Консультации для воспитателей «Наши детишки любят читать книжки»
консультация по теме

Консультации для воспитателей «Наши детишки любят читать книжки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

«Наши детишки любят читать книжки»

Подготовила: Дубинина Марина Борисовна учитель – логопед ГБОУ детский сад № 2498

 

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней  один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.    
         Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.

Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и  других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги...»
(Франс А.Собр. соч.). Любовное, бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

- Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

   Существуют различные варианты оформления уголка книги:

-   это книжные полки;

-   открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

- специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество — главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
  Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый  мог сам, по своему вкусу, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги  должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

  В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там.  Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
  В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4 - 5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

  В средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними,  организовывает починку книг, создает «Книжнику больницу» и определяет с детьми её постоянное место. 
   В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.  Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Дошкольникам младшего и среднего  возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот.

     При оформлении книжного уголка для этих группы особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким, как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова… Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.
    Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
   Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими.
Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко-личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

     Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях; ребята начинают интересоваться букварем и азбукой. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений для уголка книги — удовлетворение этих многообразных интересов. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину  помещают  одновременно  до 10  разных   книг.

   Как отобрать книги, чтобы  учесть разные вкусы и интересы детей?
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместите в уголок книги 2 - 3 сказочных произведения.
Детская литература играет огромную роль в формировании
гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.
Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2 - 3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
   На витрине книжного уголка какой-то период должны находиться издания произведений или иллюстрации,  которые в данное время используются на занятиях. Их рассматривание  дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

  Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться,  посмеяться,  создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова,
В. Драгунского, Э. Успенского и многих других
писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

   Кроме того, в уголок можно иногда помещать:
  -  интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома;
   -  «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Главный принцип организации уголка книги — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.  Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке  2 -2,5 недели.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки - малышки, составленные  детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, своей семье…

    Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам…

    Существует  несколько правил, которые важно соблюдать при организации выставки:
   -  тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей;
   - необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления,    внешнего состояния;
 -  выставка должна быть непродолжительной  по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание
и интерес дошкольников будут неизбежно
снижаться.

  В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в     выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое   руководство   становится   более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения     детей  с литературными  произведениями,  которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение   воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Предлагаем методическую разработку педагогического совета по теме “Ребенок и книга”. В приложении представлен план тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”, анкета для родителей, кроссворд для педагогов.

Педагогический совет “Ребенок и книга”

Подготовка к педагогическому совету:

  1. Консультации для педагогов “Уголок книги в детском саду”, “Организация чтения художественной литературы”.
  2. Тематическая проверка “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”. (Приложение 1)
  3. Консультация для родителей “Литературное воспитание ребенка в семье”.
  4. Анкетирование родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. (Приложение 2)
  5. Открытый просмотр занятия по ознакомлению с художественной литературой в выпускной группе “Цыплята” по теме “Путешествие по страницам книги”.
  6. Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры.
  7. Оформление мультимедийной презентации к педсовету.
  8. “Домашнее задание” (педагогам для самостоятельного изучения).

- изучить раздел “Художественная литература” в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;

- подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о значении книги в развитии и воспитании человека;

- изучить вопросы: “Круг детского чтения. Принципы его формирования”, “Анализ художественного текста”, “Как сформировать книжный уголок”, “Как рассказать детям биографию автора”.

Повестка дня

  1. Вступительное слово.
  2. Об итогах тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой”.
  3. Дискуссия по результатам анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге”.
  4. Деловая игра “Эрудит”.

Ход педагогического совета

Часть 1

Вступительное слово старшего воспитателя

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Часть 2

Об итогах тематической проверки “Ознакомление дошкольников с художественной литературой” рассказывает старший воспитатель. План тематической проверки представлен в (приложении 1).

Часть 3

Дискуссия по результатам анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге”. Воспитатели каждой возрастной группы делятся впечатлениями о результатах анкетирования родителей “Воспитание интереса и любви к книге” (приложение 2).

Участникам педсовета предлагается познакомиться с ответами родителей каждой возрастной группы.

Часть 4

(Проводится деловая игра с педагогами “Эрудит”.Педагоги делятся на две команды, каждая из которых расположена за своим игровым столом.)

I. Представление команд: название, девиз, эмблема.

II. Разминка.

“Кто больше”. Команды поочередно называют высказывания выдающихся людей о книге. Определяется команда, подобравшая больше количество высказываний.

Варианты ответов:

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А.Флерина)

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский)

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков, нар.худож. России)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

IV. Задание: прочтите программные задачи, определите возрастную группу. (Задание составлено на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным. (Средняя группа)

Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (1 младшая группа)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок. (2 младшая группа)

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (Подготовительная группа)

Учить определять жанр произведений. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (Старшая группа)

V. Задание “Цепочка”.

Команды выполняют задание поочередно. Представители первой команды выстраиваются в шеренгу, им предлагается ответить на вопрос “Книжный уголок в детском саду”. Все члены команды по цепочке раскрывают заданную тему.

Вторая команда отвечает на вопрос “Как рассказать детям биографию автора”

VI. Задание на выразительное чтение произведения. Капитанам команды предлагается прочитать выразительно литературный текст.

Б.Житков “Дым”

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу.

Старший пожарный крикнул:

- А ну, посчитайте, все ли? Одного жильца не хватало.

И мужчина кричал:

- Петька-то наш в комнате остался!

Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошел в комнату.

В комнате огня еще не было, но было полно дыму.

Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:

- Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос. Но никто не отвечал.

Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушел. Тогда старший пожарный рассердился:

- А где Петька?

- Я все стены обшарил,— сказал человек.

- Давай маску! — крикнул старший.

Человек начал снимать маску. Старший видит — потолок уже горит. Ждать некогда.

VI. Задание: разгадать литературный кроссворд.(Приложение 3)

VII. Задание: расставить ударения в словах.

  • Поднялся ветер
  • Много хлопот
  • Говорят о туфлях
  • Шел по лесу
  • Кладовая природы
  • Был виден издали
  • Провести досуг
  • В воротах
  • Лиса была голодна

VIII. Задание: составить вопросы для беседы по литературному произведению.

Проект решения:

  • Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки “Ознакомление с художественной литературой”.
  • Спланировать и провести ряд мероприятий (праздники, литературные вечера) посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.
  • Провести мини-семинар для молодых педагогов “Анализ художественного текста”.
  • Провести с детьми “Книжкину неделю”.
  • Провести родительские собрания во всех возрастных группах по теме “Ребенок и книга”.

Рекомендуемая литература:

  • Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
  • Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  • Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  • Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  • Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  • Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
  • В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Чтобы ребенок любил читать

Советы родителям....

Чтобы ребёнок любил читать

Советы для родителей, как помочь ребёнку подружиться с книгой....

Семья, которая любит читать

КВН, конкурс семей с целью привлечь внимание детей к книге...

Стендовая информация для родителей "Десять «почему» детям необходимо читать книжки"

Стендовая информация для родителей "Десять «почему» детям необходимо читать книжки"...

Консультация для воспитателей «А я советую читать сказки так!»

   Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включе...