«Расселение населения. Урбанизация. Экологические проблемы больших городов»-
материал по географии по теме
План урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasselenie_naseleniya._urbanizaciya._ekologicheskie_problemy_bolshih_gorodov-.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по предмету
«Экономическая и социальная география Мира»
группа АМ-14, 1курс
Тема: «Расселение населения. Урбанизация. Экологические проблемы больших городов»- 1 час
Цели урока:
Образовательная:
1. Сформировать у учащихся знания по изучаемой теме.
2. Познакомить учащихся с понятиями «расселение», «урбанизация», «агломерация», «мегалополис».
Развивающая:
1.Стимулировать мыслительную деятельность учащихся, развивать память и воображение, логическое мышление.
2.Развивать навыки самостоятельной деятельности на уроке.
Воспитательная:
1.Воспитывать у учащихся интерес к познанию разнообразия стран Мира,
особенности размещения населения и возникающих при этом проблем.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Обеспечение урока: учебники, атлас и контурные карты
Ход урока:
1.Организационный момент-2 мин.
( проверка готовности учащихся к уроку, наличие тетрадей, контурных карт, учебников)
2.Обьявление темы, цели и задач урока-2 мин.
3.Изучение нового материала-28-30 мин.
4.Первичное закрепление материала-5 мин.
( выводы по теме, ответы на вопросы)
5.Подведение итогов урока-3 мин.
(напомнить тему и цель урока, дать оценку занятию в целом, отметить наиболее активных учащихся и объявить оценки)
6.Домашнее задание-1 мин.
Изложение нового материала
1.Города и сельские поселения как формы расселения.
По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.
Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15-20 млн. Они различны по величине, форме, специализации хозяйства.
Формы сельского расселения:
- Групповая (деревенская)- хар-на для стран Ц. и Ю. Европы, России, Японии и для развивающихся стран;
- Рассеянная (ферма)- хар-на для США, Канады, Австралии, С. Европы.
Городское расселение. Города возникли в междуречье Тигра и Евфрата как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, транспорт. Сегодня функции городов расширились(пром-ть, культура, наука, адм-ый центр, транспортный узел).Определение города в разных странах различно (США-2,5 тыс. чел.; Индия- 5 тыс.; Япония-20 тыс.; Финляндия, Дания- 200 человек). В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения(пром-ть, сфера обслуживания).
В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов.
2.Динамика соотношения численности городского и сельского населения.
В течении 20 века численность городского населения возросла от 220 млн. чел. До 2276 млн. чел., а доля жителей городов во всем населении возросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала с 86% до 55%.
3.Урбанизация как всемирный процесс.
Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновение сетей и систем городов, повышение роли городов в современном мире называется урбанизацией.
Урбанизация – важный социально-экономический процесс современности. Ее этапы:
- начальный – 19 век (начало в Европе и С.Америке);
- первая половина 20 века (увеличения числа городов во всем мире);
- вторая половина 20 века (увеличение темпов роста городов переход к агломерации (территориальная группировка городов и сельских поселений), формирование мегалополисов (слияние городских агломераций).
4.Общие черты урбанизации, уровни и темпы урбанизации.
Черты урбанизации | Примеры проявления |
Быстрые темпы роста городского населения | За вторую половину 20 века доля городского населения выросла на 16% |
Концентрация населения преимущественно в больших городах | Начало 20 века городов свыше 100 тыс.чел – 360, к настоящему времени более 2500 |
Число городов-миллионеров превысило 200 12 городов мира имеют численность населения более 10 млн. чел. | |
«Расползание» городов, расширение их территории | Формирование агломераций (Мехико, Токио, Н-Йорк с численностью населения 16-20 млн. чел.) |
Формирование мегалополисов: Босваш-45 млн. чел.; Токайдо – 60 млн.чел. и др. |
По уровню урбанизации можно выделить:
А) высокоурбанизированные страны (доля городского населения более 50%) Англия, Кувейт, Австралия, Япония, Россия
Б)среднеурбанизированные (20-50%), Алжир, Индия Египет, Боливия
В)слабоурбанизированные (менее 20%), Чад, Эфиопия, Сомали, Замбия
Темпы урбанизации различны: в развивающихся странах темп роста городов в 4,5 раза выше, чем в развитых (Африка, Азия). Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах н-ся «городской взрыв».(Почему?)
Особенность процесса урбанизации для развитых стран – явление субурбанизации – переезд части городского населения в пригороды. (в США 60% жителей живет в пригородах) (Вопрос для уч-ся «Чем можно объяснить это явление?»)
5.Проблемы урбанизации.
Учащимся предполагается назвать проблемы урбанизированных городов по их мнению
- экология (80% всех выбросов в атмосферу, загрязнение окружающей среды)
- тепловое воздействие городов (ощущается в пределах 50 км)
- изменение естественного ландшафта;
- возникновение «трущобной или ложной урбанизации», связанной с притоком малоимущего сельского населения в крупные города.
В крупных городах принимаются различные меры по охране и улучшению городской среды.
Закрепление нового материала
Вопросы для проверки усвоения нового материала:
- Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?
- Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?
- Объясните понятие «ложная урбанизация»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Население России. Расселение населения.
Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...
Урок-экскурсия "Расселение населения России. Города и села." 8 класс
Урок географии по теме « Расселение населения России» Статья отнесена к разделу: Преподавание географииЦель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение н...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
Экологические проблемы большого города
Данный урок имеет общеметодологическую направленность. Цель урока - создать мини-проект "экологическая программа города"....
Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"
Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"...