родительское собрание "Скоро в школу"
материал по теме
беседа педагога-психолога с родителями будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_skoro_v_shkolu.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Ольга Владимировна, я – школьный психолог.
Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.
Я с удовольствием представляю Вам будущую учительницу Ваших детей – Ярыш Ирину Алексеевну.
А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).
Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.
Обязательно задайте следующие вопросы:
- Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
- Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
- Что радует и что тревожит в своём ребенке?
- Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.
(Родители представляют друг друга)
Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка, и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.
“Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования могут оказаться слишком трудными, а распорядок слишком строгим. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированными важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
► интеллектуальную готовность;
► мотивационную готовность;
► волевую готовность;
► коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.
1 | Хочет ли ваш ребенок идти в школу? | |
2 | Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? | |
3 | Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор? | |
4 | Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? | |
5 | Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений? | |
6 | Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? | |
7 | Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число) | |
8 | Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам? | |
9 | Умеет ли он считать до 10 и обратно? | |
10 | Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы? | |
11 | Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)? | |
12 | Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? | |
13 | Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? | |
14 | Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? | |
15 | Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? | |
16 | Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук? | |
17 | Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? | |
18 | Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? |
Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Советы родителям дошколят
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ МЛПДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нарушение осанки – распространенное и нуждающееся в профилактике и коррекции явление среди школьников всех возрастных групп. Особенно важно проводить профилактику нарушений осанки среди учащихся н а ч а л ь н ы х классов с целью их правильного формирования.
Для предупреждения нарушений осанки проводится целый комплекс мероприятий:
- Необходима рациональная организация режима школьников.
- Учащиеся должны спать на ровной жесткой постели с невысокой подушкой; нельзя спать на перине, раскладушке, кровати с панцирной сеткой.
- Дети должны быть вовремя вовлечены в занятия физической культурой и спортом.
- Учащимся начальных классов рекомендуется носить книги не в портфелях, а в ранцах.
РОДИТЕЛИ должны:
- правильно организовать рабочее место: подобрать стол и стул в зависимости от роста ребенка, обеспечить достаточный уровень освещенности;
- следить за правильной посадкой детей при чтении и письме, запрещать читать лежа, сидеть, поджав под себя ногу.
С детьми, страдающими нарушениями осанки, необходимо проводить специальный комплекс упражнений.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.(по Г.В. Терентьевой, В.А. Тимофеевой)
- Ходьба детей друг за другом с различным положением рук («руки на пояс», «руки в стороны» и т.д.)
- Ноги на ширине плеч, руки развести в стороны, чтобы лопатки сходились, сделать вдох, наклоны вниз, сделать хлопок в ладоши и сделать выдох. Повторить 3-4 раза.
- Лечь на спину, плотно прижимаясь к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Подняться в положение сидя. Повторить 3 раза.
- Взять гимнастическую палку, лежа на спине, поднимать руки с палкой как можно дальше за голову. Повторить 3-4 раза.
- Лежа на спине, выполнять движение ногами аналогично езде на велосипеде.
- Стоя, поднимать двумя руками палку вверх, посмотреть на нее, опустить палку на лопатки. Повторить 4-5 раз.
- Пройти по узкой скамейке, руки вытянуты в стороны, спина прямая, голова поднята. Повторить 2-3 раза.
- Подвижная игра: для двух команд детей ставят воротца. По сигналу дети должны проползти в воротца, быстро выпрямиться, добежать до какого-либо определенного места и вернуться назад.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Этот комплекс упражнений можно чередовать с комплексом для профилактики плоскостопия, можно сочетать с ним.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА СВОДА СТОП
(по Е.И.Янкелевич, 1956)
- Попеременное сгибание и разгибание стоп (сидя).
- Круговые движения стоп (сидя).
- Захват предметов пальцами ног (сидя).
- Надевание носков пальцами ног (сидя).
- Сгибание и разгибание стоп с сопротивлением (сидя).
- Поднимание на носки.
- Ходьба на носках.
- Ходьба по гимнастической палке.
- Полуприседания на носках.
10.Приседания на гимнастической палке.
11.Катание малого мяча стопой.
12.Балансирование и приседание на большом мяче.
13.Подскоки на носках.
14.Ходьба по наклонной плоскости.
15.Катание обруча пальцами ноги.
16.Балансирование (ходьба на повышенной опоре, т.е. по бревну, гимнастической перевернутой скамейке).
Игры на развитие памяти, внимания, речи
- Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л»:
«В лесу, в большой луже, жил аленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да еще и дразнился:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом, долго смотрел, как лягушонок лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
- Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на какую-то букву (например, «К» или «Т», или «С»). Можно называть не только целые предметы, но и их части, детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.д. Определить самые легкие или самые тяжелые предметы, мягкие и жесткие и т.д.
- Игра «Повтори быстро».
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «ПОВТОРИТЕ». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».
- Ну, начали! Повторите – СТОЛ. Играющие повторяют: СТОЛ.
- Повторите – ОКНО. Играющие говорят: ОКНО.
- Скажите – УЛИЦА. Быстро – КОШКА. Громко – САМОВАР и т.д.
- Игра «Построй в темноте».
Можно играть всем членам семьи. На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
- Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить».
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русский скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – «экзаменационных билетах».
Участники тянут билет, читаю скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.
- На дворе трава – на траве дрова.
- Архип осип. Осип охрип.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Наш Полкан попал в канкан.
- Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.
- Мокрая погода размокропогодилась.
- Ткач ткёт ткани на шапку Тане.
- Бобр добр до бобрят.
- Ушел косой козел с козой.
- Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер м т.п.
- Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.
Например, паро – воз, теле – фон и т.д.
Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
- Игра «Выполни уговор строго».
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем:
- когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться
- когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди
- когда он будет грозить им пальцем, дети будут ему кланяться
- когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут
Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.
Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Ваши пожелания?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в школе искусств.
Новое представление темы "Родительское собрание" в школе искусств....
Тема родительского лектория: субботняя школа развития - создание условий успешной адаптации дошкольников
Программа создана для успешной адаптации первоклассникв...
Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) ...
Родительское собрание: « Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений и безднадзорности учащихся»
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи...
Презентация к родительскому собранию"Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений и безднадзорности учащихся»
•Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблемявляется сотрудничество школы и семьи....
Родительское собрание в школе: методика его проведения.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениват...
Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).
Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....