Методические рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников
консультация
Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников
Советы по профилактике дезадаптации первоклассников
Практические упражнения для успешной адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_kl.ruk_po_adaptatsii_pervoklassnikov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В.О. Ключевский
Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.
Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.
Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.
Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников
1 Учителю надо помнить, что процесс адаптации у первоклассников длится от 2 до 6 месяцев. Есть дети, с которыми надо работать индивидуально по их проблемам.
2 Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
3 Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
4 Учителям необходимо проводить работу, помогающую детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
5 Используя игровые методики создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение.
6 Учителю необходимо поддерживать связь с родителями, давать необходимые советы по вопросу адаптации обучающихся.
7 Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
8 Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклассники склонны спросить одно и то же несколько раз.
9 Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
10 Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.
11. Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
12 Учителям необходимо поддерживать контакт с педагогом-психологом и социальным педагогом.
Советы по профилактике дезадаптации первоклассников:
1. Чаще называйте ребенка по имени.
2. Чаще хвалите в присутствии других детей.
3. Используйте только методы положительного стимулирования.
4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
5. Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
7. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
Практические упражнения для успешной адаптации
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия
Ход упражнения: Учитель. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Ход упражнения. Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.
Упражнение «Заканчиваем сказку»
Цель: развивать воображение, коммуникативные навыки
Оборудование: Ватман, краски, кисти.
Инструкция: Прочитайте детям какую-либо увлекательную сказку, а затем предложите им нарисовать продолжение сказки. По рисункам друг друга дети должны догадаться, какое продолжение у этой сказки.
Упражнение «Дрозды»
Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд,
Показывают на себя.
И ты дрозд.
Показывают на своего партнера.
У меня нос,
Дотрагиваются до своего носа.
У тебя нос.
Дотрагиваются до носа своего партнера.
У меня губки сладкие,
Дотрагиваются до своих губ.
У тебя губки сладкие.
Дотрагиваются до губ своего партнера.
У меня щечки гладкие,
Гладят свои щеки.
У тебя щечки гладкие.
Гладят щеки своего партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...
Презентация на тему "Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда для обучающихся "
Рекомендации для классных руководителей по проведению инструктажей...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...
Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"
Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.Формы проведения:1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + прак...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...
Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников. Практические упражнения для успешной адаптации
Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы &nda...