адаптация 5 классников
консультация (5 класс) по теме

Козырь Надежда Александровна

Большинство родителей  после выпускного вечера в начальной школе искренне верят в то, что  их мальчик/их девочка достаточно повзрослели, и родительская помощь уже не нужна, дети уже самостоятельные и ответственные, им нужно давать больше свободы, доверять… Конечно к этому времени мы сотни раз слышали от наших чад то, что они уже не маленькие, они всё знают и понимают и без нашей помощи, что они слишком взрослые, чтобы их провожали до школьного крыльца и домой они легко доберутся сами, не маленькие...

Действительно, не маленькие мы видим, насколько самостоятельными и ответственными они стали в 3-4 классе…

НО 5 КЛАСС ЭТО СЕРЬЁЗНЫЙ СТРЕСС!!! Стресс который совмещает в себе целый ряд факторов, в первую очередь гормональные и физиологические изменения, которые оказывают сильнейшее давление на детей, плюс новое положение в школе и мы обязаны «прожить» этот период вместе…

В данной работе я постаралась объединить основную информацию о сложностях адаптации пятиклассников и я надеюсь, что родители смогут избежать многих сложностей, непонимания и обид, смогут  лучше понять своих детей и помочь им стать успешными в старшей школе и соответственно во взрослой жизни….

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass_osobennosti_raboty_i_trudnosti_adaptatsii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью,

охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РЯДОМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование –  становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ

-Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

•Умеет работать самостоятельно;

•Умеет планировать свои действия;

•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

•Кто не делает трагедии из школьной оценки;

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К 5 КЛАССУ:

•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

•Формирование умения учиться в новых условиях;

•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

•Развитие ответственности и самостоятельности.

•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

•Развитие эмпатии.( понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир)

Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

•Возрастает тревожность;

•Снижается работоспособность;

•Повышается робость или напортив «развязность»;

•Проявление неорганизованности и забывчивости;

•Заболевания носят психосоматический характер;

•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

Причины трудностей в учении:

•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;

–значительные пробелы в знаниях;

–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:

–эмоциональную усталость;

–раздражительность;

–капризность;

–скандалы и плачь и т.д.

•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:

•Формализм в усвоении знаний

•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);

•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЕ НЕПОЛНОЙ АДАПТАЦИИ

Причины:

•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,

•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,

•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,

•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;

•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

•Чувство беспомощности и обиды;

•Формируется мотив избегания неудач;

•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;

•Формирование чувства неполноценности.

•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К 5 КЛАССУ.

•Следить за здоровьем!

•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.

•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.

•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.

•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.

•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.

•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.

•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.

•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.

•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.

•Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...

Проблема адаптации 5-классников в основной школе

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ 5-КЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного кмладшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизниреб...

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....

Статья "Роль классного руководителя в адаптации 10-классников"

Статья «Роль классного руководителя в адаптации 10- классников»...

Адаптация 5-ти классников

Трудности и страхи в период адаптации к среднему звену. Материал для родителей...

Cоветы родителям (адаптация 5-классников)

Данный материал поможет родителям преодолеть адаптацию в 5 классе...