"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
статья по теме
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ
Слайд2
Добрый день уважаемые коллеги.
Я являюсь классным руководителем 8 класса МОУ «Кашинская основная общеобразовательная школа» Волоколамского муниципального района. В нашей школе нет социального педагога, психолога, поэтому вся работа лежит на плечах классного руководителя.
На первом родительском собрании я столкнулась с проблемой:
- Низкая посещаемость родительских собраний
- Малая заинтересованность родителей успехами ребёнка, классного коллектива
- Нежелание родителей участвовать в делах школы
Слайд3
Для того чтобы выявить причины не желания семьи сотрудничать со школой в воспитании ребёнка мною было проведено анкетирование учащихся и родителей о факторах, влияющих на становление личности учащихся. Были получены следующие результаты:
Факторы, влияющие на становление личности учащихся | Учащиеся | Родители |
Семья | 42,6% | 22,8% |
СМИ | 11% | 16% |
Общество | 20,4% | 25,6% |
Школа | 26% | 35,6% |
Из таблицы видно, для детей главный фактор, влияющий на становление его личности, семья. В тоже время родители недооценивают свои силы. Считают что они мало влияют на своего ребёнка. Не являются для него примером. Роль семьи ставится на 3 место после школы и СМИ.
Слайд4
Так же мною проведено анкетирование для родителей «Мой ребёнок»
1.Как Ваш ребенок относится к родителям, другим членам семьи? (с любовью, уважением, равнодушием, грубо и т.п.).
2.Какие качества характера проявляет Ваш ребенок особенно ярко? Какова главная черта его характера?
3.Что отличает Вашего ребенка в поведении, привычках, состоянии здоровья?
4.Что больше всего действует на него? (ласка, просьба, требование, угроза, наказание и т.п.).
5.Какова роль ребенка в семье? (обязанности, разовые и постоянные поручения и т.п.).
6.Есть ли у Вашего ребенка постоянный круг друзей?
7.Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время?
8.Какие учебные предметы нравятся ребенку, почему? Какие можно назвать любимыми предметами?
9.Как ребенок относится к школе: охотно ли идет туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным мероприятиям?
10.Рассказывает ли он Вам о своем классе? Что ему нравится? Что нет?
11.Кто из взрослых является для него авторитетом?
12.Какой Ваш ребенок в коллективе? (общительный - необщительный, жадный - щедрый, обидчивый - необидчивый, командует - подчиняется, драчливый - недрачливый, помогает другим - не помогает, уступает в конфликтной ситуации - не уступает и т.п.).
13.Что бы Вы хотели изменить в Вашем ребенке?
14.Нравятся ли Вам его увлечения? Каковы они?
15.Удовлетворены ли Вы, как проводите с ребенком свое свободное время? Чем наполнено?
16.Может быть, Вы хотите что-либо предложить, организовать или провести для учеников нашего класса?
17.Ваши предложения, просьбы, пожелания классному руководителю.
К сожалению, результаты анкеты показали, что большинство родителей не знает и не интересуется, чем живёт ребёнок. Не могут назвать любимый учебный предмет ребёнка. Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время. У многих общение с ребёнком ограничивается единственным вопросом: «Что ты сегодня получил(а)? Покажи дневник.».
К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются.
Составляя план воспитательной работы одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя я выделила - работу с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Союз учителя, родителей и ребенка.
Слайд5
В работе с родителями я выделила несколько направлений:
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.
- формирование положительных взаимоотношений между родителями и ребёнком, организовывая совместные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми.
Для того чтобы работа была плодотворной родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
С первых дней знакомства с родителями я стараюсь показать и доказать родителям что воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
Слайд6
Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:
- изучение семей обучающихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- организация массовых мероприятий совместно с родителями и учениками,
- организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;
- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.
Слайд7
Основные формы работы с семьей:
- групповые (мастер-классы, творческие мастерские, семейные праздники, дискуссии, деловые игры, круглые столы, создание презентаций и многое другое);
- индивидуальные (беседы с родителями, консультации, посещение семьи).
В пятом классе посетила все семьи учащихся, познакомилась с условиями их проживания. Один раз в четверть посещаю семьи, которые были на контроле, лучше узнаю условия, в которых живет ребенок.
Слайд8
При работе с родителями определила для себя несколько правил:
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.
3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).
4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
5. В общении с родителями должна быть доброжелательной, внима тельной, тактичной, требовательной.
- Посещая семью, соблюдаю следующие условия:
• не прихожу в семью без предупреждения;
• не веду беседу стоя у входа;
7. Помню правило: ребенок - главная цель общения.
Слайд9
Большую значимость обретает информационная функция родительских собраний.
Тематику родительских собраний определяют сами родители. Выявляю востребованные родителями темы методом опросов, анкетирования, личных бесед. На первом в новом учебном году родительском собрании предлагаю родителям перечень из 15-20 тем и прошу отметить те, которые на их взгляд наиболее значимы. Тема собрания формулируется кратко, но емко, должна быть актуальной и понятной для родителей.
Например, в прошлом учебном году было проведено родительское собрание «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» в форме «круглого стола» с элементами ситуационной игры. Цель такого родительского собрания была в осмыслении происходящих в школе и семье событий, продуктивное развитие взаимоотношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, формирование способности осознанного выбора. Первое родительское собрание в текущем году на тему «Что значит быть здоровым человеком» было проведено вместе с детьми. Цель этого собрания дать представление о том, что такое здоровый образ жизни, заставить учащихся и родителей задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщить всю семью к здоровому образу жизни, развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес. Собрание проходило в игровой форме с использованием пословиц, плакатов на данную тему, игровых заданий, викторин.
Но иногда возникают какие-то проблемы. Поэтому приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот такие темы собраний мы запланировали провести в текущем году.
- «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении - первостепенное условие становления личности.
- «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе которых лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Речь шла о систематическом, каждодневном воспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.
- «Особенности подросткового возраста» (цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, найти пути преодоления подросткового кризиса, определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
На классном родительском собрании помимо основной темы, обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяем стратегические линии сотрудничества родителей и школы.
Знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса, с состоянием атмосферы в классе. Делюсь наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь стараюсь быть предельно деликатной, избегаю негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
Слайд10
Повышение уровня педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, поэтому предлагаю родителям информацию о новинках педагогической литературы. Приглашаю на родительские собрания учителей-предметников, с целью повышения качества образования путём ознакомления родителей с требованиями учителя по данному предмету
Слайд11
К планированию внеклассных мероприятий привлекаю не только и учащихся, но и родителей. Для определения большей будущей результативности планирования уже на первой встрече с родителями предлагаю ответить на некоторые вопросы, которые помогут определить содержание будущей работы с детьми и участие в ней родителей учащихся.
Уважаемые папы и мамы!
Насколько интересной, насыщенной и полезной будет совместная деятельность учащихся класса, их жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Подумайте над тем, какие мероприятия необходимо провести в нашем классе в этом учебном году.
1. Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?
2. Какие экскурсии необходимо организовать в классе?
3. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать в этом году?
4. Какие нравственные темы необходимо обсудить с учащимися класса?
5. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?
6. В каких мероприятиях класса может участвовать ваш ребенок?
7. В каких мероприятиях класса вы сами могли бы принять участие?
Результаты такого анкетирования помогли по-новому взглянуть на процесс воспитания в детском коллективе, позволило глубже и серьезнее проанализировать свою деятельность. У родителей такие вопросы вызывают заинтересованность и ответственность. Почувствовав мою заинтересованность, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству.
Слайд12
Добрая традиция нашего класса в начале учебного года на первом классном часе дети получают цветок с пустыми лепестками. Учащиеся записывают на чистых лепестках те мероприятия, в которых им хотелось бы участвовать в новом учебном году.
Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. Дети понимают, что взрослым небезразлично, как они будут жить в классе. Совместное плани рование - хорошая возможность для организации педагогического наблю дения в детском коллективе. Учащиеся участвующие в планировании, ответственно относятся к участию в мероприятиях, которые придуманы ими. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей.
Воспитательную работу совместно с родителями веду в следующих направлениях:
- повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;
- формирование активной жизненной позиции нового поколения граждан России через реализацию военно-патриотического и трудового воспитания;
- организация деятельности по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ;
- организация туристической и спортивной работы.
Правильно организованная работа позволила решать одновременно несколько задач:
- развивать коммуникативные умения и навыки,
- помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися,
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности.
Слайд 13
Совместно с родителями были проведены мероприятия
Театральное и Новогоднее представления» для 1-4 классов,
Слайд 14
Родителями была организованна встреча с воинами-интернационалистами в «День защитника Отечества»,
Слайд 15
оказана помощь в организации посещения ветеранов Великой Отечественной Войны,
Слайд 16
организован митинг посвященный «70летию освобождения Волоколамска от немецких захватчиков.
Слайд 16
Активный интерес вызывают у родителей и детей Рождественские посиделки и Слайд 17
Масленичные гулянья. На этих праздниках не только дети, но и родители включаются в игры с песнями.
Праздник помогает ребенку лучше познать мир, способствует формированию и развитию национального самосознания. Дети через такие праздники вместе со взрослыми приходят к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры.
Слайд 19
С помощью родителей проводим экскурсии, туристические походы развиваем интерес и любовь к своему родному краю. Один раз в четверть проводим День здоровья (совместно проводим спортивные соревнования)
Слайд 20
С целью выявления активности учащихся и родителей в общешкольных и классных мероприятиях ведётся рейтинг участия «Наши достижения». Напротив своей фамилии каждый ребенок в течении года отмечает, в каком мероприятии он принимал участие сам или вместе с родителями. В конце учебного года подводятся итоги. Самые активные родители и дети награждаются грамотами. В текущем учебном году мы продолжаем вести эту работу.
Слайд 21
В конце учебного года в классе организую проектную работу на тему «Вот как мы живем». Дети приносят фотографии проведенных нами мероприятий, поездок, походов, ватманы, фломастеры. Ребята создают буклеты и стенгазеты с описанием мероприятия и своими впечатлениями и отзывами о них. Получается большая книга, рассказывающая о жизни класса. Эти проекты учащиеся защищают на нашем последнем в учебном году родительском собрании.
Результаты исследования активности учащихся в жизни школы и класса показали следующее:
Мероприятия | Занятость учащихся доп.образование | Активность родителей | ||
Общешкольные | классные | |||
конец 5-го класса | 30% | 60% | 48% | 40% |
конец 8-го класса | 100% | 100% | 86% | 78% |
Эти примеры показывают эффективность сотрудничества семьи и школы. Учитывая важность такого сотрудничества для успешной работы по воспитанию и развитию учащихся, формированию единого воспитательного пространства «семья-школа», считаю необходимым продолжать данную деятельность
Слайд 22
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были
наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...
Работа по повышению педагогической культуры родителей
Работа по повышению педагогической культуры родителей...
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической кул...
Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....
Работа по повышению педагогической культуры родителей.
Работа по повышению педагогической культуры родителей....
Научно-методическая статья "Формирование нравственности как одно из направлений работы классного руководителя"
Научно-методическая статья...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...
Комментарии
Повышение культуры родителей