Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .
консультация на тему
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.Данный материал поможет родителям и педагогам сделать знакомство с миром природы интересным и увлекательным .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_prirodnym_materialom_kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira_.esipenko_l.v.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .
Исторически человек развивался в природе ,осваивая свойства окружающих предметов, открывая для себя все новые пространства и возможности . По этой же схеме происходит развитие детей. Разговаривая и играя с ребенком, помните : он быстрее и легче воспринимает непосредственные ощущения и впечатления - они для него важнее слов.
Чувственное восприятие мира у детей преобладает над словесным, поэтому окружающее пространство должно быть разнообразным и интересным . Ребенка нельзя ограничивать рамками квартиры. Все, что он увидит на прогулке или в зоопарке будет способствовать его развитию . Редко когда взрослые на прогулке предлагают детям те или иные игры. Между тем умело организованная деятельность на улице обеспечивает безопасность и контроль, разнообразит и направит в нужное русло исследовательские действия детей , поможет развить их умственные способности и личностные качества.
Прогулки во дворе, в парках дают богатые возможности для развития восприятия окружающего мира. Поэтому игры с природными материалами , такими как - веточки, камешки, шишками и т.д., - несмотря на их кажущуюся примитивность и простоту, бывают очень полезными и занимательными.
В процессе игры с природными материалами развивается и закрепляется общая и мелкая моторика, координация, ребенок учится манипулировать предметами , имеющими разные свойства и назначения.
Чаще организуйте прогулки, экскурсии , в ходе которых не только наблюдайте , но и собирайте природный материал.
Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение. Это настоящее мастерство. Как неповторима природа, так неповторимо и то , что создано из её даров .Каждое произведение уникально и совершенно в своём роде .
Ассоциации .Разложите вместе с детьми все богатства, собранные на прогулке и начинайте фантазировать . Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает : облако , крону дерева , мороженое , конфету или что-то другое. Затем покажите детям один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ вот так камешек похож на голову собаки , так — на телефон, а если перевернуть вверх ногами - вылитая лягушка . Если говорить научным языком , в таких играх дети занимаются опредмечиванием - наделяют новым художественным смыслом знакомые , но безликие предметы . Камешек на какое то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем , что в нем удалось увидеть.
Образы. Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана. Представьте детям возможность соединять камешки и раковины, шишки, палочки таким образом, чтобы получались изображения бабочки, гусеницы, жуки, неваляшки , человечки и пр. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования — составление целого из частей.
Цветы .Цветущих растений в природе великое множество , и все они хороши по своему. Предположим задумывается цветок - настоящий или волшебный - и подбирается подходящий материал для лепестков : крылатки клена , перышки цветные листочки , ракушки , тыквенные семечки . Лепестки соединяют в пышный венчик для этого их втыкают в кусочек пластилина. Серединкой цветка может быть шишка , орех , кусочек коры Стебелек - веточка , палочка соломинка трубочка. Лепестки из перышек и ракушек можно раскрасить А можно сделать цветок иначе : срезать кожуру апельсина или лимона в виде спирали и закрутить из неё розу Из таких цветов предложите составить букет для настоящей вазы или сделать объёмную картину- аппликацию.
Жучки- паучки .Важно подобрать спинку ( туловище ). Подойдут скорлупка грецкого ореха , камешек , ракушка кусочек коры для головки подойдет ягодка или желудевая шляпка для ножек и усиков - веточки и палочки Если дети захотят раскрасить жуков , возьмите красную гуашь — ею покрывается спинка божьей коровки , поверх которой рисуются черные точки жук бронзовик окрашивается в ярко —зеленый цвет , паучку приделывается восемь ножек ( у жуков их шесть) , и сплетается паутина из травинок или ниточек.
Гусеницы .Можно вообще ничего не делать просто взять веточку палочку корешок и увидеть в этой форме гусеницу А можно смастерить ее из частей Очень интересно нанизать на веточку или проволочку несколько ягод рябины или шиповника
Ёжик. Главное в ёжике — это колючки . Какой природный материал может показать это? Проще всего взять раскрывшуюся шишку с торчащими чешуйками Чуть сложнее : воткнуть иголки из хвои , веточек палочек , зубочисток в какую-нибудь форму.
Птички. Всё зависит от того ,какая птичка задумана Такой материал и подбирают. Или же совсем наоборот: дети рассматривают природный материал и представляют что может получится из него . Из шишки , желудя картофелины делается туловище . Из перышек крылаток , ракушек красивых листочков или травинок прикладываются крылышки . Из ягодок мастерят голову. Голову прикрепляют прямо на туловище или делают шею . В зависимости от того , что делает птичка : сидит на веточке клюет зернышки или летает , - составляется композиция . Можно даже смастерить жар -птицу.
Мишка. Подходящий.материал для туловища : шишка , картофелина апельсин камень . В зависимости от того , что он делает : лежит сидит, или бродит по лесу, - располагается его туловище . Из маленькой шишки можно сделать голову и лапы , из чешуек или листочков - уши . Укрепляется мишка на подставке Композиция дополняется корзинкой для малины , ульями .
Олень. Самое трудное - разместить оленя так, чтобы он стоял на четырех ногах и не падал .К легкому туловищу из шишки , рогоза или початка кукурузы прилаживаются четыре ноги одинаковой длины - из веточек , палочек или трубочек , а самое интересное у нашего оленя - ветвистые рога мастерятся из красивых веточек. пучков листьев и травинок , цветных перышек стволы из веточек палочек камышинок, трубочек.
Хвойные деревья чудесно выйдут из шишек . Ну а волшебные деревья можно сделать из чего угодно даже из настоящих кактусов нанизав на колючки ягодки рябины .
Поделки готовы Теперь в большой коробке можно сделать сказочный лес с деревьями , птичками , зверушками грибочками
Листопад и снегопад , водопад и звездопад почти всегда и у всех вызывают удивление , восторг , желание «остановить мгновение». Но лишь очарование листопада можно сохранить без фото- и видео- камеры , без палитры и красок .
Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины , подарки , сувениры , портреты … Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка . При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации . Образы не только легко и быстро придумываются , но и создаются : птички , рыбки , насекомые .
Фантазии из листьев – это фейерверк творчества ! Ведь цветовая палитра , как в живописи , дана в листьях изначально. Образы и композиции возникают из готовых листочков легко и быстро и каждый раз по- новому . А техника ничуть не сложнее , чем в аппликации из бумаги . Даже еще проще . Ничего не нужно вырезать, остаётся лишь «художественно» наклеить на бумагу сами листики и лепестки , чтобы получилась красивая картина.
Из сосновых иголок
В любое время года под соснами можно найти много опавших иголок . Они бывают разного оттенка — от ярко —зеленого до коричневого Предложите ребятам собрать их и разложить по оттенкам Рассмотрите с детьми несколько готовых работ.
Составлять узоры целые картины можно просто на дощечках картонках, на песке на снегу Тут большие возможности для развития воображения фантазии , творчества Сообща можно сделать даже большие картины Можно дополнять изображения другими природными материалами : шишками , семенами листьями
Узоры. Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможность поупражнять детей в составлении узоров из камешков , палочек , шишек ...Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных способностей детей . для детей полутора- двух лет выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы ,размера и окраски — это уже создание самого настоящего орнамента . для более старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинаций , по которым строится узор чередование элементов по форме ( камешек -раковина - камешек ) , по величине ( большой - маленький ) , декору одноцветный - пятнистый ) . Постепенно усложняйте алгоритм . Пусть дети попробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях : два камешка - одна раковина или один маленький камешек - два больших . Если детям понравятся такие узорные игры покажите , что орнамент бывает не только линейным . дети попробуют выкладывать узоры на круге , квадрате , овале , для начала нарисуйте эти исходные формы на песке или же предложите в качестве основы для орнамента бумажные салфетки , пластиковые тарелки. дайте детям возможность поэкспериментировать.
Сотрудничество .Игры с природным материалом хороши еще и тем , что помогают детям осознать такое важное понятие , как сотрудничество. Организовать эти игры чрезвычайно просто. Вы к примеру , рисуете на песке круг и просите одного из детей продолжить работу . Ребенок может нарисовать палочкой или выложить из камешков глаза, нос, улыбку. Когда палочка перейдет к следующему ребенку , он дорисует лучики или же туловище и т. д. Совместные художественные игры развивают у детей не только воображение , но и способность вникать в замысел другого человека , понимать и принимать его точку зрения
Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать посильную помощь Все , что создает ребенок , должно находить практическое применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков , в различных играх. Сюжетные композиции используются для настольного театра, сюжетно-ролевых игр.
Играем с песком (снегом)
Любимая детская деятельность - игры с песком снегом. Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведерки , совки , лопатки и формочки , некрупные игрушки , различные дополнительные материалы дощечки, трафареты, изображающие людей , животных.
Для организации строительства из песка для детей среднего возраста используются те же материалы, с увеличением количества дополнительных средств пластин из фанеры разного размера, пластмассы, природного материала (веточек, корней, камушков, шишек).
Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки , увеличьте количество разнообразного материала. это могут быть обрезки шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта , поролона, шпагата, тесьмы, различные коробки, банки . Для строительства используются емкости , которые наполняются водой , полиэтиленовая пленка. Ребята строят бассейны, пруды, реки.
Организуя работу, чаще сами включайтесь в строительство , объясняйте , показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры, в процессе работы задавайте ребятам такие вопросы , которые способствуют развитию у них изобретательности , стремления к творческому поиску «Как сделать мост ? Что нужно сделать , чтобы укрепить эти части построек ?»
Играя формируйте у ребят навыки общения . Постоянно поощряйте совместное строительство . Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение , добиваться конечной цели. Старайтесь организовывать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь , интересная и содержательная.
Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их , выкапывать в песке ямки , мастерить пирожки , торты .Можно научить детей проводить в песке дорожку , продвигая дощечку . После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки , и постройка обыгрывается . Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая
«По кочкам, по кочкам , по ровненькой дорожке в ямку -бух !». Можно научить ребят строить горки. Научите детей строить высокую башню из трех форм разного объема : в основании самая крупная деталь , на нее ставится деталь поменьше , и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.
Используя кубические формы , дети изготавливают дома , украшая их различными материалами . Дети очень любят рыть в песке тоннели . Чаще делают это вдвоем с двух сторон , пока не соединятся внутри кучи руки. Дети более старшего возраста сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Необходимо показать ,как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины . Дети могут построить высотные дома , дворцы, терема, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны , деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями устанавливают на зданиях антенны , прокладывают провода между уличными фонарями.
Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты.
Научите ребят приему работы с песком , когда песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набрать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы , замки, башни и другие сооружения конусообразной формы постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Для игр с песком дети сами могут изготовить игрушки из материалов , которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, клеенка, проволока). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, можно изготовить деревья , дорожные знаки.
Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья , но и имеет большое воспитательное значение , она помогает развивать у детей интерес и любовь к природе , бережное к ней отношение , формирует художественный вкус , творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие , усидчивость, терпение. Общение с природными материалами обогащает, наполняя ребенка реальными чувствами и представлениями, воспитывает тонкое восприятие. Выполняя пальчиками различную работу с природными материалами, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук.
Труд с использованием природных материалов оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческий поиск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....
Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...
Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...
Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»
Тема урока: «Способы познания окружающего мира»Планируемык образовательные результаты:предметные – представление о способах познания окружающего мира;метапредметные – ИКТ-компе...