«Патриотическое воспитание как одно из направлений формирования у воспитанников гражданско – духовного воспитания»
статья
Задача воспитателей - формирование личности, проникнутой духом родной культуры.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
на тему: «Патриотическое воспитание как одно из направлений формирования у воспитанников гражданско – духовного воспитания»
Выступление подготовила:
Журавлёва Е.А.
2023г.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
Задача воспитателей - формирование личности, проникнутой духом родной культуры.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота Родины, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям.
Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения воспитанников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.
Для реализации этой цели можно поставить следующие задачи:
- создание условий для формирования личности ребёнка, гражданина своей страны;
- воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны,
- поддержка стремления знать историю страны, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников,
- мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному краю и окружающему миру.
Использовались такие формы работы воспитателями 5 – 7 классов:
- викторины;
- тематические беседы;
- взаимопосещения;
- товарищеские матчи по волейболу с сотрудниками полиции;
- выезды в храм поселка Бурея;
- беседы, проводимые сотрудниками полиции и священником в храме;
- спортивно – игровые мероприятия;
- посещение районного краеведческого музея;
- общешкольные мероприятия (конкурс чтецов, конкурс военно - патриотического танца, конкурс инсценированной военной песни, конкурсы рисунков и плакатов);
- посещение районной библиотеки и т.д.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая религия. Необходимо знакомить воспитанников с традиционной духовностью нашей страны. Такая работа была начата в прошлом году Тишановой И.А. Дети, совместно с воспитателями, посещали храм в поселке Бурея, где было совершено таинство крещения. Проведены беседы священником о православии, его истоках. Эта работа продолжена и сейчас по четвергам вместе с педагогом – организатором дети посещают занятия при храме, где ребятам рассказывают об основах православной культуры.
155
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. То же самое и патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». А у нас в школе - интернате это гордость и ответственность за себя, класс, группу и школу в целом. Ведь, если ребенок чувствует за собой ответственность за другого человека, то ему самому приходится изменяться к лучшему.
Разумеется, духовная составляющая культуры не превратит всех в святых, не повлияет на воспитание каждого ребенка (подобные изменения требуют, как минимум, всей жизни). Однако общечеловеческие ценности способны «закалить» человека, сформировать в нем личность, привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия.
Также в прошедшем году очень важная работа начата Акимовой Л.В. Её проект «Хочу всё знать», связанный с посещением детьми занятий в районной библиотеке продолжен. Дети, совместно с педагогами посетили много разных мероприятий, проводимых сотрудниками (беседы, показ фильмов и презентаций, мастер – классы). А также сотрудники библотеки приходили к нам в школу – интернат, проводили квест – игры, спортивные игры-эстафеты и т.д.)
За февраль – месяц, в рамках месячника по гражданско - патриотическому воспитанию под названием «Моё Отечество» было проведено множество различных познавательных, спортивных, развлекательных, развивающих мероприятий и занятий. Например: мероприятие «Блокадный дневник Тани Савичевой», которое провела Журавлёва Е.А. и Фирюлина И.В., а также мероприятие и викторина «Блокадный хлеб, которое провели Ключникова Е.Н. и Щеглов А.В. На них дети узнали о трудностях в заблокированном фашистами Ленинграде и о героизме его жителей. На уроке мужества, проведённом сотрудниками музея, состоялась встреча с участником боевых действий на острове Даманский.
Также хочется отметить проведённые спортивно – эстафетные мероприятия и товарищескую встречу по волейболу с сотрудниками полиции. Где дети показали свою ловкость, быстроту и умение соревноваться и действовать в команде.
В современном мире дети же порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают слов Государственного гимна, адрес школы, телефон спасательной службы, отношения взрослых к другим взрослым.
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленны изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы возникающие в вопросах формирования устойчивых нравственных качеств учащихся актуальны в наше время и будут актуальны еще долго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Статья посвящена проблеме социально-личностного воспитания детей в ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное...
СООБЩЕНИЕ Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »
Методические материалы для работы с детьми с ТМНР...
Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание
Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе. Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...
Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...
Доклад для ШМО «Работа с текстом на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности учащихся".
Функциональная граммотность на уроках английского языка....
Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...
- Мне нравится (1)