Психолого-педагогическая гостиная для родителей в ОКУ «Центр «Ступени»
методическая разработка по теме
В материале представлена система совместных психолого-педагогических занятий с родителями, основной целью которых является развитие личности ребенка с помощью родителей и при их активном участиии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_pmp_gostinoy.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая гостиная
для родителей в ОКУ «Центр «Ступени»
зам. директора по ВР
ОКУ «Центр «Ступени»
Федосова Е.Н.
e-mail: fedosowa-en@yandex.ru
Среди традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить: классные и общешкольные родительские собрания; деятельность родительского комитета и попечительского совета, в который входят учителя и родители; собеседования классного руководителя с родителями для более детального изучения психологического и нравственного климата семьи и круга ее интересов, личности учащегося и круга его общения; индивидуальные встречи администрации и классных руководителей, школьного психолога, социальных педагогов и медицинских работников с родителями, имеющие своей целью выработку и корректировку совместной программы воспитания ребенка и оказания ему помощи.
Родительский лекторий «Психолого-педагогическая гостиная» организован в ОКУ «Центр «Ступени» в форме специализированной системы лекционных и семинарских занятий, на которых родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками педагогического процесса: проводят
совместно с педагогами и психологом занятия, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценностные и нравственные качества личности, способной принимать самостоятельные решения. На этих семинарах родители, будучи в тесном контакте с психологом, педагогами-дефектологами, находят ответы на волнующие их вопросы.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность.
В основе взаимодействия семьи и Центра лежат принципы взаимного доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основной целью «Психолого-педагогической гостиной» ОКУ «Центр «Ступени» является создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, накоплению психолого-педагогических знаний родителей, практических умений и навыков в области воспитания детей с ОВЗ.
Основными задачами программы являются:
- Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.
- Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
- Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Программа родительского клуба - лектория “Психолого-педагогическая гостиная” рассчитана на 3 года, включая установочные лекционные и семинарские занятия. Процесс родительского образования в Центре осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений Устава ОУ.
Занятия проводятся 1 раз в месяц с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.
В сентябре с родителями проводилось вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба-лектория, а в конце года на итоговом занятии будет проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.
В программе родительского клуба-лектория «Психолого-педагогическая гостиная» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок- диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.
Особую ценность данной формы работы представляет возможность для родителей тесно общаться друг с другом, обсудить свои личные и семейные проблемы не только со специалистами Центра, но и с людьми, которые тоже попали в ситуацию, когда в семье растет ребенок-инвалид.
Неформальное общение позволяет снять стресс, понять, что ты не один в этом мире. Силами родителей в клубе организуются чаепития, обсуждение кинофильмов, прочитанных книг.
Час неформального общения родителей в рамках «Психолого-педагогической гостиной» завершает каждое занятие.
Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.
Тренинговое направление. I этап – тренинги для родителей.Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются.
II этап – совместные занятия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.
2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.
Консультативное направление.
Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.
Методическое направление.
Оформление документации, изучение литературы.
Прогнозируемые результаты.
- Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения.
- Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком.
- Появление детско-взрослой развивающей общности.
Родительский лекторий
«Психолого-педагогические гостиные»
1.Вводное занятие. «Мир глазами детей: чему нас могут научить дети».
2.Они такие разные: индивидуальные особенности развития детей. Переходный период привыкания к школьной среде: от игры к систематическому обучению. (родители дошкольников, 0-1 классов)
3.Досуг в семье. Взаимодействие семьи и Центра по организации досуга учащихся.
4.Игротерапия дома и в Центре. Совместное занятие детей и родителей.
5.Семья как социальная и нравственная ценность. Взаимоотношения детей и родителей в семье.
6.Психолого-педагогические особенности обучающихся. Девиантное поведение и личность. (семьи группы риска)
7.Вредные привычки юношеского возраста. Семья и профилактика зависимости от психоактивных веществ.
8. Арт-терапия дома и в Центре. Совместное занятие детей и родителей.
9. «Мы вместе». Советы родителям. Подведение итогов. Торжественное вручение диплома слушателей Родительского лектория.
Тематика занятий «Психолого-педагогической гостиной» не может охватить все педагогические проблемы. Задача программы не в том, чтобы дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания. Она призвана сформировать активный родительский интерес, помочь родителям и детям объединиться и лучше осознать взаимную значимость. Кроме того, занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и в совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей с педагогами Центра.
Постоянная деятельность «Психолого-педагогической гостиной» увеличивает нагрузку на педагога- психолога, поэтому в Центре требуется дополнительная штатная единица психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба
Краткое описание работы семейноых гостиных....
Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"
Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитани...
Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»
Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...
Арт-терапия как инновационная психолого – педагогическая технология работы с родителями
Арт-терапия – лечение искусством. Арт – в переводе с английского «искусство».Ценность применения технологии состоит в том, что с её помощью можно на символическом уровне выразить самые разные чувства ...
Психолого -педагогический семинар «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей д...
Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»
Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...