адаптация 5 классников
консультация (5 класс) по теме
Большинство родителей после выпускного вечера в начальной школе искренне верят в то, что их мальчик/их девочка достаточно повзрослели, и родительская помощь уже не нужна, дети уже самостоятельные и ответственные, им нужно давать больше свободы, доверять… Конечно к этому времени мы сотни раз слышали от наших чад то, что они уже не маленькие, они всё знают и понимают и без нашей помощи, что они слишком взрослые, чтобы их провожали до школьного крыльца и домой они легко доберутся сами, не маленькие...
Действительно, не маленькие мы видим, насколько самостоятельными и ответственными они стали в 3-4 классе…
НО 5 КЛАСС ЭТО СЕРЬЁЗНЫЙ СТРЕСС!!! Стресс который совмещает в себе целый ряд факторов, в первую очередь гормональные и физиологические изменения, которые оказывают сильнейшее давление на детей, плюс новое положение в школе и мы обязаны «прожить» этот период вместе…
В данной работе я постаралась объединить основную информацию о сложностях адаптации пятиклассников и я надеюсь, что родители смогут избежать многих сложностей, непонимания и обид, смогут лучше понять своих детей и помочь им стать успешными в старшей школе и соответственно во взрослой жизни….
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_osobennosti_raboty_i_trudnosti_adaptatsii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью,
охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РЯДОМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя)
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ
-Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеет работать самостоятельно;
•Умеет планировать свои действия;
•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из школьной оценки;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К 5 КЛАССУ:
•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и самостоятельности.
•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
•Развитие эмпатии.( понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир)
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или напортив «развязность»;
•Проявление неорганизованности и забывчивости;
•Заболевания носят психосоматический характер;
•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;
Причины трудностей в учении:
•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;
–значительные пробелы в знаниях;
–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.
•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную усталость;
–раздражительность;
–капризность;
–скандалы и плачь и т.д.
•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:
•Формализм в усвоении знаний
•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);
•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЕ НЕПОЛНОЙ АДАПТАЦИИ
Причины:
•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):
•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство беспомощности и обиды;
•Формируется мотив избегания неудач;
•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование чувства неполноценности.
•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К 5 КЛАССУ.
•Следить за здоровьем!
•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.
•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.
•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.
•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)
Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...
Проблема адаптации 5-классников в основной школе
Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...
КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ 5-КЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)
Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного кмладшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизниреб...
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....
Статья "Роль классного руководителя в адаптации 10-классников"
Статья «Роль классного руководителя в адаптации 10- классников»...
Адаптация 5-ти классников
Трудности и страхи в период адаптации к среднему звену. Материал для родителей...
Cоветы родителям (адаптация 5-классников)
Данный материал поможет родителям преодолеть адаптацию в 5 классе...