Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)
статья по теме

Плотникова Галина Вениаминовна

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_problemy_adaptacii_5.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение проблемы адаптации 5-классников в среднем звене ( отчёт классного руководителя на психолого- педагогическом семинаре).

      Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

Внутренние изменения.

  1. обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка
  2.  постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения.

  1. новые учителя
  2. новый режим
  3. новые требования
  4. новые правила
  5. необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

Трудности 5-классников.

  1. Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  2. Возросший объём работы как на уроке, так и дома;
  3. Новые требования к оформлению работ;
  4. Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию

 ( литературу) и работать с ней.

Признаки дезаптации.

  1. Усталый утомлённый вид ребёнка.
  2. Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  3. Стремление переключить внимание взрослых от школьных событий.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Беспокойный сон.
  7. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  8. Жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода.

  1. 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
  2. 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

  1. Слабые навыки решения математических задач.

                                                   2.   Плохое владение пересказом текста.

3    Невнимательность и неусидчивость.

4    Частая смена приятелей.

5.   Одиночество.

        Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

         Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям»
  2. Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий
  3. Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
  4. Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».
  5. Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка
  6. Еженедельные консультации школьного психолога
  7. Сотрудничество с учителями – предметниками.

        Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается в рейтинговой таблице. В конце I четверти подвели итоги по номинациям «Лучший ученик», «Образцовый дневник», «Лучшая предметная тетрадь».

      На своих уроках обращала внимание на следующее:

  1. По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
  2. Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)
  3. Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
  4. Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

        По итогам  I четверти в классе 4 отличника, 9 учеников учатся на «4 и5».            Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 57%.

Классный руководитель – Плотникова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт классного руководителя по внеурочной деятельности

Отчёт по внеурочной деятельности классного руководителя (ФГОС)    ...

Отчёт классного руководителя.

Бланк отчёта классного руководителя по итогам четверти (из опыта работы)....

Проблема адаптации 5-классников в основной школе

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ 5-КЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного кмладшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизниреб...

Отчёт классного руководителя по теме самообразования "Психофизиологические особенности и основные проблемы раннего подросткового возраста"

Отчёт по теме самообразования классного руководителя может  пригодится классным руководителям 5-7 класса. В отчёте отражены основные особенности раннего подросткового возраста и способы преодолен...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...