Родительский лекторий "Что и как читают наши дети"
материал на тему
Материал для проведения родительского лектория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 339.78 КБ |
![]() | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26 %.
Результаты проверки техники чтения 6класс 100слов в минуту (48/131) 7класс 132слова в минуту (59/181) 8класс 103слова в минуту (45/160) 10класс 149слов в минуту (108/183)
Черты «старой модели чтения» любовь к чтению преобладание в круге чтения книг, а не журналов разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров наличие домашней библиотеки
Новая модель детского чтения
« Тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед тем, кто не умеет читать их» М . Твен
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Пусть вас не удивляет вас идея посвятить общешкольное родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Безусловно, всем нам хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Недавние исследования социологов "Левада - центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2010 и PISA -2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Данные о детском чтении:
Слайд 2
Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.
Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности. Особенно у детей и подростков.
1 «Уходящая модель» детского чтения.
Итак, нами уже было отмечено, что в чтении детей и подростков сегодня происходит очень серьёзные перемены. Но в сравнении с чем мы это утверждаем?
Дело в том, что в сознании многих из нас, рожденных в 20 веке и воспитанных советской системой образования остался образ «старой модели чтения». Обозначим её черты:
-«любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения);
-преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
-разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
-наличие домашней библиотеки.
У детей и, особенно, у подростков, сюда добавляется:
-общение со сверстниками по поводу прочитанного;
-наличие «литературных героев»;
-сравнительно небольшая доля «чтива» (литературы низких художественных достоинств);
-позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).
О данной «уходящей модели» чтения мы говорим с позиции своих родителей, учителей старшего поколения. Наверняка каждый из нас неоднократно слышал от родителей, что «в наше время мы читали больше и читали совсем другие книги»
Таким образом, мы приходим к выводу, что нельзя подходить к оценке ситуации с чтением, сложившейся в нашем обществе, со старыми мерками и на данном этапе наблюдается становление «новой модели» детского чтения.
Перед нами стоит задача охарактеризовать «новую модель» детского чтения.
(спросить у родителей: охарактеризуйте новую модель детского чтения)
-любят ли читать
-чему отдают предпочтение (каким видам изданий)
-пользуются ли библиотеками (домашняя, городская)
-обращаются ли к вам с просьбой о покупке книги?
Так охарактеризовали модель мы, взрослые, а как характеризуют ее сами читатели-подростки? Итоги анкет:
Обобщая полученные данные, мы видим насколько различаются модели? Куда направлен процесс на развитие или угасание? Устраивает ли нас взрослых такие результаты? Что с этим делать? Можем ли мы совместными усилиями изменить ситуацию, чтобы читательская культура подрастающего поколения не канула в лету?
О роли семьи и школы
Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия концептуальной продуманности управления этим процессом сыграло свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения. Подростки видят в компьютерах своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает
подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Полифункциональность чтения, возможности поликультуры скрыты от современного подростка, многие функции чтения и информационной деятельности остаются для него непонятыми и невостребованными.
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".
И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как это можно сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.
5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.
8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).
10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
11. В доме должна быть детская библиотечка.
12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появится ощущение законченности и удовлетворения.
Что делает школа?
Школа бьет тревогу в связи с увеличивающимся с годами падением интереса подростков и юношества к свободному чтению и тревоге есть объяснение:
- обедняются эмоциональная, интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с окружающим миром;
-усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения, так как при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений ( «профориентация» и «искусство»), а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитие словарного запаса;
- отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.
В настоящее время именно дети, подростки, юношество и молодежь - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому: многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии.
Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах.
Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. В анкете был предложен вопрос: «Пробовали ли вы изучать литературу с помощью CD-книг?» Проанализировав результаты, мы пришли к выводу: несмотря на то, что учащиеся много свободного времени проводят за компьютером, читать книги они в большинстве своём предпочитают «вживую». Но всё-таки нельзя не заметить влияние электронной культуры на чтение детей и подростков. Оно, по нашему мнению, проявляется в следующем: -становится более поверхностным и фрагментарным восприятие печатного текста и информации, поэтому ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте (повести , романы);
- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений, усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и на видео- детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»; - отдается предпочтение печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов); ---происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не вают язык классического наследия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-160781-1355048596.jpg)
родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"
Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-386566-1391696328.jpg)
Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей
Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521134-1415537001.jpg)
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...
Родительское собрание на тему: "Речь наших детей"
Тема родительского собрания Речь наших детей" выбрана не случайно. Все чаще грубость, мат, жаргон звучат вокруг нас. Почему это происходит? Ведь все это антиобщественное явление и воспринимать их нужн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250651-1367382023.jpg)
Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".
Родительское собрание по профориентации в 9 классе....
Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»
Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....