наказание делу не помогут. Психика подростка очень ранима, и вы можете лишиться доверия в отношениях с ребёнком. Или даже заставить действовать его наперекор вашим требованиям.

Соберите всю необходимую информацию о вреде курения и спокойно поговорите с подростком.

Выясните, почему он начал курить, чем ему нравится и не нравится его новая привычка.

Честно расскажите, что его ожидает в будущем, если он продолжит курить. И обозначьте своё отношение к ситуации: вам не нравится, что подросток курит, но он сам, отдельно от его привычки – по-прежнему ваш любимый ребёнок, которому вы всегда поможете.

Будьте честными

Правда, в этой ситуации есть одно «но»: если вы курите сами, этот разговор не принесёт никакой пользы. Как говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова, дети и подростки судят родителей не по словам, а по делам. Ваш ребёнок наблюдал за вами всю жизнь, и теперь для него сигарета в руках – абсолютная норма.

Позиция «пусть курит – зато не пьёт и не колется» в корне не верна. Ведь привыкание к одному наркотику может повлечь за собой и увлечение другими. А последствия вреда, который никотин наносит формирующемуся организму, придётся расхлёбывать не вам, а вашему ребёнку несколько лет спустя – и, возможно, всю жизнь.

Начинаем действовать

Зависимость от табака у подростка вырабатывается быстро, а проходит тяжело. Поэтому стоит запастись терпением: за пять минут ничего не получится.

Решите с ребёнком, почему он хочет отказаться от курения. Возможность сэкономить деньги или стать похожим на любимого героя фильма, бросившего курить, станет неплохим стимулом. Объясните дочери, что у курящих женщин быстро старится кожа и портятся волосы. А сыну – что из-за табака он скоро не сможет гонять на любимом велосипеде так же, как его некурящие приятели.

За компанию

Выясните, нет ли у вашего сына или дочери приятелей, которые уже бросили курить или собираются это сделать. За компанию многое получается намного легче.

Маленькое отступление для курящих родителей: ваш закуривший «малыш» может стать отличным поводом бросить и вам. Тем более, подростки падки на всевозможные соревнования. Стимул «не курить дольше, чем папа» тоже подойдёт. Главное, чтобы ваше желание расстаться с привычкой стало искренним: честно признайтесь подростку, что вам тоже нелегко расставаться с привычкой, и не покуривайте тайком – ребёнок быстро вас раскусит и поймёт, что курить можно и скрытно.

День отказа от курения

Если решение принято, то бросить курить надо сразу – в один день. Заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова советует определить торжественную дату, которая поделит жизнь на две части – недолгий стаж курильщика и долгие годы здоровой и счастливой жизни.

Придумайте какой-нибудь ритуал для последней сигареты. Лучше, если днём отказа от курения будет выходной. Вы сможете бросить все дела и совершить семейную вылазку на природу: новые впечатление и общество родителей помогут подростку перенести «ломку» первого дня гораздо легче.

Выбросите все пепельницы и сигаретные заначки. Перестирайте одежду вашего ребёнка, чтобы запах дыма от неё не напоминал о вредной привычке. А, если у вас есть родственники или друзья, которые успешно бросили курить, пригласите их в гости и попросите ненавязчиво рассказать вашему ребёнку о том, как проходил процесс расставания с сигаретой.

Меняем режим

Приготовьте для ребёнка тарелки с сухофруктами – ему обязательно захочется «заесть» желание покурить. Объясните, что конфетки и чипсы для этой процедуры непригодны и вредны для фигуры.

Постройте режим дня подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени для безделья: дайте ему дополнительные поручения, предложите взять на себя часть «взрослых» обязанностей в семье. Это позволит ребёнку почувствовать свою значительность и без внешнего атрибута – сигареты.

Желательно, чтобы он ложился спать вовремя и больше бывал на воздухе днем – это поможет организму быстрее адаптироваться к отсутствию привычной никотиновой подпитки.

Хорошая идея – вместо курения начать заниматься спортом. Активное движение позволяет вырабатывать организму те же гормоны удовольствия, что и табак. Поддержите подростка в его начинании и даже составьте ему компанию. Ведь и вам дополнительное движение не повредит. Особенно, если вы тоже отказались от табака.

На будущее

Молодому организму требуется 3-4 месяца, чтобы полностью избавиться от привычки к табаку. Приготовьтесь к тому, что у подростка появятся приступы раздражительности, плаксивость, снизятся отметки в школе – дело того стоит. Научите его справляться со стрессами и получать удовольствие безвредными способами. Постоянно подчёркивайте, что вы очень гордитесь тем, что у вашего сына или дочери хватило силы воли отказаться от сигареты.

По материалам сайта: www.takzdorovo.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы для родителей выпускников

Советы родителям- выпускников...

Полезные советы для родителей

Представлены советы для родителей, имеющих детей среднего и старшего школьного возраста, выпускников, гиперактивных детей....

Памятки и полезные советы родителям

Задача памяток – правовое просвещение родителей, информирование об их правах и обязанностях, родительской ответственности, оказание им помощи в воспитании их детей....

Полезные советы для родителей

Данные советы пригодятся в повседневной жизни ребенка...

Полезные советы для родителей по сохранению здоровья школьников

Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выд...

Полезные советы для родителей

Здесь представлены ссылки на сайты, где можно получить полезную информацию для родителей  по воспитанию детей. А также список рекомендуемой литературы для обучающихся и интернет-ресурсы для испол...

Полезные советы для родителей по воспитанию детей

Счастливая семья - такая семья, где родители и дети понимают и уважают друг друга...