«Патриотическое воспитание как одно из направлений формирования у воспитанников гражданско – духовного воспитания»
статья

Задача  воспитателей - формирование  личности, проникнутой духом родной культуры.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

Под  духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

на тему: «Патриотическое воспитание как одно из направлений формирования у воспитанников гражданско – духовного воспитания»

Выступление подготовила:

Журавлёва  Е.А.

                                                                                                     2023г.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Задача  воспитателей - формирование  личности, проникнутой духом родной культуры.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

Под  духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота Родины, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе  образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям.

Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения воспитанников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.

Для реализации этой цели можно поставить следующие задачи:

  • создание условий для формирования  личности ребёнка, гражданина своей страны;
  • воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны,
  • поддержка стремления знать историю страны, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников,
  • мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному краю и окружающему миру.

Использовались такие   формы работы  воспитателями  5 – 7 классов:

- викторины;

- тематические беседы;

- взаимопосещения;

- товарищеские матчи по волейболу с сотрудниками полиции;

- выезды в храм поселка Бурея;

- беседы, проводимые сотрудниками полиции и священником в храме;

- спортивно – игровые мероприятия;

- посещение районного краеведческого музея;

-  общешкольные мероприятия (конкурс  чтецов, конкурс военно - патриотического танца, конкурс инсценированной военной песни, конкурсы рисунков и плакатов);

- посещение районной библиотеки и т.д.

       Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая  религия. Необходимо знакомить воспитанников с традиционной духовностью нашей страны.  Такая работа была начата в прошлом году Тишановой И.А. Дети, совместно с воспитателями, посещали храм в поселке Бурея, где было совершено таинство крещения. Проведены беседы священником о православии, его истоках. Эта работа продолжена и сейчас по четвергам вместе с педагогом – организатором дети посещают занятия при храме, где ребятам рассказывают об основах православной культуры.

155

       И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе.  То же самое и патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». А у нас в школе - интернате  это гордость и ответственность за себя, класс, группу и школу в целом. Ведь, если ребенок чувствует за собой ответственность за другого человека, то ему самому приходится изменяться к лучшему.

Разумеется, духовная составляющая культуры не превратит всех  в святых, не повлияет на воспитание каждого ребенка (подобные изменения требуют, как минимум, всей жизни). Однако общечеловеческие ценности  способны  «закалить» человека, сформировать в нем личность, привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия.

Также  в прошедшем году очень важная работа начата Акимовой Л.В. Её проект «Хочу всё знать», связанный с посещением детьми занятий в районной библиотеке продолжен. Дети, совместно с педагогами посетили много разных мероприятий, проводимых сотрудниками (беседы, показ фильмов и презентаций, мастер – классы). А также сотрудники библотеки приходили к нам в школу – интернат, проводили квест – игры, спортивные игры-эстафеты и т.д.)

За февраль – месяц, в рамках месячника по гражданско - патриотическому воспитанию под названием «Моё Отечество» было проведено множество различных познавательных, спортивных, развлекательных, развивающих мероприятий и занятий. Например: мероприятие «Блокадный дневник Тани Савичевой», которое провела Журавлёва Е.А. и Фирюлина И.В., а также мероприятие и викторина «Блокадный хлеб, которое провели Ключникова Е.Н. и Щеглов А.В. На них дети узнали о трудностях в заблокированном фашистами Ленинграде и о героизме его жителей. На уроке мужества, проведённом сотрудниками музея, состоялась встреча с участником боевых действий на острове Даманский.

          Также хочется отметить проведённые спортивно – эстафетные мероприятия и товарищескую встречу по волейболу с сотрудниками полиции. Где дети показали свою ловкость, быстроту и умение соревноваться и действовать в команде.

    В современном мире дети же порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают слов Государственного гимна, адрес школы, телефон спасательной службы,  отношения взрослых к другим взрослым.

    Нравственные ориентиры в настоящее время   претерпевают   многочисленны  изменения,   зачастую   это   выражается  в  бездуховности, безверии, агрессивности.  Поэтому проблемы возникающие в вопросах формирования устойчивых нравственных качеств учащихся актуальны в наше время и будут актуальны еще долго.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

     Статья посвящена проблеме социально-личностного воспитания детей в    ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное...

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...