Классный час: Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.
классный час по психологии (11 класс) по теме
Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.
Задачи:
- Совершенствование коммуникативный умений.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся.
Оборудование и оформление:
- Рабочая тетрадь и авторучка.
- Памятки для учащихся.
- Подготовленный тестовый материал.
Предварительная подготовка:
Накануне классного часа учащимся предлагается дома поразмышлять на тему «Я в Большом Городе, мои ожидания и опасения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas_v_11_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час:
Роль стресса и его последствий в практической психотерапии выживания в Большом Городе.
Цель: Обобщить знания о себе и создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.
Задачи:
- Совершенствование коммуникативный умений.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся.
Оборудование и оформление:
- Рабочая тетрадь и авторучка.
- Памятки для учащихся.
- Подготовленный тестовый материал.
Предварительная подготовка:
Накануне классного часа учащимся предлагается дома поразмышлять на тему «Я в Большом Городе, мои ожидания и опасения».
План занятия:
1 .Разминка: Имя – характер.
2. Формулировка темы занятия.
3. Вводная беседа.
4.Тест «правополушарник» или «левополушарник»?
Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.
5. Обсуждение результатов тестирования.
6. Завершение занятия.
6.1.Раздача памяток и их обсуждение на тему: «Оптимистическая установка и оптимистичный настой».
6.2.Ознакомление с телефонами доверия и кризисных центров.
Участники: учащиеся 11 класса и классный руководитель.
Форма: Занятие с элементами тренинга.
Цель занятия:
- Совершенствование коммуникативных умений.
- Обобщить знания о себе.
- Создать оптимистичный настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.
Предварительная работа:
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь и авторучка.
2. Памятки для учащихся.
План занятия:
1 .Разминка: Имя – характер.
2. Формулировка темы занятия.
3. Вводная беседа.
4. Тест «правополушарник» или «левополушарник»?
Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.
5. Обсуждение результатов тестирования.
6.Завершение занятия с раздачей памяток и их обсуждением: «Оптимистическая установка и оптимистичный настой».
Ход занятия:
- Разминка.
Приветствие.
Насколько вы работоспособны на данный момент (максимально 10 пальцев).
«Имя – характер».
Назвать свое имя и подобрать по любой из букв имени присущую черту характера.
2.Формулировка темы занятия.
Основная задача, которая стоит сегодня перед Вами: понять и осознать, что же такое на самом деле правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное расслабление и правильное движение.
3.Вводная беседа.
В этом году вы заканчиваете школу. Многие поступят учиться или устроятся на работу и уедут из родного города. Т.о. многие из вас окажутся в других больших городах.
Статистика показывает, что выпускники школ могут обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но они, по большому счету, не обладают теми знаниями, которые помогли бы им ориентироваться в своей собственной судьбе. Эта беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разбираться в себе и в окружающих, равно как и выявлять и разрешать разного рода конфликты. Как результат и следствие из всего этого - множество проблем, которые молодые люди имеют при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда - неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблением алкоголя, наркотиков и курением.
Житель Большого Города, желающий выстроить надежную Защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых - правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное расслабление и правильное движение.
Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.
Вопрос для обсуждения:
Так в связи с чем может быть связана неудовлетворенность жизнью?
Ответы…
-Первым фактором является стресс.
Что же включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим в наши дни?
(обсуждение с учащимися}.
Стресс — состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации.
В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:
- необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
- вредные экологические стимулы окружающей среды;
- осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
- нарушение физиологических функций;
- изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
- отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
Что же может явиться следствием всех этих стрессовых ситуаций?
(обсуждение ответов).
Следствием всех перечисленных стрессов, которые в изобилии имеются в Большом Городе, стал так называемый синдром хронической усталости (САГУ), который медики окрестили новой чумой ХХ века. Т.к. 3% населения страдают этим заболеванием, а потенциальными носителями являются около 90% жителей.
Первоначально выдвигались гипотезы, что причины СХУ вызывают особые разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но, в конце концов, большинство исследователей пришло к выводу, что в основе заболевания лежат чрезмерные нагрузки на организм, попросту говоря — стресс.
Болезнь начинается, как банальный грипп, и ее симптомами на физиологическом уровне являются:
- небольшое повышение температуры;
- боль и першение в горле;
- увеличение лимфатических узлов на затылке и подмышками;
- боли в мышцах и в суставах;
- расстройство сна.
На психологическом уровне возникают:
- чувство непреходящей усталости и слабости;
- депрессия;
- снижение интеллектуальных возможностей;
- быстрая утомляемость;
- раздражительность.
Все эти признаки очень похожи на простудные и инфекционные заболевания. Поэтому другое название синдрома хронической усталости - «грипп молодых карьеристов».
Имеет ли последствия стресс для организма человека?
Ответы…
Психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями - профессиональными, семейными, межличностными.
В зависимости от характера и личностной акцентуации это может быть неврастенический невроз, истерический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний. Это уже медицинский аспект.
Хочется обратить ваше внимание на то, что еще давно, в работах древнегреческих философов, было выявлено, что самочувствие человека во многом зависит от того, каким образом он мыслит.
Многие люди сами себя вгоняют в нездоровое невротическое состояние только потому, что обладают неправильным мышлением. Неправильное мышление патогенно, то есть приводит к заболеванию. Поэтому просто необходимо попытаться научиться правильно думать.
Пожалуйста задумайтесь над двумя понятиями: гордость и гордыня.
Ответы…
Гордость — это когда человек реально оценивает свои возможности, успехи и достижения.
Гордыня - это когда он не может снизить планку своих притязаний в случае неудачи и принять свою жизнь такой, какая она есть.
Когда человек поставил себе в жизни чересчур высокие требования и к себе и к окружающей жизни, тогда он становится особенно уязвим для самокритики и самообвинений при не достижении желаемой цели. В этом случае он чересчур сильно расстраивается. Далее, как только люди стали несчастны, они склонны усугублять свои страдания. Появляется затяжная депрессия со всеми вытекающими из нее последствиями
- Тест «правополушарник», или «левополушарник»?
Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга.
5. Обсуждение результатов тестирования.
Расшифровка прилагается с тестом.
6.Завершение занятия.
Известный американский психолог Альберт Эллис считал, что для того чтобы человек научился позитивно мыслить, ему необходимо понять три важные вещи:
1. Причина плохого настроения - не в том, что произошло, а в том, как человек объяснил самому себе и оценил возникшую ситуацию. Как говорил Сенека, «горек не урон, а мнение о нем».
2. Эмоции, которые человек испытывает в данный момент, основаны на иррациональных догматических установках долженствования, которые, если провести логический эксперимент, окажутся необоснованными.
3. Все можно исправить и вернуться в нормальное эмоциональное состояние только в том случае, если человек сам согласен на тяжелую и упорную работу по перестройке своего мышления.
У своих клиентов А.Эллис пытался сформировать стиль мышления, схожий с мировоззрением стоиков: «У меня все и не должно быть лучше, чем у остальных людей, - так уже происходит в жизни! Чертовски плохо, да! Но даже если все это так и будет продолжаться, и даже если я никогда не получу многое их того, что хотелось бы иметь, то, возможно, так тому и следует быть. Это чертовское невезение, но это не конец света. Я могу не брать все это в голову и принять мир таким, каков он есть, пусть и неприятным!».
6.1.Раздача памяток: «Оптимистическая установка и оптимистичный настрой».
Обсуждение.
6.2.Ознакомление с телефонами доверия и кризисных центров г.Москвы.
- Служба психологической помощи для женщин, пострадавших от сексуального насилия (тел.301-72-04).
- Московский медико-социальный кризисный Центр (тел.124-61-85).
- Социально-психологический Центр «Вера» (тел.534-17-85).
- Молодежный телефон доверия (тел.122-32-77).
- Телефон доверия для детей и подростков (тел.160-03-63,169-03-03).
- Телефон экстренной медико-психологической помощи (тел.205-05-50).
- Телефон акушерского доверия при департаменте здравоохранения г.Москвы (тел.332-21-13).
Используемые источники:
- Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Познай себя. М. 2000.
- Личностно-ориентированный подход в работе Степанова. Творческий Центр.М.2003.
- Бойко Ю.П., Петрушин В.И. Практическая психотерапия выживания в Большом Городе. Научно-методический журнал. М. 2004.
- Севина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личносно-ориентированного образования. Педагогика. 2001.№7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока немецкого языка в 7 классе по теме "Как ориентироваться в современном большом городе?"
Данная методическая разработка урока представлена по теме «Как ориентироваться в современном большом городе?» для учащихся 7 класса (учебник: Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А. Н...
Открытый урок "Экопортрет большого города"
Экопортрет большого города...(Урбанизированные территории)Цель: Познакомить учащихся с экологическими проблемами,вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а ...
Классный час с элементами игры "Экология большого города"
Экология - одна из важных тем, которая волновала и продолжает волновать ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И с кем, если не с детьми рассмотреть и обсудить проблемы большого города? Предлагаю Вашему вниманию презентацию д...
Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"
Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...
Презентация "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" для урока немецкого языка в 7 классе
Данная презентация содержит материал по темам "Движение в городе", "Транспортные средства", "Ориентировка в городе" и предназначена для урока немецкого языка в 7 классе пот теме "Жизнь в большом город...
познавательное занятие "Стресс и его последствия для организма"
Позавательное занятие для воспитанников с ОВЗ ( 8 класс), возраст 14-15 лет...