Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»
методическая разработка (9 класс) по теме
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром образования Кировского района Санкт-Петербурга с 2008 г. Анализ представляемых на фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.
Цели занятия:
- подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
- помочь участникам в выборе области исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект семинарского занятия | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинарское занятие
Автор: Малышева Полина Юрьевна, методист Центра информационной культуры
Объем занятия: 2 учебных часа
Формы: очное комбинированное занятие
Целевая аудитория: участники Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района
Возраст слушателей: 9-11 класс, допустимо с учетом индивидуального развития ребенка проводить занятие для более младших классов при некоторой адаптации материала
Тема: «Исследование – способ познания окружающего мира?»
Актуальность:
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром информационной культуры с 2008 г. Анализ представленных на первый фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.
Цели занятия:
- подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
- помочь участникам в выборе области исследования.
Задачи занятия:
- познакомить участников с основными философскими понятиями, методами и формами познания окружающего мира;
- дать представление об особенностях, сравнительных преимуществах различных форм познания окружающего мира;
- сформулировать требования к научному способу познания мира в виде исследования;
- рассмотреть особенности исследовательской деятельности в разных научных направлениях: естественно-научной области, гуманитарной области, в области психологических и социологических исследований;
- проанализировать возможности и ресурсы учебного исследования.
Рекомендации для педагога:
При проведении занятия важно создать атмосферу спокойного размышления, безоценочности высказываемых суждений, демонстрировать толерантное отношение к носителю иной точки зрения, ориентировать участников на поиск содержательного ответа на вопрос, а не на угадывание «правильного» ответа. Стремиться предоставить возможность и создать условия для свободного выражения мыслей каждым участником. Рекомендуется проводить занятие без присутствия в аудитории учителей. Состав группы – не более 10-12 человек.
Содержание занятия
Знакомство с понятиями.
Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира.
Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание.
Признаки научного знания:
- объективность (независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей)
- доказательность и проверяемость(Научное утверждение должно быть проверено и подтверждено на практике)
- Логичность (Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями)
Объект, субъект, теория, гипотеза, наука
Гуманитарные науки и естественные науки – отличия.
Особенности исторической науки.
Особенности психологии и социологии. Роль аппарата статистики в становлении этих наук.
Отличие науки и научной дисциплины.
История становления науки как способа познания действительности. Древний Египет, цивилизация Майя, древний Китай. Роль исторической случайности в развитии научного способа познания.
Способы познания мира: здравый смысл, наука, искусство. Сравнение их. Степень универсальности и затратности каждого способа.
Список литературы для педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....
Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"
Разработка урока для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...
Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...
Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе...
Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий - познание окружающего мира".
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный о...
Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»
Тема урока: «Способы познания окружающего мира»Планируемык образовательные результаты:предметные – представление о способах познания окружающего мира;метапредметные – ИКТ-компе...