Что читают наши дети?
материал (5 класс) на тему
анализ анкет, выявляющих читательские предпочтения детей по параллелям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_metodicheskogo_seminara.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ читательских предпочтений
учащихся разных параллелей (лето 2014г.)
- Пятые классы
И. Тургенев «Муму», Е. Велтистов «Приключения Электроника», Л. Толстой «Кавказский пленник», А. Волков «Волшебник Изумрудного города» и др. , М. Горький «Детство», Э. Хантер «Коты-воители», А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц», К. Булычев «Тайна Третьей планеты», К. Коллоди «Пиноккио», Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Роулинг «Гарри Поттер», Л. Толстой «Лев и собака», Г. Остер «Книга с подробностями», Братья Гримм «Бременские музыканты», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Кассиль «Рассказы о войне», М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Как видно из приведенного списка, русские авторы (13) практически в два раза интереснее для ребят, чем зарубежные (6 любимых авторов). Причем практически все русские авторы, названные пятиклассниками, являются классиками детской книги. Самыми популярными русскими авторами названы А. Волков (4 раза) и К. Булычев (3 раза). Из зарубежных писателей лидирует Дж. Роулинг (3 человека) и Марк Твен (2 человека). В целом можно сказать, что интересы ребят лежат в области приключений, фантастики, жизни сверстников, что свойственно возрасту.
- Шестые классы
Дж. Роулинг «Гарри Поттер», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В. Короленко «Дети подземелья», А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Сказки», Ф. Купер «Зверобой», Вл. Железников «Чучело», Вероника Рот «Дивергент», У. Коллинз «Голодные игры», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Желязны «Крыса из нержавеющей стали», Р. Риордан «Перси Джексон», Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса», Кэрролл Льюис «Хроники Нарнии», Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», Д. Лондон «Белый Клык», Р. Стивенсон «Остров сокровищ», книги-фэнтези из серии «Сталкер».
В данной читательской аудитории уже уверенно лидируют зарубежные авторы: 14 на 4 русских (Пушкин, Железников, Короленко, Полевой). Из зарубежных чаще всего называют в качестве любимых опять-таки Дж. Роулинг (4 чел.), Р. Брэдбери (4 чел.), Д. Лондон (2 чел.) Растет интерес к книгам жанра фэнтези, детективным историям, частично – к книгам о животных. В шестом классе ребята демонстрируют обращение в основном к книгам, заставляющим работать воображение.
- Седьмые классы
Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД», М. Горький «Детство», Н. Гоголь «Тарас Бульба», А. Куприн «Белый пудель», В. Пикуль «Мальчики с бантиками», В. Крапивин «Дети Синего Фламинго», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Джон Грин «Виноваты звезды», С-Экзюпери «Маленький Принц», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», А. Беляев «Голова профессор Доуэля», В. Железников «Чучело», Дж. Роулинг «Гарри Поттер», Библия, Р. Риордан «Перси Джексон», Ч. Кроуфорд «Бег на трех ногах», М. Митчелл «Унесенные ветром», Ж. Верн «20000 лье под водой», «Таинственный остров».
В седьмых классах соотношение иностранных и русских авторов 9:9. Самыми читаемыми отечественными писателями стали Г. Троепольский (8 чел.), В. Пикуль (4 чел.), В. Железников (3 чел.). Среди зарубежных по-прежнему лидирует Дж. Роулинг (5 чел.), Дж. Грин (3 чел.), Р. Брэдбери (3 чел.) Следует отметить интерес детей данного возраста к проблемам взаимоотношения со сверстниками, а также попытки осмыслить общечеловеческие, вечные вопросы, в которых помогают книги Брэдбери, Сент-Экзюпери, Троепольского, Джона Грина. Не угасает интерес к фантастике и приключениям (Беляев, Жюль Верн, Крапивин). Мальчиков увлекла книга Пикуля о юнгах Северного флота, а девочек привлекает классический роман о любви М. Митчелл.
- Восьмые классы
И. Ефремов «На краю Ойкумены», Э. Хемингуэй «Старик и море», С. Кинг «Уилла», Б. Васильев «В списках не значился», «Завтра была война», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби», Джон Грин «Бумажные города», «Виноваты звезды», И. С. Тургенев «Ася», «Первая любовь», А. Грин «Алые паруса», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Лед и пламя», М. Рид «Всадник без головы», В. Гаршин «Красный цветок», А. Куприн «Изумруд», Жюль Верн (разные произведения), Белянин, Глуховский, серия книг «СТАЛКЕР», «ХАКЕРЫ», В. Шекспир «Ромео и Джульетта», В. Беляев «Голова профессор Доуэля», «Человек-амфибия», К. Паустовский «Телеграмма», Гейл Форман «Если я останусь», У. Смит «Лучший из лучших», А. Пушкин «Пиковая дама», Г. Уэллс «Война миров», «Машина времени», Б. и А. Стругацкие «Обитаемый остров», Э. Бронте «Грозовой перевал», А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц», М. Сервантес «Дон-Кихот».
В восьмых классах 12 отечественных авторов и 16 зарубежных названы лучшими. Среди первых выделили Б. Васильева (3 чел.), А. Беляева (2 чел.), А. Куприна (2 чел.), К. Паустовского (2 чел.). Очевидно, что взросление ребят связано с осмыслением роли войны в жизни человека, с интересом к переживаниям героев, их психологии, с «вечными» вопросами жизни и смерти. Из зарубежных авторов ребят привлекают по-прежнему Р. Брэдбери (5 чел.), Дж. Сэлинджер (3 чел.), Джон Грин (3 чел.) Таким образом, в книгах зарубежных авторов ребята находят отражение проблем «человек и общество», роль судьбы и поиск своего места в жизни. Кроме того, определенный круг подростков по-прежнему занимает развлекательная литература жанров «русское фэнтези», «экшн», «катастрофа».
- Девятые классы
Т. Драйзер «Стоик», «Финансист», «Титан», А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Графиня де Монсоро», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», У. Голдинг «Повелитель мух», Н. Гоголь «Шинель», Х. Дэвис «Битлз», М. Митчелл «Унесенные ветром», Ч. Паланик «Невидимки», «Бойцовский клуб», Ж. Верн (разные книги), Э. По «Человек толпы», Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби» и др., А. Приставкин «Ночевала тучка золотая», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», О. Хаксли «О дивный новый мир», Б. Акунин «Азазель» и др. произведения, Л. Толстой «Анна Каренина», Э. Ремарк «На западном фронте без перемен» и др., Х. Мураками – разные произведения, М. Булгаков «Собачье сердце», А. Солженицын «Матренин двор», Дж. Оруэлл «1984», Дж. Даррелл «Пикник и прочие безобразия», Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», В. Пикуль «Битва железных канцлеров», А. Пушкин «Евгений Онегин», А. Куприн «Гранатовый браслет», А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине».
В девятых классах на 10 русских писателей назван 21 зарубежный . Среди любимых девятиклассники назвали А. Приставкина (2 чел.), Б. Акунина (2 чел.), М. Булгакова (2 чел.)., А. Куприна (2 чел.) Из зарубежных писателей больше всего читают Р. Брэдбери (5 чел.), О. Хаксли (3 чел.), Э. М. Ремарка (4 чел.), Ф. Фицджеральда (2 чел.). Подростки в этом возрасте решают для себя мировоззренческие вопросы – отсюда интерес к жанру философской притчи; вопросы истории – как давней, так и недавней, и традиционно – вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Количество писателей, которые увлекают ребят, увеличивается, растет диапазон жанров, острее и нетерпимее становится интерес к крайним проявлениям человеческой личности. Голдинг, Паланик, Ницше, Фицджеральд, Ремарк – все эти имена можно объединить предельным ощущением жизни, яркостью переживаний, глубиной потрясений.
- Одиннадцатые классы
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Дж. Фоер «Жутко громко и запредельно близко», Чак Паланик «Бойцовский клуб», Э. М. Ремарк «Триумфальная арка», «Жизнь взаймы», «На западном фронте без перемен», Э. Бронте «Грозовой перевал», К. Маккалоу «Поющие в терновнике», Дж. Остин «Гордость и предубеждение», С. Довлатов «Чемодан», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», А. Гавальда «Просто вместе», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор», Я. Вишневский «Одиночество в сети», Э. Хемингуэй «И восходит солнце», Х. Мураками «Норвежский лес», В. Рот «Дивергент», О. Хаксли «О дивный новый мир», Х. Ли «Убит пересмешника», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Ф. Кафка (разные произведения), Ш. Бронте «Джейн Эйр», П. Коэльо «Вероника хочет умереть», С-Экзюпери «Цитадель», У. Сароян «Приключения Весли Джексона», Э. Берджесс «Заводной апельсин», У. Голдинг «Повелитель мух», Ч. Буковски «Хлеб с ветчиной», Б. Пастернак «Доктор Живаго», стихи Маяковского.
Одиннадцатиклассники – практически сформировавшиеся читатели – могут, наверное, иллюстрировать интерес к книге как таковой в большей части нашего общества. Статистика такова: 5 русских имен на 25 зарубежных (в 5 раз больше.) М. Булгаков (3 чел.), Б. Васильев (2 чел.), С. Довлатов, Б. Пастернак, В. Маяковский были названы любимыми среди отечественных писателей, среди зарубежных - Р. Брэдбери (4 чел.), Э. М. Ремарк (3 чел.), Дж. Оруэлл (4 чел.), Ф. Кафка (3 чел.) Для подавляющего числа молодых людей любимая книга – иностранная, причем некоторые читают книги в оригинале (А. Гавальда, О. Уайльд, Э. Берджесс). Будущие выпускники ощущают свою принадлежность к миру, много путешествуют, многие стремятся связать свое будущее с работой за рубежом. Самый любимый писатель среди всех возрастов – РЭЙ БРЭДБЕРИ, любимая книга – «451 градус по Фаренгейту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читать... Читать? Читать!
Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...
Консультации для воспитателей «Наши детишки любят читать книжки»
Консультации для воспитателей «Наши детишки любят читать книжки»...
Родительский лекторий "Что и как читают наши дети"
Материал для проведения родительского лектория...
Вечер семейного чтения по теме «Книги, которые читают все. О братьях наших меньших».
Проводится с целью ознакомления с творчеством А.П.Чехова через рассказы о животных; создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия; развития у родителей интере...
Вечер семейного чтения по теме «Книги, которые читают все. О братьях наших меньших».
Проводится с целью ознакомления с творчеством А.П.Чехова через рассказы о животных; создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия; развития у родителей интере...
Статья "Нам следует знать, что читают наши подростки".
Анализ книги английского писателя Д. Боуэна "Уличный кот по имени Боб", или повод еще раз поговорить о наркомании и путях её преодоления. Рекомендуется для классных руководителей -для ...
Индивидуальный проект на тему: «Что читает наше поколение?»
Индивидуальный проект на тему: «Что читает наше поколение?» Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности....