Методический бюллетень. Адаптация первоклассников
методическая разработка по теме

Вафина Алевтина Анатольевна

 Рекоммендации для родителей будущих первоклассников.Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе.  Проблемы адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_byulleten.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Адаптация первоклассников

        

Составила социальный педагог

Первой ступени обучения

МБОУ «СОШ №2»

Вафина А.А.

Тарко-Сале 2013г.

Содержание

  1. Для родителей будущих первоклассников.
  • Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе.
  1. Проблемы адаптации первоклассников.
  • Критерии адаптации первоклассников.
  • Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
  • Психологические условия адаптации ребенка к школе.
  • Система взаимоотношений в семье в период адаптации к школе.
  1. Школьные страхи.
  2. Школьная Тревожность.
  3. Психологическая готовность к обучению в школе.

Для родителей будущих первоклассников

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе.

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Проблемы адаптации первоклассников

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
  2. Слабое развитие произвольности.
  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
  4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
  5. Общение с учителем.
  6. Принятие учебной задачи.
  7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
  8. Отношение к себе.
  9. Завышенные требования со стороны родителей.
  10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
  11. Соматически ослабленные дети.
  12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
  13. Леворукие.
  14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Критерии адаптации первоклассников:

Высокая степень адаптации. Они адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требования ми, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.

Средняя степень адаптации. Они имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.

Низкой степень адаптации. Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

Процесс прохождения адаптации связан с определенными изменениями всех систем организма ребенка, а также личностных черт, типа и характера взаимоотношений с окружающими людьми. Независимо от того, по какому типу будет проходить процесс адаптации, каждый ребенок проходит три этапа: 

  • Первый этап - ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения ребёнок отвечает бурной реакцией и значительным напряжением, практически всех систем организма. Это “физиологическая буря”. Чаще всего этот период длится 2-3 недели.
  • Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные или близкие к оптимальным варианта реакции на эти воздействия. На первом и втором этапах ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится, организм тратит всё, что есть а то и берёт в долг. Но на втором “буря” как бы затихает.
  • Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, на этом этапе требуются меньшее напряжение всех систем организма.

При позитивном течении процесса адаптации продолжительность всех трёх этапов приблизительно равна 5-6 неделям, т.е. до 10-15 октября. Наиболее сложными являются первая и четвёртая недели.

Индикатором трудности адаптивного процесса являются изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, а может наоборот заторможенность и депрессия. Может возникнуть, особенно при неблагоприятных условиях, и чувство страха, нежелание идти в школу, быстро нарастающая усталость. Дезадаптация проявляется и в неприспособленности к предметной деятельности учебного плана, неспособности произвольно управлять своим поведением, невозможности принять темп школьной жизни, школьном неврозе и негативных поведенческих реакциях. К первой и второй группе относятся дети, посещавшие детский сад, дети с достаточно хорошим здоровьем, дети с благополучной семейной обстановкой. К третьей группе адаптивности относятся дети, у которых неблагоприятно протекал период новорождённости, дети перенесшие черепно-мозговую травму, часто болеющие дети, имеющие нервные расстройства, дети группы риска, а также имеющие неблагоприятную семейную обстановку.

Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Физиологические условия адаптации ребёнка к школе.

Родители должны обратить внимание на следующее:

  • изменение режима дня ребёнка по сравнению с детским садом, увеличение физической нагрузки;
  • необходимо учитывать смену учебной деятельности дома, создание условий для двигательной активности между выполнением уроков;
  • во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку, освещение рабочего места,
  • тренировать мелкие мышцы костей рук, предупреждать близорукость, искривление позвоночника,
  • организовывать правильное питание – обязательно вводить в рацион питания витаминные препараты, овощи, фрукты;
  • создавать дома все условия для увлечения ребёнка спортом;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические условия адаптации ребёнка к школе.

Практические советы родителям:

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек).
  • Знакомство с одноклассниками и возможность общения с ними после уроков,
  • Проявление интереса к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому дню в школе.
  • Первое условие успеха в школе- самоценность ребёнка для его родителей.
  • Учитывать роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
  • Создание благоприятного климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение и не только за учебные успехи.
  • Не забывайте слова В. А. Караковского “Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому”.

Система взаимоотношений в семье в период адаптации к школе.

Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания в семье. Расшифруйте их.

Законы семьи = ед. тр. + зн. похв. +тр. уч. +разд. благ.

Оказывается все законы довольно просты и понятны каждому :единство требований отца и матери, значимость похвалы для ребёнка, трудовое участие каждого члена семьи в жизни всей семьи, разделение в равной мере материальных ценностей и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы выполняются в семье, если отец и мать являются друзьями своего ребёнка, значит вырастет в семье человек и личность.

Памятки родителям. Очень хорошо, если родители поместят эти правила в комнате ребёнка на видном месте. В конце недели обратят внимание ребёнка на то, что получилось и не получилось и почему.

Памятка.

  1. Не отнимай чужого, поделись своим.
  2. Не дерись, это очень стыдно.
  3. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  4. Старайся быть аккуратным.
  5. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
  6. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай поможем.
  7. Не ябедничай – донозчику первый кнут.
  8. Будь добрым и щедрым на помощь, люби людей.

Школьные страхи

Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями.

Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались многие учёные-психологи (Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г. Мухина В.С.,Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого-педагогического и физиологического сопровождения развития учащихся реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение в период адаптации первоклассника к школе возникновения проблем развития и обучения ребёнка.

В психологии и педагогике считается, что успешность и безболезненность адаптации ребёнка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов (т.е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды). Поэтому знание учителем физиологических механизмов, определяющих особенности психических процессов и функциональные особенности организма ребёнка в процессе обучения, является важнейшим условием успешной адаптации первоклассника к школе.

Изучение периода адаптации каждого учащегося необходимо для комплексного исследования общих адаптационных возможностей первоклассников, прогнозирования воспитательно-образовательного процесса в течение всей школьной жизни ребёнка, создания необходимых условий для успешного протекания процесса адаптации к школе.

Таким образом, педагогу необходимо знать и применять на практике методы и приёмы, содействующие преодолению возникающих адаптационных затруднений первоклассников, обеспечивающие более быстрое включение ребёнка в учебную деятельность и содействующие общему развитию ребёнка и сохранению его здоровья.

«Школьная» тревожность

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать проявление детской тревожности, с одной стороны, как врождённую психодинамическую характеристику, с другой – как условие и результат социализации. Иными словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребёнка, так и (причём в большей степени) в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции, то на втором пути существует возможность создания оптимальных условий, которые должны способствовать преодолению высокого уровня тревожности в детском возрасте.

“Школьная” тревожность обычно рассматривается как следствие дезадаптации учащихся в процессе обучения. Однако обратная сторона взаимозависимости, то есть возможность влияния тревожности на школьную адаптацию, практически не рассматривалась. Это определило необходимость изучения детской тревожности как фактора развития синдрома школьной дезадаптации. Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода разработанные А.М.Прихожан.

Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причём неудач, которые дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, делает ребёнка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя в его глазах. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление “делать всё так, как говорит учитель, ради его похвалы”.

По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (т.е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные). При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему ещё должен поучиться.

Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире – к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребенком, прежде всего как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому.

Повышенная значимость требований школы, ведущая к дезорганизации деятельности детей, их поведения, сильной напряжённости, снимается посредством приёма “Школа клоунов”. Дети читают (или им читали) отрывки из одноимённой книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах этой школы, придумывают уроки, отметки (учитель принимает во всём самое активное участие). При этом каждый ребёнок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для “Школы клоунов” будет выполняться, и оно включается в ход “учебных”, игровых занятий, что способствует, помимо всего прочего, и развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок “хорошо – плохо”, снять восприятие правил как категорических требований, а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Другими словами, применяется приём “отстранения”. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и вместе с тем необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления импульсивного стремления всегда и во всём действовать по правилам.

Не менее важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности как одного из центральных мотивов учения, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной “неполноценностью”.

Для развития указанных мотивов следует акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать ряд специальных приёмов. Суть одного из них, условно названного “Я не могу – я могу – я сумею”, состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, учитель просит его представить другого ребёнка, который знает намного меньше, чем он, и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого ребёнка. Затем просит представить и изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться ещё дальше. Ребёнок кладёт кисти рук на открытые ладони взрослого, и весь класс произносит “волшебное заклинание”: “Я не могу …” - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; “Я могу …” - дети по очереди говорят, что они могут сделать самостоятельно; “Я сумею …” - каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит все усилия. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего-то не умеет, чего-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и, следовательно, быть не хуже других.

Стимуляции мотива “быть не хуже других” способствует и применение известного приёма, условно называемого “Цепочка”. Учитель просит детей выстроиться в ряд – от того, кто лучше всех выполнил какое-либо задание, до того, кто справился с ним хуже, чем другие. Это упражнение обычно выполняется в конце занятий. В некоторых случаях такую “цепочку” составляет кто-нибудь из детей (причём после того, как она составлена, он должен сам найти своё место, естественно, в этой роли должны побывать все дети), в других – построение происходит без чьих бы то ни было указаний. Упражнение происходит в виде быстрой разминки, основания для построения всё время меняются, причём учитель минимально вмешивается в эту “оценку и самооценку”, следя в основном за тем, чтобы никто из детей не оказывался в положении лидера и никто – в положении замыкающего. В тех случаях, когда несколько детей справляются с чем-либо одинаково хорошо (именно хорошо), они берутся за руки и поднимают их вверх, а если все справляются хорошо, образуется круг (это распространяется и на те случаи, когда “цепочку” составлял ребёнок).

Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. Как известно, именно с ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребёнок и в который можно стучать мячом, бить кулаком и т.п. Этот приём можно менять в зависимости от условий.

Работа по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающем ребёнка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребёнок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Учителю особенно важно знать и учитывать, что правильная оценка и самооценка для первоклассника невозможны без авторитетной корректировки взрослого. Во-первых, эмоции часто заслоняют объективность оценки, а, во-вторых, авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Например, первоклассники почти всегда оценивают своих одноклассников так, как оценивает их учитель, и только в более старшем возрасте они учатся сами оценивать себя и окружающих.

В то же время дети этого возраста достаточно хорошо могут оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого, и поэтому поведение одного и того же ребёнка с разными взрослыми различно (они прекрасно знают, когда и с кем что можно). В связи с этим учителю не рекомендуется часто менять свои требования. Ребёнок должен знать, чего от него ждут, - ведь, как правило, ему очень нравится быть “хорошим”, получить положительное подкрепление собственной самооценки: “я – хороший”. К сожалению, на практике мы встречаемся со значительным количеством детей, имеющих очень низкую самооценку даже в тех случаях, когда объективных причин для этого нет. Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют учителя и родителей, объективно не разобравшихся в возможностях ребёнка, требующих от него больше, чем он может. Постоянная неудовлетворённость собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться. Именно поэтому задача учителя с первых дней учёбы – показать ребёнку не столько его неудачи, трудности (это ребёнок видит и ощущает сам), сколько помочь увидеть свои возможности, пусть ещё не реализованные, создать условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы. В этом могут и должны помочь самые значимые в этот период для ребёнка люди – его родители. Важно продумать работу с родителями первоклассников, научить их правильно реагировать на успехи и неудачи ребёнка, тем самым создать вокруг каждого ученика атмосферу взаимопонимания и сопереживания.

Процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а значит, и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять и своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления, результатом которого является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро - и макрогруппам.

Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

В ходе исследования связи уровня тревожности с компонентами школьной адаптации и успеваемости у первоклассников  можно сказать следующее:

1. дети с высокой тревожностью характеризуются более выраженной дезадаптацией, чем дети со средним уровнем тревожности, что проявляется в психоэмоциональных и соматических показателях;

2. при исследовании взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости получается, что:

  • у учащихся с тревожностью среднего уровня более высокие результаты успеваемости, чем у высокотревожных первоклассников;
  • в выборке высокотревожных первоклассников отмечаются достаточно тесные межпредметные связи. Это значит, что снижение успеваемости у высокотревожных учащихся по одному предмету вызывает тревожное ожидание подобного результата и по другим предметам. В итоге потребность достижения успеха сменяется потребностью избегания неудачи, что ведёт к снижению уровня учебной мотивации и, как следствие, - к падению успеваемости и по другим предметам. Можно отметить, что у среднетревожных детей подобная тенденция отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся первых классов. Для снижения уровня тревожности с целью создания условий для успешной адаптации педагог должен обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать данные диагностических исследований в процессе воспитания и обучения.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность. .

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Родителям не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Рекомендации родителям.

  1. Рекомендация о соблюдении режима дня.
  2. Необходимость в прогулках и играх.
  3. Не стоит отдавать ребенка в секцию или кружок одновременно с поступлением в школу.
  4. Домашнее задание стоит делать с перерывами через 10-15 минут. Ребенок может просто попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Необходим контроль со стороны родителей.:
  5. “Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день”.
  6. Больше всего на свете в течение первого года учебы наши дети нуждаются в поддержке. И если родители хотят, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире.

Использованная литература

  1. Гвишиани, Д. М. Краткий словарь по социологии / Д. М.Гвишиани, Н. И. Лапина. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 479 с.
  2. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  3. Л. В. Занков “Беседы с учителями”, 1999 г.
  4. Волинова Т. В. “Учитель и семья”, 2004 г.
  5. Воспитательная работа в школе. Методическое пособие. Псков, 1999 г.
  6. Коляда М. Г. “Шпаргалка для родителей”, Донецк, 2001 г.
  7. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
  8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
  9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.
  10. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Научно-методическия статья "Адаптация первоклассников к школе"

В работе говорится о трудностях, которые испытывают первоклассники во время адаптации к школе. Учитель обращает внимание родителей на эти сложности, дает рекомендации, осровываясь на своем опыте работ...

Методический бюллетень, в помощь педагогу "Особенности поведения учащихся при плохой адаптации и пути разрешения проблем противоречий во взаимоотношениях"

Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с обучающимися?     Необходимы выбор  профессиональной позиции и выбор адекватного стиля поведения в конфликтной ...

Методический материал "Адаптация первоклассников"

Отчет по адаптации первоклассников составляется с целью определения уровня готовности к школьному обучению в начале учебного года поступивших в первый класс детей с задержкой психического развития...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...