Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей.
консультация

Сергей Анатольевич Донецкий

    В статье рассматривается проблема современного образования и воспитания школьника с точки зрения взаимодействия участников этого процесса. Отмечаются острые моменты современного состояния образования и воспитания в их динамике и взаимодействии. Но недостатки не только указываются, но и анализируются причины их возникновения, предлагаются способы и приёмы их решения. Вполне ясно, что мы либо сможем решать эти проблемы, либо мы прийдём в никуда. И роль гармоничного взаимодействия всех участников этого процесса преувеличить невозможно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей

Содержание:

           Введение.

  1. Участники педагогического процесса.
  2. Фактор взаимодействия семьи и школы в повышении педагогической культуры родителей.

          Заключение.

Введение.

    Данная тема мне представляется важной в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, российское общество на протяжении десятков лет было лишено поступательного развития, подвергаясь регулярным революционным изменениям. Деформации нашего общества принимали подчас такие формы, что затрагивали все его стороны жизни. Не стала исключением и педагогика в нашей стране. И, если, пройдя катаклизмы начала XX века, была создана стройная и эффективная система образования, то на рубеже XX –XI веков, наше общество снова прошло через ломку всех сфер жизни, надругательства над нашим прошлым, отбрасывания всего ценного, что удалось с таким трудом накопить за советский период истории.

   Не избежало этого и образование. Принижение роли воспитания в образовании растущего поколения, отбрасывание семейных ценностей, лавина чужеродных ценностей серьёзно подорвали систему образования и воспитания, а перманентное состояние реформ в этой области заставляет думать, что осуществляется комплексный план по уничтожению нашего народа. Очень серьёзно понизило качество образования и воспитания отказ от традиционных ценностей, разрушения духовных традиций, которые хоть как-то сложились в предшествующую эпоху, бездумное перенимание чужеродных традиций, некоторые из которых глубоко чужды нашему обществу. И лишь в последние годы наметились позитивные тенденции в развитии образования, хрупкие и неустойчивые, которые пробиваются скорее вопреки, чем благодаря. Всё-таки приходит понимание, что без возврата к определённым приёмам общежития в нашем обществе – у него просто нет будущего.

   Одной из таких тенденций можно считать возврат к пониманию невозможности сформировать гармонично развитую личность без восстановления взаимодействия всех участников образовательного процесса.

   Во-вторых, данная тема важна и интересна тем, что непосредственно связана с практической каждодневной работой учителя. Являясь одним из основных участников образовательного процесса, учитель непосредственно влияет и сам подвергается влиянию других участников процесса. Являясь носителем педагогического опыта, теоретических знаний, он, учитель, может оказывать непосредственное влияние на уровень педагогической культуры родителей. Более того, в своей практической деятельности. Учитель не остаётся в одиночестве с родителями, но поддерживается всем педагогическим коллективом школы.

    Теперь рассмотрим, кто является участником педагогического процесса.

1. Участники педагогического процесса.

Объективно, образовательный процесс состоит из трёх основных участников, активных участников. Это обучающая организация (школа, гимназия…), родители, либо лица их замещающие, и сам ученик. Это те три участника, которые непосредственно, очевидно, в открытой форме участвуют в образовательном процессе. Влияние образовательной организации огромно. Дети проводят в школе большую часть своего активного времени, школа оказывает на них активное воздействие на протяжении всего учебного дня. Родители, или семья присутствуют незримо и явно во всё время деятельности ученика или школы. И это воздействие непрерывно. Но есть ещё один участник. Его присутствие не столь явно, не так очевидно для многих участников педагогического процесса. В какой-то мере его влияние завуалировано. Это наше общество в целом. И если понять под обществом такой инструмент воздействия как государство, то можно согласиться, что такое влияние является колоссальным, всеприсутствующим и часто подавляющим. Сила воздействия этого участника такова, что она может деформировать любые отношения. Это воздействие может быть как мягким, так и жёстким, как фрагментарным, так и всеобъемлющим. На нашу педагогику это влияние было особенно сильно, что не могло не сказаться на состоянии остальных участников образовательного процесса.

   На рубеже XX –XI веков были серьёзно искажены взгляды на педагогический процесс в смысле отрицания значения воспитательного процесса, роли семьи в воспитательном процессе, был нанесён серьёзный ущерб авторитету учебных заведений, просто провален статус учителя общеобразовательной школы. Это сказалось на моральном облике общества, на его здоровье, и, в конце – концов, на численности населения нашей страны.

   И, несмотря на то, что педагогические способности заложены природой в каждом человеке в той или иной мере, общая педагогическая культура родителей за последние десятилетия сильно упала. Изменились сами этические представления, поведение родителей с детьми часто носят недопустимый характер при полном непонимании этого со стороны родителей. Соответственно в большую жизнь вошло поколение с иными морально-этическими представлениями.

   На учебных заведениях эти тенденции не могли не сказаться, но надо отметить, что определённы консерватизм их сыграл здесь позитивную роль, когда именно эти заведения остались хранителями прошлых традиций и ценностей.

2. Фактор взаимодействия семьи и школы в повышении педагогической культуры родителей.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы и семьи. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Как утверждает Сластенин В.А.: «Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, - научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей» [4, c.434].

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

• целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье;

• повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара "Семейная педагогика" или "Совершенствование семейного воспитания" и др.; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей; использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями;

• выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.

• формирование действенной общественной родительской организации.

Тем не менее, роль родителей в воспитании детей во многом является определяющей в силу ряда обстоятельств. Такими обстоятельствами являются: авторитет родителей и их поведение как объект подражания, довольно большое количество времени, проводимое ребёнком с семьёй, особое психическое воздействие родителей, оказываемое на ребёнка. Поэтому особое значение имеет работа школы с родительским коллективом. Причём эта работа имеет двустороннюю направленность. С одной стороны, педагогический коллектив оказывает воздействие на родителей, с другой, родители влияют на учителей.

Правильно поставленная работа педагогического коллектива с родителями, ознакомление родителей с основными правилами и методами воспитания детей, приводит к росту педагогической культуры родителей. В числе приёмов, ведущих к повышению педагогической культуры родителей, можно назвать ознакомление с разработками в педагогической науке, тактичное ознакомление родителей с особенностями их детей, на основе данных, полученных при помощи опросов, анкетирования, других приёмов. Очень важно при этом установить доверительные отношения с родителями, отношения тактичные, так как дело касается довольно интимной стороны их жизни. В то же время и родители воздействуют на учителей, вводя их во внутренний мир ребёнка со своей, семейной, стороны.

Кроме того, низкая культура во многих семьях обуславливает неправильное поведение самих родителей и как следствие неправильное воспитание ими своих детей. Как правило, образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Нередко встречается в таких семьях и насилие над детьми, которое является одной из причин высокой подростковой преступности и детской жестокости. Специфика современной жизни (высокая степень занятости, связанная с условиями работы) порождает стремление решать возникающие вопросы в воспитании детей или очень быстро, или же их вообще не решать. Быстрые решения приводят или к насилию над ребёнком, или к поверхностному отношению к этим вопросам, что самым негативным образом скажется на формировании личности ребёнка. Без систематической работы с родителями в этой области со стороны специалистов не обойтись, так как нащупывание верных путей в воспитании родителями своих детей приводит к трате времени, снижении эффективности воспитания и к необратимости результатов. Тогда как простая подсказка со стороны учителя может быстро и действенно помочь родителям. Конечно, мастерство учителя здесь должно быть на высоте.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных руководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию. Все это классный руководитель использует в своей работе. Но все-таки его собственное слово родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес, о своем ребенке. Полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему возникают ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано открыто в присутствии других людей, в данном случае родителей.

Одна из форм установления контактов с родителями - педагогические поручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету (лучше это сделать на классном собрании).

Заключение

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. social is – общественный, товарищеский) – включение человека в систему общественных отношений, процесс и результат усвоения индивидом выработанных социальных норм и культурных ценностей общества.

Процесс социализации начинается с того мгновения, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и свое отношение к другим людям. Осуществляется процесс социализации в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. Социализацию относят к процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе педагогически организованного.

Учитель - координатор (манипулятор, он направляет познавательную деятельнось обучаемого), а не только урокодатель с кнутом либо пряником. Учитель воспитывает личным примером. Необходимо создать такие условия и атмосферу в школе, чтобы дети захотели учиться сами и школу посещали как «кладезь знаний», а не как место предназначенное только для общения, своеобразной «тусовки» или отбывания «каторги».

В связи с этим важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы[1].

Нужно всегда помнить, что воспитание – это творчество. Не зря в последние годы уклон политики государства склоняется на воспитание и обучение ребенка в семье (т. е. социализация ребенка через воспитание в семье), а школа только направляет, регулирует, помогает, объединяет усилия с семьей – направлять процесс воспитания в семье.

Для образования и повышения культуры родителей в процессе воспитания своих детей можно организовать[2] в школе (или):

  • лекторий – передача знаний по воспитанию;
  • университет – лекции и семинары;
  • вечера вопросов и ответов (привлечь юристов, врачей, психологов...);
  • родительский клуб;
  • родительский день (день открытых дверей – концерт, встреча с классами, присутствие на уроке и т.д.);
  • совместный спортивный праздник;
  • конкурс на лучший родительский комитет среди классов;
  • конкурс среди классов на лучшую клумбу, грядку – работают вместе дети и родители «Благоустроим родную школу» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в деле повышения педагогической культуры родителей, альтернативы школе практически не существует. В пользу этого говорят многие факторы. Главными факторами являются: территориальная привязанность родителей к месту обучения детей, наличие специалистов по воспитанию в одном месте, знание друг друга на протяжении длительного периода, возможность получить необходимую помощь. Так сказать, все услуги в одном месте.

Список литературы:

1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации для начинающих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, председателей родительских комитетов школ). - Букина И.И. Дата: 30.12.03.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

3. Письмо Министерства образования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16 (НЦПИ) «О направлении обобщенных материалов по итогам проведения всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.




Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей

Содержание:

           Введение.

  1. Участники педагогического процесса.
  2. Фактор взаимодействия семьи и школы в повышении педагогической культуры родителей.

          Заключение.

Введение.

    Данная тема мне представляется важной в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, российское общество на протяжении десятков лет было лишено поступательного развития, подвергаясь регулярным революционным изменениям. Деформации нашего общества принимали подчас такие формы, что затрагивали все его стороны жизни. Не стала исключением и педагогика в нашей стране. И, если, пройдя катаклизмы начала XX века, была создана стройная и эффективная система образования, то на рубеже XX –XI веков, наше общество снова прошло через ломку всех сфер жизни, надругательства над нашим прошлым, отбрасывания всего ценного, что удалось с таким трудом накопить за советский период истории.

   Не избежало этого и образование. Принижение роли воспитания в образовании растущего поколения, отбрасывание семейных ценностей, лавина чужеродных ценностей серьёзно подорвали систему образования и воспитания, а перманентное состояние реформ в этой области заставляет думать, что осуществляется комплексный план по уничтожению нашего народа. Очень серьёзно понизило качество образования и воспитания отказ от традиционных ценностей, разрушения духовных традиций, которые хоть как-то сложились в предшествующую эпоху, бездумное перенимание чужеродных традиций, некоторые из которых глубоко чужды нашему обществу. И лишь в последние годы наметились позитивные тенденции в развитии образования, хрупкие и неустойчивые, которые пробиваются скорее вопреки, чем благодаря. Всё-таки приходит понимание, что без возврата к определённым приёмам общежития в нашем обществе – у него просто нет будущего.

   Одной из таких тенденций можно считать возврат к пониманию невозможности сформировать гармонично развитую личность без восстановления взаимодействия всех участников образовательного процесса.

   Во-вторых, данная тема важна и интересна тем, что непосредственно связана с практической каждодневной работой учителя. Являясь одним из основных участников образовательного процесса, учитель непосредственно влияет и сам подвергается влиянию других участников процесса. Являясь носителем педагогического опыта, теоретических знаний, он, учитель, может оказывать непосредственное влияние на уровень педагогической культуры родителей. Более того, в своей практической деятельности. Учитель не остаётся в одиночестве с родителями, но поддерживается всем педагогическим коллективом школы.

    Теперь рассмотрим, кто является участником педагогического процесса.

1. Участники педагогического процесса.

Объективно, образовательный процесс состоит из трёх основных участников, активных участников. Это обучающая организация (школа, гимназия…), родители, либо лица их замещающие, и сам ученик. Это те три участника, которые непосредственно, очевидно, в открытой форме участвуют в образовательном процессе. Влияние образовательной организации огромно. Дети проводят в школе большую часть своего активного времени, школа оказывает на них активное воздействие на протяжении всего учебного дня. Родители, или семья присутствуют незримо и явно во всё время деятельности ученика или школы. И это воздействие непрерывно. Но есть ещё один участник. Его присутствие не столь явно, не так очевидно для многих участников педагогического процесса. В какой-то мере его влияние завуалировано. Это наше общество в целом. И если понять под обществом такой инструмент воздействия как государство, то можно согласиться, что такое влияние является колоссальным, всеприсутствующим и часто подавляющим. Сила воздействия этого участника такова, что она может деформировать любые отношения. Это воздействие может быть как мягким, так и жёстким, как фрагментарным, так и всеобъемлющим. На нашу педагогику это влияние было особенно сильно, что не могло не сказаться на состоянии остальных участников образовательного процесса.

   На рубеже XX –XI веков были серьёзно искажены взгляды на педагогический процесс в смысле отрицания значения воспитательного процесса, роли семьи в воспитательном процессе, был нанесён серьёзный ущерб авторитету учебных заведений, просто провален статус учителя общеобразовательной школы. Это сказалось на моральном облике общества, на его здоровье, и, в конце – концов, на численности населения нашей страны.

   И, несмотря на то, что педагогические способности заложены природой в каждом человеке в той или иной мере, общая педагогическая культура родителей за последние десятилетия сильно упала. Изменились сами этические представления, поведение родителей с детьми часто носят недопустимый характер при полном непонимании этого со стороны родителей. Соответственно в большую жизнь вошло поколение с иными морально-этическими представлениями.

   На учебных заведениях эти тенденции не могли не сказаться, но надо отметить, что определённы консерватизм их сыграл здесь позитивную роль, когда именно эти заведения остались хранителями прошлых традиций и ценностей.

2. Фактор взаимодействия семьи и школы в повышении педагогической культуры родителей.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы и семьи. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким пониманием функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Как утверждает Сластенин В.А.: «Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, - научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей» [4, c.434].

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

• целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Работа с родителями ведётся не в общем, а конкретно, решаются насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье;

• повышение квалификации, профессионализма, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара; учет особенностей района, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей; использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями;

•  комплексный подход педагогического коллектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.

• формирование действенной общественной родительской организации.

Тем не менее, роль родителей в воспитании детей во многом является определяющей в силу ряда обстоятельств. Такими обстоятельствами являются: авторитет родителей и их поведение как объект подражания, довольно большое количество времени, проводимое ребёнком с семьёй, особое психическое воздействие родителей, оказываемое на ребёнка. Поэтому особое значение имеет работа школы с родительским коллективом. Причём эта работа имеет двустороннюю направленность. С одной стороны, педагогический коллектив оказывает воздействие на родителей, с другой, родители влияют на учителей.

Правильно поставленная работа педагогического коллектива с родителями, ознакомление родителей с основными правилами и методами воспитания детей, приводит к росту педагогической культуры родителей. В числе приёмов, ведущих к повышению педагогической культуры родителей, можно назвать ознакомление с разработками в педагогической науке, тактичное ознакомление родителей с особенностями их детей, на основе данных, полученных при помощи опросов, анкетирования, других приёмов. Очень важно при этом установить доверительные отношения с родителями, отношения тактичные, так как дело касается довольно интимной стороны их жизни. В то же время и родители воздействуют на учителей, вводя их во внутренний мир ребёнка со своей, семейной, стороны.

Кроме того, низкая культура во многих семьях обуславливает неправильное поведение самих родителей и как следствие неправильное воспитание ими своих детей. Как правило, образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Нередко встречается в таких семьях и насилие над детьми, которое является одной из причин высокой подростковой преступности и детской жестокости. Специфика современной жизни (высокая степень занятости, связанная с условиями работы) порождает стремление решать возникающие вопросы в воспитании детей или очень быстро, или же их вообще не решать. Быстрые решения приводят или к насилию над ребёнком, или к поверхностному отношению к этим вопросам, что самым негативным образом скажется на формировании личности ребёнка. Без систематической работы с родителями в этой области со стороны специалистов не обойтись, так как нащупывание верных путей в воспитании родителями своих детей приводит к трате времени, снижении эффективности воспитания и к необратимости результатов. Тогда как простая подсказка со стороны учителя может быстро и действенно помочь родителям. Конечно, мастерство учителя здесь должно быть на высоте.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных руководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию. Все это классный руководитель использует в своей работе. Но все-таки его собственное слово родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес, о своем ребенке. Полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему возникают ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано открыто в присутствии других людей, в данном случае родителей.

Одна из форм установления контактов с родителями - различные поручения. Можно назвать несколько видов таких поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету (лучше это сделать на классном собрании).

Заключение

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. social is – общественный, товарищеский) – включение человека в систему общественных отношений, процесс и результат усвоения индивидом выработанных социальных норм и культурных ценностей общества.

Процесс социализации начинается с того мгновения, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и свое отношение к другим людям. Осуществляется процесс социализации в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. Социализацию относят к процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе педагогически организованного.

Учитель - координатор (манипулятор, он направляет познавательную деятельнось обучаемого), а не только урокодатель с кнутом либо пряником. Учитель воспитывает личным примером. Необходимо создать такие условия и атмосферу в школе, чтобы дети захотели учиться сами и школу посещали как «кладезь знаний», а не как место предназначенное только для общения, своеобразной «тусовки» или отбывания «каторги».

В связи с этим важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы[1].

Нужно всегда помнить, что воспитание – это творчество. Не зря в последние годы уклон политики государства склоняется на воспитание и обучение ребенка в семье (т. е. социализация ребенка через воспитание в семье), а школа только направляет, регулирует, помогает, объединяет усилия с семьей – направлять процесс воспитания в семье.

Для образования и повышения культуры родителей в процессе воспитания своих детей можно организовать в школе):

  • лекторий – передача знаний по воспитанию;
  • университет – лекции и семинары;
  • вечера вопросов и ответов (привлечь юристов, врачей, психологов...);
  • родительский клуб;
  • родительский день (день открытых дверей – концерт, встреча с классами, присутствие на уроке и т.д.);
  • совместный спортивный праздник;
  • конкурс на лучший родительский комитет среди классов;
  • конкурс среди классов на лучшую клумбу, грядку – работают вместе дети и родители «Благоустроим родную школу» и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в деле повышения педагогической культуры родителей, альтернативы школе практически не существует. В пользу этого говорят многие факторы. Главными факторами являются: территориальная привязанность родителей к месту обучения детей, наличие специалистов по воспитанию в одном месте, знание друг друга на протяжении длительного периода, возможность получить необходимую помощь. Так сказать, все услуги в одном месте.

Список литературы:

1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации для начинающих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, председателей родительских комитетов школ). - Букина И.И. Дата: 30.12.03.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

3. Письмо Министерства образования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16 (НЦПИ) «О направлении обобщенных материалов по итогам проведения всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...

Работа по повышению педагогической культуры родителей

Работа по повышению педагогической культуры родителей...

Взаимодействие школы и семьи как фактор, способствующий повышению мотивации к обучению

                  Все наши замыслы, все поиски и построения                        ...

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической кул...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....