Методический материал "Адаптация первоклассников"
материал по психологии

Дорощук Юлия Владимировна

Отчет по адаптации первоклассников составляется с целью определения уровня готовности к школьному обучению в начале учебного года поступивших в первый класс детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya2018.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся 1-х классов

20__-20__ уч.год 

С целью определения уровня готовности к школьному обучению вначале учебного года было проведено обследование обучающихся, поступивших в 1 класс.

В результате диагностики были получены следующие данные об интеллектуальной готовности к школе детей с 1 «X» и 1 «Y» классов. Всего обследовано 17 обучающихся.

В рамках диагностики первоклассников были использованы следующие методы:

  • Методика «Исключения лишнего»/ «Выделение существенных признаков» (способность к обобщению и умение выделять существенные признаки).
  • Методика Бернштейна (разрезные картинки) ( исследование процессов восприятия и узнавания)
  • Методика А.Н. Леонтьева (опосредованное запоминание слов с изображением предметов) (исследование объема кратковременной и зрительной памяти)
  • Диагностическая беседа (исследование мотивационной готовности)
  • Методика «Лабиринт» (выявление уровня наглядно-образного мышления)
  • Модификации методики Озерецкого(исследование работоспособности)
  • Методика «Корректурные пробы»/методика Векслера(картинки с недостающими деталями) (диагностика развития свойств внимания (концентрация, переключаемость, объем), самоконтроля)
  • Цветовой тест Люшера (исследование эмоционально-волевой сферы)

Обобщенная оценка результатов обследования детей к началу школьного обучения показала существенное различие между первоклассниками 1 «X» и 1 «Y» классов.

Учащиеся  1 «X» класса (вариант 7.2 ФГОС с ОВЗ, первого года обучения) имеют, в основном III уровень( 42%) , II уровень имеют 29% и  IV уровень - 29% , 72% учащихся 1 «Y» класса (вариант 7.2 ФГОС с ОВЗ, второго года обучения) показали  II уровень,  14% имеют IV  уровень и 14% -III уровень  готовности к школьному обучению.

У  70% учащихся 1 «X» и 1 «Y» классов наблюдается недостаточность мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности.

Никто из учащихся 1-х классов не продемонстрировал  I уровня готовности  к школьному обучению, что свидетельствует о  необходимости разработки программ по коррекции познавательной и  мотивационной деятельности детей с ЗПР с учетом индивидуальных особенностей данных групп.

Также в октябре была проведена диагностика определения уровня  адаптации учащихся 1–х классов к школе.

На данный период неадаптированных к школе первоклассников в 1 «X» и 1 «Y» классах не обнаружено. Не  все обучающиеся первых классов  смогли успешно адаптировались к условиям обучения в образовательном учреждении в период с сентября по октябрь. На этот период успешно адаптировались 72% обучающихся, 14% испытывали трудности в адаптации и 14% предпочитали игровую деятельность учебной. 2 обучающихся нуждаются в специальной коррекционной работе совместно с родителями  по коррекции эмоционально-волевой сферы и родительско-детских отношений.

Подготовлены рекомендации родителям первоклассников ,проведен психолого- педагогический лекторий на родительском собрании, даны рекомендации учителю. Для работы с первоклассниками подготовлена программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий .

1 «X» класс

Ф.И.О

Уровень адаптации к школе

Уровень готовности к школьному обучению

1.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

2.

успешно адаптируется к школе

3 уровень

3.

испытывает трудности в адаптации

4 уровень

4.

предпочитает игровую деятельность учебной

4 уровень

5.

успешно адаптируется к школе

3 уровень

6.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

7.

предпочитает игровую деятельность учебной

3 уровень

1 «Y» класс

Ф.И.О

Уровень адаптации к школе

Готовность к школьному обучению

1.

испытывает трудности в адаптации

3 уровень

2.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

3.

предпочитает игровую деятельность учебной

4 уровень

4.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

5.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

6.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

7.

успешно адаптируется к школе

2 уровень

Дата__________________                                     Педагог-психолог:  ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

    Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

Методический бюллетень. Адаптация первоклассников

Рекоммендации для родителей будущих первоклассников.Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе.  Проблемы адаптации первоклассников...

Методическая разработка сценария спектакля "Roly-Poly" для первоклассников в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС.

Данный спектакль является итоговым мероприятием кружка "Путешествие в Английский язык" для первоклассников, который проводиться в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Нацелен на формирование элемен...

Научно-методическия статья "Адаптация первоклассников к школе"

В работе говорится о трудностях, которые испытывают первоклассники во время адаптации к школе. Учитель обращает внимание родителей на эти сложности, дает рекомендации, осровываясь на своем опыте работ...

Методическая разработка праздник для будущих первоклассников

Сценарий построен для детей дошкольного возраста. Цель: знакомство с первым учителем, школой, школьными правилами. Участие принимают сказочные персонажи, которые на протяжении всего праздника играют с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу – важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей. Сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной про...

Методическая разработка классного часа Посвящение первоклассников в пешеходы

Методическая разработка классного часа Посвящение первоклассников в пешеходы...