Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»
методическая разработка (9 класс) по теме

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром образования Кировского района Санкт-Петербурга с 2008 г. Анализ представляемых на фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.

Цели занятия:

  • подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
  • помочь участникам в выборе области исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект семинарского занятия34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинарское занятие

Автор: Малышева Полина Юрьевна, методист Центра информационной культуры

Объем занятия: 2 учебных часа

Формы: очное комбинированное занятие

Целевая аудитория: участники Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района

Возраст слушателей: 9-11 класс, допустимо с учетом индивидуального развития ребенка проводить занятие для более младших классов при некоторой адаптации материала

Тема: «Исследование – способ познания окружающего мира?»

Актуальность:

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром информационной культуры с 2008 г. Анализ представленных на первый фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.

Цели занятия:

  • подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
  • помочь участникам в выборе области исследования.

Задачи занятия:

  • познакомить участников с основными философскими понятиями, методами и формами познания окружающего мира;
  • дать представление об особенностях, сравнительных преимуществах различных форм познания окружающего мира;
  • сформулировать требования к научному способу познания мира в виде исследования;
  • рассмотреть особенности исследовательской деятельности в разных научных направлениях: естественно-научной области, гуманитарной области, в области психологических и социологических исследований;
  • проанализировать возможности и ресурсы учебного исследования.

Рекомендации для педагога:

При проведении занятия важно создать атмосферу спокойного размышления, безоценочности высказываемых суждений, демонстрировать толерантное отношение к носителю иной точки зрения, ориентировать участников на поиск содержательного ответа на вопрос, а не на угадывание «правильного» ответа. Стремиться предоставить возможность и создать условия для свободного выражения мыслей каждым участником. Рекомендуется проводить занятие без присутствия в аудитории учителей. Состав группы – не более 10-12 человек.

Содержание занятия

Знакомство с понятиями.

Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира.

Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание.

Признаки научного знания:

  • объективность (независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей)
  • доказательность и проверяемость(Научное утверждение должно быть проверено и подтверждено на практике)
  • Логичность  (Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями)

Объект, субъект, теория, гипотеза, наука

Гуманитарные науки и естественные науки – отличия.

Особенности исторической науки.

Особенности психологии и социологии. Роль аппарата статистики в становлении этих наук.

Отличие науки и научной дисциплины.

История становления науки как способа познания действительности. Древний Египет, цивилизация Майя, древний Китай. Роль исторической случайности в развитии научного способа познания.

Способы познания мира: здравый смысл, наука, искусство. Сравнение их. Степень универсальности и затратности каждого способа.

Список литературы для педагога

  • Богоявленская Д.Б.  и др. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ. – 2-е изд., М., 2003. – 90 с.
  • Н.Ю. Синягина, И.В. Калиш, Н.В. Зайцева. Результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» в 2003-2006гг. М., 2007. – 41 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"

Разработка урока  для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе...

Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий - познание окружающего мира".

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный о...

Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»

Тема урока: «Способы познания окружающего мира»Планируемык образовательные результаты:предметные – представление о способах познания окружающего мира;метапредметные – ИКТ-компе...