Опасности большого города
материал по теме

ЧЕКАШЁВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

выступление на родительском лектории освещает вопросы обеспечение безопасности наших детей начиная с 1 класса до окончания школы учащимися. Объясняются родителем правила беседы, акценты, различные нюанся, идет  сравнение существующих  проблем, статистических данных, исследований в лицее с проблемами, исследованиями страны. Надеюсь педагогам и классным руководителям понадобиться даннная информация и поможет избежать многих личностных трагедий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnosti_bolshogo_goroda_2014.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОПАСНОСТИ   БОЛЬШОГО   ГОРОДА

   Выступление социального педагога

                                                                                                 Чекашёвой Натальи Владимировны

                                                  на родительском лектории  06.05.2014 г.

И так как едва ли удастся каким-либо образом быть

 настолько зорким, чтобы к детям не могло

 проникнуть какое-либо зло, то для противодействия

дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

                                                                Я.А. Коменский

С того, что человек делает не то, что он должен

делать, а то, что ему хочется, начинается

нравственное опустошение, развращение и падение.

                                                               В.А.Сухомлинский

Город таит массу опасностей для тех, кто не умеет в нем себя вести. Задача родителей и учителей – научить ребенка мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации. Конечно же, мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и постоянно куда-то спешим. Только потом, когда с ребенком случается беда, мы проклинаем себя за то, что вовремя не научили, не предупредили, не уберегли.

Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Тем не менее, детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А вам, уважаемые родители, надо постоянно напоминать об этих правилах, не запугивая, но и не преуменьшая опасности.

По мнению психологов, родителям в воспитании необходимо руководствоваться важными правилами. Главное – дать детям представление о безопасном поведении. Помнить о своей ответственности: родители каждую минуту должны знать, где находятся их ребенок. Ребенок всегда видит, как вы сами заботитесь о собственной безопасности. Вспомните, например, на какой свет светофора вы переходите дорогу, и все станет ясно. Родители должны создать список правил безопасности – дома, на улице, в школе, на дороге. Научите ребенка обращаться за помощью: составьте список телефонов, по которым он может позвонить; научите, как он  может это сделать. Договоритесь с ребенком об условном слове, упоминание которого будет свидетельствовать о том, что он в беде. Например, если ребенок позвонит вам и скажет: «Как там наш щенок Тузик?», вы поймете, что он в опасности, и сможете ему помочь.

Самое главное – родитель должен быть человеком, которому доверяют, и уж ни в коем случае которого боятся! Даже если ваш ребенок поступил неправильно, объясните, как он сможет  исправить это, но не ругайте его.

Обеспечить безопасность детей – это одно из главных задач родителей. Это более или менее возможно, если дети находятся рядом с вами. Но что делать, если это не всегда возможно? А современный мир наполнен опасностями нисколько не меньше, чем первобытный, только они приобрели совсем иной характер. Пешеходы не достанутся на обед хищному зверю, зато могут угодить под колеса мчащегося автомобиля. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленными благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения в экстремальных  ситуациях. У большинства из нас и наших детей нет культуры безопасности. Воспитать у детей культуру безопасности – вот задача родителей. Не запретить, не пугать, а посоветовать, научить.

Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.

Когда совершается какое-либо преступление против личности, негодование общества обрушивается на преступника, а все сочувствие устремляется к пострадавшему. Это, конечно, правильно. Однако существует любопытная статистика: психологи и криминалисты разных стран пришли к выводу, что 70-90 % всех преступлений в той или иной степени спровоцировала сама жертва. Поэтому совсем не случайно возникла -  виктимология (от англ.victim – жертва и греч. Логос – понятие, учение),  или наука о психологии жертвы.

Известно несколько судебных процессов, на которых правонарушитель или освобождался от ответственности или приговаривался к легкому наказанию именно потому, что жертва вела себя крайне виктимно, то есть провоцировала преступление. Что это значит?

Представьте себе: вы со своим спутником подошли к краю пропасти. Многие, наверное, помнят, как в подобной ситуации неожиданно, из подсознания, проявляется желание напугать рядом стоящего, подшутить над ним. Но поскольку вы нормальный человек, а рядом стоит ваш товарищ, вы только посмеетесь над нелепостью подобной мысли. Теперь представьте, что на краю пропасти вы  оказались с человеком, который вас не любит, ненавидит. А если он вас боится? Если никто не знает, где вы сейчас находитесь и что вы случайно с ним встретились? Опасное  напряжение стремительно нарастает. У обочины дороги стоит автомобиль, готовый в любой момент увезти его куда заблагорассудится. Вокруг ни души, к тому же пошел дождь, который смоет все следы. Виктимная ситуация может развиваться, пока не дойдет до той критической точки, когда человек совершит преступление, потому что в нем все будет кричать: «Это твой единственный шанс!»

Предложенная схема наглядно показывает, как развивается виктимная ситуация. Человек, зная эту закономерность, должен уметь контролировать и свое поведение, и поведение других людей в подобных случаях.

Проявление виктимности условно подразделяют на несколько типов:

  1. Виктимность предметов.

Вы смотрите на чьи-то окна и при этом отмечаете: «Засохшие цветы на подоконнике и пересушенное бельё на балконе». Обычный человек не обратит на такой факт внимание, но для преступников это первый признак того, что хозяева в отъезде.

Или вот еще пример. Ваш ребенок в дорогой одежде, с дорогим телефоном на шее или дорогой игрушкой пошел гулять один. Способен он привлечь внимание? Подумав, вы сами без труда сможете продолжить список предметов, несущих провоцирующую информацию.

  1. Виктимность жестов и поведения.

От банкомата отходят люди. Можно заметить, как кто-то машинально начинает ощупывать свой карман или открывать сумку, тем самым показывая вероятное место, где лежит  некоторая сумма денег.

Чем тщательнее вы прячете что-то в своих вещах на пляже. Украдкой оглядываясь вокруг, тем более виктимно вы себя ведете.

При захвате террористами заложников есть реальный шанс получить пулю на поражение, если вы вскочите, сделаете резкое движение, либо начнете судорожно копаться  в карманах, чтобы достать лекарство, платок и т.п.

Можно продолжить перечень примеров виктимного поведения:

- дорогостоящий подарок, врученный в присутствии посторонних;

- девушка в  короткой юбке и кофточке с глубоким декольте, идущая через темный сквер;

- демонстрация поздним вечером в общественном транспорте или на улице дорогих украшений;

- выглядывающий из кармана кошелёк;

- согласие пойти с незнакомыми людьми в квартиру послушать музыку, поиграть на компьютере и т.д.

Вы спросите: зачем нам нужно это знать? Но дело в том, что знание виктимологии позволяет не только избежать проблем, но и эффективно использовать ее в своих интересах.

Подумайте:

Какие беседы вы проводите с детьми, чтобы выработать устойчивое и принципиальное отношение к вопросам безопасности?

Какие примеры приводите для большей убедительности?

Все правила  безопасного поведения нужно преподносить детям не в приказном тоне, а в доверительной беседе.

Помните: ваши  дети хотя и подросли, немного повзрослели, но они еще так доверчивы и легко внушаемы. Поэтому их безопасность еще во многом должны обеспечивать мы с вами. И не забывайте старую поговорку: «Когда старики поют, так молодежь чирикает». Наше с вами поведение – это пример для наших детей. И пусть с вами и с вашими детьми не будет никаких неприятных происшествий.

Отдельно мне бы хотелось отметить проблему агрессивности. Мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши.

Статистика сообщает

- каждая четвертая женщина подвергалась в детстве сексуальному насилию.

- каждый восьмой мужчина подвергался в детстве сексуальному насилию.

- 30 % учащихся-подростков являются основой преступных групп.

- приблизительно 5,8 % младших школьников пережили сексуальное насилие (по данным МВД).

Преимущественно ситуация бывает такова. Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии детей является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных для них людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Откуда можно ждать агрессии и нападения?

  • Подвалы и чердачные помещения;
  • Дачи, на которых подросток остается один;
  • Уединенные места отдыха, безлюдные пляжи;
  • Лесные тропинки, проселочные автобусные остановки;
  • Неосвященные улицы и подъезды домов;
  • Скверики между домами и парки;
  • Общественный транспорт в позднее время суток;
  • Дискотеки сомнительной репутации.

Что делать, если тебе грозит опасность?

Самое главное  - иметь при себе мобильный телефон с номерами телефонов, по которым можно звонить в минуту опасности. Это могут быть телефоны полиции, соседей, рабочие телефоны родителей, друзей, школы и т.д.

Правила безопасности.

Объясните, что нельзя ходить в гости к незнакомым или просто уходить вместе с незнакомым человеком, куда бы он ни приглашал.

Находясь на улице, ребенку нельзя вступать в контакт с посторонными людьми. Ему нужно четко усвоить, кто такой посторонний. Это любой человек, которого он не знает. Научите ребенка не вступать в общение с незнакомыми людьми, не поддерживать с ними беседу. «Да я же тетя Маша, неужели ты меня не помнишь?» - на улице на подобное заявление вообще лучше не отзываться, нужно молча пройти мимо, ускорив шаги, или сразу убежать. Тем более с незнакомцем куда-то идти, садиться к нему в машину, впускать его в квартиру – нельзя.

Если незнакомец оказался рядом с ребенком возле двери подъезда, не надо набирать код и пытаться забежать в дом. Нужно отойти от подъезда, лучше туда, где много людей, например, к детской площадке, где почти всегда есть взрослые. И даже если потом вдруг окажется, что этот человек действительно не посторонний, а ваш знакомый, которого ребенок просто не знал, ничего страшного. Не упрекайте ребенка, а похвалите его за осторожность и бдительность.

Если незнакомец стоит на площадке возле лифта, нельзя входить в лифт вместе с ним. Необходимо переждать, пока он уедет. А если он не собирается этого делать, лучше выйти на улицу.

Запретите ребенку принимать подарки и угощение от чужих. Подарок, разговор – это первый шаг к контакту, который преступник стремиться установить. Нельзя поддаваться ни на какие знаки внимания незнакомца. Объясните ребенку, что любые обещания подарков, предложения посмотреть котят или рыбок, новые диски или мобильные телефоны, сходить в кино, покататься на машине – хитрый обман. От таких взрослых нужно сразу бежать, не боясь показаться глупым и невежливым.

К сожалению, детский опыт подсказывает, что взрослые имеют право командовать и их распоряжения приходится исполнять. Объясните ребенку, что посторонний на улице не имеет права ему приказывать и что повиноваться чужим командам нельзя.

А если незнакомец попытается схватить ребенка? Объясните, что в таких случаях нужно громко кричать и сопротивляться: кусаться, брыкаться, вырываться. Если вдруг на улице необходимо избавиться от приставучего незнакомца, объясните детям, что выбирать надо определенных взрослых – женщину с детьми, полицейского, пожилых людей, семейную пару.

Такие притягательные места для детей вроде пустырей, заброшенных недостроенных зданий, чердаков, подвалов должны попасть под категорический запрет. Но ограничиваться простым изложением требований недостаточно. Надо обязательно отрабатывать все правила, причем делать это без лишнего запугивания.

Оставшись дома в одиночестве, никому не открывать дверь, кроме родителей и заранее обговоренных людей. Если в дверь звонит кто-то, называющий себя агитатором, работником жилищно-коммунальной службы, почтальоном и так далее, дверь все равно открывать нельзя. Через закрытую дверь можно сказать посетителю, чтоб зашел позже

 Постоянно напоминайте ребенку, что мобильный телефон – это средство связи, а не игрушка. Поэтому лучше всего воздержаться от разговоров и отправлений SMS на улице, особенно если улица эта довольно пустынная. Абсолютно безразлично, днем или вечером, телефон из рук рассеянных граждан выбивается довольно просто. Также не следует доверять свой мобильный телефон незнакомому, который просит «быстренько позвонить другу». Это один из распространенных приемов уличных воришек.

Объясните детям, что необходимо сразу же рассказывать обо всех случаях, когда им что-то предлагали на улице, звонили в дверь, приглашали в гости или покататься. Если ребенок запомнил машину и внешний вид чужого человека, который пытался втянуть его в разговор, то необходимо сообщить в полицию.

Опросы, проведенные психологами в школах Санкт-Петербурга, показала: только 10 % детей, с которыми на улице  происходили странные, неприятные или опасные события, рассказывали об этом родителям.

Большинство детей остаются без защиты, один на один с проблемой. Почему же они не просят о помощи тех, кто только и может ее оказать? Получается, что не доверяют. Думают, что их же самих и обвинят в случившемся. Если ребенок ни о чем таком не рассказывает и не жалуется, но вы заметили настораживающие признаки – подавленность, пугливую осторожность на улице, необходимо доброжелательно, но настойчиво расспросить ребенка. Скорее всего, он расскажет, кто и как его преследует. А если все же не решится сказать, будет скрытничать, нужно постараться найти время, взять, если понадобиться, на работе отгул и собственными глазами увидеть, что происходит с вашим ребенком по дороге в школу или из школы домой.

Взрослеют наши дети… Более серьезными становятся их проблемы, и их все труднее нам решать. Как можно уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков.

Прежде всего, уважаемые родители, вы должны отдавать себе отчет вот в чем: если кто-то из взрослых членов семьи курит, ребенка очень нелегко убедить в пагубности курения. Исследователи установили, что дети курящих родителей вдвое чаще, чем некурящих, сами становятся курильщиками. Поэтому родителям в поисках внутренних сил для отказа от вредной привычки стоит вспомнить об очень важном аргументе: сделать это надо ради блага детей. В  2013-2014 учебном году среди учащихся 7 – 11 классов было проведено анкетирование «Отношение школьников к вопросам употребления табачных изделий». Опрошено было 80 человек. На вопрос:

- «Говорят ли с Вами родители о вреде курения?» 26 человека  сказали – нет.

- «Пробовали ли Вы курить?» 17 человек  сказали – да.

Еще одна  проблема – это алкоголь. В ноябре 2013 года среди учащихся 7 – 11 классов было проведено анкетирование «Отношение школьников к вопросам употребления алкогольных  напитков». Опрошено было 80 человек. На вопрос:

- «Говорят ли с Вами родители о вреде употребления алкогольных напитков?» 23 человека  сказали – нет.

- «Пробовали ли Вы употреблять алкогольные напитки, включая пиво?» 44 человека  сказали – да.

Как препятствовать формированию любой вредной привычки? Как и в большинстве иных ситуаций, насилие наименее эффективно. Данное утверждение особенно справедливо для тех случаев, когда властное и жестокое отношение родителей к детям стало преобладающим педагогическим стилем. Пусть это не покажется чрезмерным обобщением, но чем более ровные и доброжелательные отношения поддерживаются в семье, тем меньше вероятность того, что самоутверждение подростка примет искаженные формы. Те подростки, которые, несмотря на кризисный характер своего возраста, сохранили уважение и доверие к родителям, менее склонны следовать негативному примеру сверстников. Если же родители воспринимаются как чуждая, несправедливая и враждебная сила, то чем упорнее и жестче настаивают они на своих запретах, тем сильнее  ответное стремление обойти их.

Мы, взрослые люди, прекрасно знаем пагубное влияние алкоголя, курения. Владеют такой информацией и наши дети. Они прекрасно знают, что курильщики страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком органов дыхания. Поэтому взрослые свое внимание должны акцентировать на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

О том, что человек употребляет наркотики, неопровержимо свидетельствует три признака: наличие сильного влечения к наркотикосодержащим препаратам, состояние наркотического опьянения, абстинентный синдром («ломка»). Но подросток тщательно скрывает от взрослых свое пристрастие к наркотикам. Он постарается в состояние опьянения не появляться ни в школе, ни дома. Кроме того, болезнь у него еще не такая запущенная, как у взрослого наркомана, и признаки ее ещё не столь явные. Поэтому постараемся обратить внимание на самые, казалось бы, незначительные отклонения в поведении подростка и в его внешнем виде: а вдруг это начало трагедии?

Так, внимательных родителей и педагогов не может не беспокоить нарастающая скрытность ребенка, а также то, что подросток уходит их дома в то время, которое раньше проводил в семье. Можно расценить эти явления как вполне нормальные для переходного возраста, но не лишним будет все-таки убедиться, что оснований для беспокойства действительно нет.

Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает интерес к учебе или привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий. Он завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения. Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если дома начали пропадать деньги или ценные вещи, - это очень тревожный признак!

Мы привыкли считать, что наркотики в нашей жизни – это удел неблагополучной семьи. Ведь как думают родители: «С моим ребенком этого не случится, у нас всего хватает: еды, одежды, развлечений. Это может произойти с кем угодно, только не с моим ребенком, в этом я уверен, я его хорошо знаю». К сожалению, они нередко ошибаются. Проведенное анонимное анкетирование учащихся ряда учебных заведений показало, что до 10 % учащихся школ употребляют гашиш, 20-30 % составляют группу риска по алкоголизации. Не исключение и наши дети. Уже в младшем школьном возрасте дети пробовали курить, выпивали пиво, вино, шампанское; ученики среднего звена знают о наркотиках то, что известно узкому кругу людей. У нас в лицее было проведено анкетирование «О наркотиках» среди учащихся 8 – 11 классов. Было обследовано 100 человек. Из них:

  • 14 человек на вопрос: «Встречали ли Вы людей, которые употребляют наркотики?» ответили, что встречали. Это составляет 14 % от всех опрошенных.
  • 5 человек на вопрос: «Был ли у тебя собственный опыт встречи с наркотиками?», ответили, что нам предлагали, из них один учащийся сознался, что пробовал. Это составляет 5 % из всех опрошенных.
  • У некоторых учащихся описание состояния человека, употребляющего наркотики носит положительный характер.
  • 8 % учащихся отказываются проходить процедуру добровольного тестирования, что позволяет предположить боязнь результатов  данного тестирования.

Перед пропастью вовлечения в употребление наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказаться от него можно и нужно.

Ещё одной из опасностей большого города являются неформальные молодёжные объединения. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Из неформальных молодежных объединений особенно опасны враждебно или асоциально настроенные группы, у которых преобладают  взгляды экстремистской направленности (скинхэды, нацисты, панки и др.). Не думайте, уважаемые родители, что наши дети об этом не знают. По проведенному анкетированию у нас в  лицее  среди учащихся с 7 по 11 классов, на вопрос:

- «Знакомы ли Вы с деятельностью молодёжных организаций экстремистской направленности?» 24,4 % опрошенных ответили, что знакомы и 20,5 % - затрудняюсь ответить;

- «Есть ли среди Ваших знакомых члены таких организаций?» 12,7 % опрошенных ответили, что есть и 17,5 % - затрудняюсь ответить.

Учите детей чувствовать, понимать, предвидеть реальные опасности окружающей жизни. Это трудно. Детская психика устроена так, что ребенок не может, не умеет предвидеть возможность несчастья. Каждый день по многу раз обращайте его внимание на опасные ситуации. Не бойтесь выглядеть занудами: не тот случай! Не хочется думать о плохом… Мы надеемся, что ни с кем из детей наших родителей никогда не случиться ничего плохого. Но как много для этого надо работать!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания 10-11 классы. Москва «ВАКО» 2006 г.
  2. Родительские собрания 4 класс. На пути к пониманию ребенка /авт.- сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Родительские собрания: 11 класс /авт.- сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Родительские собрания: 9 класс /Авт.-сост. Л.А. Егорова.-М.: ВАКО, 2009.
  5. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.

Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.Задачи:Совершенствование коммуникативный умений.Профилактика и преодоление откл...

Методическая разработка урока немецкого языка в 7 классе по теме "Как ориентироваться в современном большом городе?"

Данная методическая разработка урока представлена по теме «Как ориентироваться в современном большом городе?» для учащихся 7 класса  (учебник:  Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А. Н...

Открытый урок "Экопортрет большого города"

Экопортрет большого города...(Урбанизированные территории)Цель: Познакомить учащихся с экологическими проблемами,вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а ...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"

Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...

Презентация "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" для урока немецкого языка в 7 классе

Данная презентация содержит материал по темам "Движение в городе", "Транспортные средства", "Ориентировка в городе" и предназначена для урока немецкого языка в 7 классе пот теме "Жизнь в большом город...

: « Опасности в городе и в сельской местности»

И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы....