Основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО
материал на тему
В выступлении отражены основные формы повышения педагогической культуры родителей в рамках внедрения ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные формы повышения педагогической культуры родителей | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия№1 города Лебедянь Липецкой области
Основные формы повышения
педагогической культуры родителей
в рамках внедрения ФГОС ООО
Учитель: Горбачева Н.А.
2015 год
Основные формы повышения педагогической культуры
родителей в рамках внедрения ФГОС ООО.
Есть темы, не теряющие свою актуальность не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Важность данной проблемы определяется тем, что семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только всего воспитательного процесса, но и общества в целом. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика. Когда ребенок приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки, поведение, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В тоже время за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей.
Поэтому переход на новые образовательные стандарты вызывает определенные проблемы, в решении которых нам, учителям, отведена серьезная миссия
Прежде всего Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» (ФГОС ООО).
В гимназии принята программа воспитания и социализации обучающихся, одним из ключевых направлений реализации которой в рамках внедрения ФГОС на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — это один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
В современных условиях необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школьного возраста основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности гимназии по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) предусмотрено использование различных форм работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
В программе воспитания и социализации обучающихся гимназии отражена
необходимость создания таких психолого-педагогических условий во взаимодействии педагогов и родителей, которые обеспечивают формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования; формирования ценностного отношения к семье, сохранении и приумножении ее традиций.
Такими условиями, являются :
1.Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни с помощью изучения семейных династий, исследование своей родословной, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношений детей и родителей, приглашение родителей к управлению школой);
2.Изучение национального семейного опыта средствами народной педагогики (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций, семейного уклада);
3.Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществление психолого-педагогического образования родителей и оказание просветительской деятельности по повышению фамилистической компетентности, сотрудничества с социально-психологической службой гимназии, установка контактов с наиболее значимыми взрослыми людьми для ребенка; системное проведение родительских встреч, консультаций, бесед);
4.Организация и проведение совместного досуга школьников и родителей (поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и образовательной организации, активное привлечение родителей для совместной деятельности с классом и гимназии; организация взаимного творчества учащихся и родителей).
Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС имеют формы работы с родителями. Востребованными в работе с родителями являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные. С целью организации взаимодействия с родителями в разрешении проблем ребенка, играет такая форма работы как психолого-педагогическая мастерская для родителей, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам воспитания, развития и процессам взросления детей. Проведение такой мастерской помогает педагогу и родителям найти точки соприкосновения, познакомить родителей с методами воспитания на основе добра, милосердия, заботы, эмпатии и толерантности. В ходе работы используются такие приемы, которые обеспечивают активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление, построение семейной модели воспитания ценностно-нравственных взаимоотношений родителей и детей, упорядочение детско-родительских отношений.
Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.
Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Стандарт задал высокую планку и для школы, и для родителей .
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. И только совместная работа двух общественных институтов (семьи и школы) позволит ребенку достичь успеха, и тем самым способствовать его гармоничному и разностороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...
"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...
Работа по повышению педагогической культуры родителей
Работа по повышению педагогической культуры родителей...
Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....
СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»
Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...
Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...