Рекомендации и работа с родителями
материал по теме
Рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_semi_rekomendatsii_ankety_testy_roditelyam_i_uchashchimsya.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, АНКЕТЫ, ТЕСТЫ
РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ
Педагог дополнительного образования при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:
- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Педагог должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи педагог может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, соревнования.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с педагогом. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Педагогу следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Можно приводить много различных исследований, с помощью которых педагог сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с педагогом, посещать тренировки, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
- Какого мнения вы о баскетболе и педагоге-тренере, в котором будет заниматься в дальнейшем ваш ребенок?
- Каким вы видите педагого-тренера своего ребенка?
- Каким бы вы хотели видеть спортивную секцию, в котором предстоит заниматься вашему ребенку?
- Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе команды где будет тренироваться Ваш ребенок?
- В каких мероприятиях Вы бы смогли по участвовать вместе с секцией баскетбола, где занимается Ваш ребенок.
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
- С каким чувством удет Ваш сын или дочь на тренировку?
- Как чувствует себя ваш ребенок в социуме, после начала занятий в секции баскетбол?
- Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в баскетбольном общении?
Назовите их. - Как складываются отношения с учителями-предметниками, классным руководителем у вашего ребенка и знают ли учителя предметники и классный руководитель об увлечении вашего ребенка?
- Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в вашего ребенка (кроме учебы)?
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности в спортивном увлечении?
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе, спортивной команде?
- Как ведет себя ваш ребенок дома после тренировок?
- Делится ли ваш ребенок с Вами впечатлениями о спортивной тренировке, неудачах, пропусках занятий, конфликтах и т.д.?
- Приглашает ли Вас на соревнования, турниры или другие спортивные мероприятия?
- Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Методика «Незаконченные предложения»
А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся:
- Спортивная тренировка для меня - это...
- Спортивная команда, в которой я тренируюсь - это...
- Педагог-тренер для меня - это люди, которые...
- Мои товарищи по команде - это...
- Регулярные тренировки для меня - это...
- Предметы, которые мне нравятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...
- Пропуски занятий по спортивной тренировке в основном объясняются:
Предложения для родителей:
- Спортивная тренировка, в которой занимается мой ребенок, это...
- Спортивная команда, в которой занимается мой ребенок, это...
- Товарищи моего ребенка - это..
- Регулярные тренировки для ребенка - это.
- Пропуски занятий спортивной тренировки в основном объясняются:
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Тест «Я - родитель, я - приятель?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.
Как вы поступите?
а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;
б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит;
б) которая отвечает последней моде;
в) которая копирует чью-то прическу;
г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст;
б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;
в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;
г) следуете своему пониманию стиля.
6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или
дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
а) посчитаете это личным делом ребенка;
б) станете подшучивать над его (ее) поступком;
в) признаете, что это стильно;
г) сделаете то же самое.
7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:
а) вы затыкаете уши ватой;
б) уменьшаете громкость;
в) миритесь с увлечением своего ребенка;
г) включаете еще громче.
8. Если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь ему не возражать;
б) признаете его правоту;
в) спорите до полной победы;
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ним за одним столом;
б) оставляете ребят одних;
в) обслуживаете детей за столом;
г) уходите из дома.
10.Ребенок идет на дискотеку: .
а) вы идете вместе с ним;
б) вы не разрешаете ему идти;
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;
г) вы ограничиваете его во времени.
11.В общении со своими детьми вы:
а) откровенны,
б) закрыты,
в) сдержанны,
г) открыты.
12.В отношениях со своими детьми вы:
а) ведете себя как приятель;
б) как строгий судья;
в) как друг;
г) как родитель.
Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Определение самостоятельности ребенка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.
Перечень действий ребенка родителям предлагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребенок делает самостоятельно | Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения |
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;
- помогает по дому и на даче;
- приглашает друзей к себе домой;
- определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
- распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;
- оценивает объективно себя и свои поступки;
- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
- терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
- помогает в воспитании младших.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Методика «Типовое семейное состояние»
Цель
Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
Инструкция
Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале свое состояние (как вы чувствуете себя чаще всего).
Бланк
Состояние | Шкала оценок | Состояние | Индекс | |||||||
Довольным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Недовольным | У |
Спокойным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Встревоженным | Т |
Расслабленным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Напряженным | Н |
Радостным | 0 | I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Огорченным | У |
Нужным | 0 | I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Лишним | Т |
Отдохнувшем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Усталым | Н |
Состояние | Шкала оценок | Состояние | Индекс | |||||||
Здоровым Ч норовым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Больным | У |
Смелым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Робким | Т |
Беззаботным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Озабоченным | Н |
Хорошим | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | Плохим | У | |
Ловким | 0 | [ | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Неуклюжим | Т |
Свободным | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Занятым | Н |
фамилия, имя, отчество __________________________________________
Обработка
Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т, У, Н), суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.
У (общая неудовлетворенность).
Н (нервно-психическое напряжение).
Т (семейная тревожность).
Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.
Педагогу необходимо интересоваться изучением отношения учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с педагогом только в том случае, если они ему доверяют.
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
Вид наказания | Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-» | Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании | Отметьте самые действенные |
I | 2 | 3 | 4 |
1. Ставили в угол | |||
2. Прекращали общаться на длительный период времени |
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Применяли телесные наказания | |||
4. Ограничивали свободу | |||
5. Лишали любимого занятия | |||
6. Читали бесконечные нотации | |||
7. Стыдили при друзьях и знакомых | |||
8. Оскорбляли и ругались | |||
9. Лишали любимых лакомств | |||
10. Ограничивали в покупках | |||
11. Выгоняли из дому |
Учащимся спортивной секции можно задать следующие вопросы:
- Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
- Какие из них ты считаешь самыми действенными?
- Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
- Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации при работе с интерактивной доской
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения любого предмета в школе. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование инте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....
Рекомендации по работе с медиа публикацией на уроке английского языка
Советы в помощь при работе со статьей. Помогут анализировать ее поэтапно, правильно и вариативно употреблять лексические конструкции, представлять прочитанный материал логически целостно и грамматичес...
Рекомендации по работе с родителями
Рекомендации по работе с родителями...
Рекомендации для работы со школьной документацией
Это надо знать каждому учителю....
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...