ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.
статья (10 класс) на тему
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании.
Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_pedagogicheskoy_kultury_roditeley_uchashchikhsya.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании.
В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:
операционный компонент – осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка;
коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и решать конфликты;
рефлексивный компонент – умение анализировать собственный действия, поступки и состояния; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;
эмоциональный компонент – умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения.
Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт. Важно отметить, что современный ребёнок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а одним – двумя родителями, что само по себе сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. Хочу откровенно признать, что педагогическая культура родителей, вверенного мне 11Б класса оставляет желать лучшего.
На вопрос: «Считаете ли вы себя достаточно педагогически подготовленными к воспитанию детей?» - многие родители ответили отрицательно, некоторые сказали: «Не совсем». Многочисленные факты подтверждают, что иногда между родителями и детьми складываются конфликтные отношения из-за незнания особенностей детской возрастной психологии, отсутствия элементарных знаний о методах педагогического воздействия на детей в условиях семейного воспитания. Тому масса примеров. Когда я решил одному из родителей поведать о недобросовестном отношении его сына к учёбе, меня поразила реакция отца. Он отреагировал так: « Ну, что ж, сегодня получит». И мне пришлось в дальнейшем нашем диалоге разъяснять папаше элементарные методы педагогического воспитания. Довольно часто родители считают, что процесс нравственного, духовного воспитания своих детей не является приоритетным. Они видят главную задачу в том, чтобы их ребёнок был прилично одет, сыт и обеспечен учебными принадлежностями, хотя многих последний пункт даже не интересует.
Однажды у меня произошёл разговор с родителем. Он поинтересовался учёбой и поведением своего сына в школе. Заранее зная, что хвалить его сына не за что и получив нелицеприятный ответ, отец ученика неожиданно прореагировал так: « Не могу понять, что ему надо? Хорошо его одеваем, каждый день в нашей семье мясные блюда, а он не хочет учиться!» Трудно убедить таких родителей, что кормить и одевать детей – это их прямая обязанность, но помимо этого есть и другие обязанности, прописанные в Конституции РФ.
Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 164 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК), уголовной (ст. 156 УК).
Каких «подводных камней» следует избегать родителю, если волею судьбы ему приходится воспитывать своих детей в одиночку? В 11-Б классе 7 учащихся из неполных семей: у четверых-нет отца, у остальных - родители в разводе.
Зачастую родители, воспитывающие ребенка одни, стремятся максимально окружить его лаской и заботой, к тому же чрезмерно опекая. Однако такое поведение самым губительным образом сказывается на личности юного человека. Став взрослым, он превращается в изнеженного эгоиста, к тому же совершенно неприспособленного к самостоятельной жизни.
Если усиленная опека производится матерью над сыном, то подобная ситуация может привести к двум последствиям. Либо мальчик, протестуя против нее, станет конфликтовать с мамой. Подобный бунт может закончиться тем, что он станет искать знакомств с независимыми и, по его мнению, мужественными парнями, пусть даже не чтущими Уголовный Кодекс.
Более распространенным итогом опеки является уничтожение личности ребенка. Сломавшись, он покоряется командирскому тону женщины, растя безынициативным и слабовольным человеком. Подобная инфантильность часто может сохраняться и на всю жизнь. А мы потом удивляемся, почему перевелись богатыри.
Другая крайность, которой «грешат» одинокие матери — излишняя жесткость. Не желая баловать ребенка, они начинают очень строго спрашивать с него за малейший проступок. Следует, однако, помнить, что замечания от отца воспринимаются именно как замечания. Критика же со стороны матери — как ее отказ в любви к ребенку. Даже самый незначительный спор с нею зачастую переходит в личностную плоскость. Отказаться от оценки негативных поступков своего чада, конечно, нельзя. Однако каждое слово в данном случае должно быть продуманно и взвешенно.
В индивидуальных беседах и на классных родительских собраниях стараюсь предостеречь родителей от таких методов воспитания. Недавно у меня состоялся приватный разговор с одной родительницей. Выслушав моё мнение об учёбе своего сына, она неожиданно стала расписываться в своём родительском бессилии, заявив: « Мой сын никуда не ходит, по вечерам находится дома, сидит за компьютером. Не понимаю, почему у него такие плохие оценки?» Пришлось объяснять, что увлеченность сына компьютером никак не гарантирует высокое качества его успеваемости и тем более воспитанности.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, школе. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Профилактическая деятельность определяется необходимостью формирования у родителей и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры родителей, расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни
Стремлюсь разъяснить родителям, что доброе слово, как гласит народная мудрость, и кошке приятно, а уж юному человеку не просто приятно, а и полезно. Родители – оптимисты, излучающие уверенность, сохраняют в своём ребенке доверие к окружающему его миру. А если еще они и помогают осваивать чаду стратегию поведения, присущую его полу, то им вообще цены нет.
Поэтому последний совет, который я им предлагаю — посмотрите на себя в зеркало и поймите, что ваш ребёнок – это отражение того, что вы видите в этом зеркале. Не надо жертвовать своей личной жизнью якобы в угоду своему чаду. Пользы от этого не будет никому. А вот создание благотворной обстановки в семье поможет вернуться к нормальной жизни и вам, и вашему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...
"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...
Работа по повышению педагогической культуры родителей
Работа по повышению педагогической культуры родителей...
Основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО
В выступлении отражены основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО...
Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....
Работа по повышению педагогической культуры родителей.
Работа по повышению педагогической культуры родителей....
Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей.
В статье рассматривается проблема современного образования и воспитания школьника с точки зрения взаимодействия участников этого процесса. Отмечаются острые моменты современного состояни...