Игры по духовному воспитанию
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Эти красивые названия являются главными направляющими векторами в развитии духовного воспитания подрастающего поколения: «Солнце семьи», «Дерево семьи», «Чудеса детства», «Воспитание человечности». Приемы и задания, описанные ниже созданы в помощь воспитателям, педагогам и родителям, которым не чуждо проведение дома простейших психологических игр. К примеру, родитель понимает, что давно уже ничего не понимает, простите за тавтологию. Ребенок пропадает из виду в понедельник и недолго появляется в выходные. Что он думает о семье, о родителях, связан ли мыслями с домом, не затягивают ли его чуждые принципы… В такой ситуации можно выдать ребенку задание.
В.А.Сухомлинский, «Семь дочек».
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
В книге очень много подобных сказок с педагогическим уклоном, каждую сказку предлагается разобрать по смыслу с помощью письменных или устных заданий. Эти задания так же можно использовать в праздничных сборищах, когда праздники отмечаются просто так – без повода. Занятия рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Дети и мамы».
Дети встают в круг. Педагог с мячом – в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч, если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Вопросы для игры:
- Нужно ли скучать по маме?
- Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
- Нужно ли жалеть маму?
- Нужно ли хвалить маму?
- Нужно ли интересоваться делами мамы?
- Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?
Последний вопрос достаточно каверзный – интересно, что на него отвечают дети.
Если бы в каждой семье нашлось время для подобных уроков – хотя бы раз в неделю по выходным, проблем с пониманием между родителями и детьми было бы гораздо меньше. Дети лучшим образом раскрываются в игровых занятиях, а взрослым и самим не хочется коротать время в утомительных беседах, выясняя, что у ребенка в голове. А тут все просто: взял листочек, написал ответ.
Беседа. Вопросы и задания для беседы.
Как должен поступать отец в следующих ситуациях:
- Дети стали плохо учиться;
- Дети заболели;
- Дети нагрубили маме или бабушке;
- У детей день рождения и т.д.;
Как должны поступать дети в следующих ситуациях:
- Отец заболел;
- У отца неприятности на работе;
- Отец уехал в командировку и т.п.;
Уроки, описываемые в книге, выглядят достаточно несовременно. Хочется сказать: еще лет 10-20, и таких форм обучения с налетом крепкой отечественной педагогики, наверное, уже не будет. Не так-то уж просто заострить внимание современного первоклассника на обсуждениях нравственных истин. Это не означает, что дети стали хуже. Это слишком быстрая жизнь: дети не успевают думать, взрослые не успевают контролировать и понимать детские мысли.
Письменная работа. Мальчики пишут сочинение на тему: «Если я когда-нибудь стану папой, то…», девочки пишут сочинение: «Если я когда-нибудь стану мамой, то…»
Задание на дом.
Попросите детей в течение недели понаблюдать за тем, что делают их мамы и папы. Предложите детям поделить лист бумаги пополам и на одной половине написать все мамины дела, а на другой – папины.
И снова педагогическая сказка.
В.А.Сухомлинский. Для чего говорят "спасибо"?
По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей,- сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
- Вы зачем сказали ручью "спасибо"? - спросил он дедушку. - Ведь ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы "спасибо" не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит "спасибо"? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
Вопросы и задания к сказке:
- Представьте, что вместе со стариком из сказки вы гуляете по лесу. Придумайте и расскажите, чему вас может научить мудрый старик.
- Перечислите всех, кого поблагодарил мальчик после разговора с дедушкой.
- Как вы думайте, какую жизнь прожил старик из сказки? Кем он работал?
- Как ваши бабушки и дедушки учат вас быть благодарными?
Недавно в форуме была тема про нынешних школьников. Одна из участниц, учительница младших классов, точно описала злободневную проблему: нынешние родители бывают подвержены иллюзии, будто их будущий первоклашка уже достаточно умен и сообразителен. Знает компьютер, читает комиксы. Родители «сдают» ребенка в школу вместе с ответственностью за него. Постепенно оказывается, что ребенку не хватает самого важного – способности концентрировать внимание на словах, обдумывать услышанное. Потом все шишки упадут на нерадивых учителей – мол, не могут подстроиться под современных вундеркиндов.
Рисунок.
Попросите детей перечислить, с чем или с кем можно сравнить хорошую семью, а затем поделите их на группы. Каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д. По рисункам друг друга дети рассказывают о той или иной семье.
Задание на дом.
Опишите, как ваша семья проводит свободное время.
Игра «Мы и наши родители»
Дети делятся на пары. Один ребенок в паре составляет список проблем, которые возникают у детей с родителями. Другой – список проблем, которые возникают у родителей с детьми. Затем под руководством педагога составляют два общих списка конфликтных ситуаций; один – с точки зрения родителей, другой – с точки зрения детей. После этого дети делятся на две группы: родителей и детей. Первая группа должна подумать и рассказать, как должны поступать родители, чтобы их дети чувствовали себя более взрослыми, а вторая – как должны поступать дети, чтобы родители больше им доверяли.
НАШИ ЦАРСТВА
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе - феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам - для них совсем туманно:
Как и на все - на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи - дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политичес...
интеллектуально-духовное воспитание учащихся на уроках технологии
В презентации показана творческая работа учащихся в швейном, кулинарном цехах и на уроках ИЗО....
Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"
Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»
Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...
«Патриотическое воспитание как одно из направлений формирования у воспитанников гражданско – духовного воспитания»
Задача воспитателей - формирование личности, проникнутой духом родной культуры.Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой ...
Комментарии
Обратила внимание на то, что
Обратила внимание на то, что вы в своей работе большое внимание уделяете духовному воспитанию учащихся. Я поддерживаю этот выбор, так как считаю , что сегодня это направление актуально как никогда.