Психолого -педагогический семинар «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»
методическая разработка на тему
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ППС «Учитель и родители: конфликт или сотрудничество»
Педагог – психолог: Давайте определим тему нашего сегодняшнего семинара (психолог читает определение конфликта, не называя понятий и пропуская слова). Педагоги подбирают слова, близкие по значению)
(на слайде понятия конфликта)
Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения, научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации
Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (учителя пишут свои определения понятия «конфликт» на листах, затем читают их).
Мои понятия | Мои мысли | Мои чувства |
ссора | меня хотят обидеть, | страх |
война | унизить | обида |
спор | меня хотят оскорбить | раздражение |
борьба |
| напряжение |
состязание | меня подавляют | тревога |
схватка | надо мной хотят посмеяться | злость |
2. Педагог - психолог: Из-за чего возникают конфликты между учителем и родителем? Коллектив делиться на две группы – педагоги и родители. Каждая группа выделяет причины конфликтов с точки зрения своей роли.
Причины конфликтов:
Школа почти ничему не учит, только портит ребенка! Лучше обучать его дома!» «Зачем мне заниматься детьми? Школа для этого и придумана! Пусть она его учит и воспитывает!» Такие противоположные точки зрения на школьное образование мы встречаем довольно часто. И столь же часто они основаны не на фактах, а на страхах, тревоге, иллюзиях и надеждах
ОЖИДАНИЕ 1. «НИЧЕГО, ЛИШЬ БЫ МЕНЯ НЕ МУЧИЛИ»
Мамы, которые ничего не ожидают от школы, обычно не ожидают от нее ничего хорошего. Они очень стараются и вкладывают в учебу ребенка много времени и нервов — но уже отчаялись дать детям нормальное образование, им кажется, что и ребенок ничего не делает, и учителя учат не тому, и сил ни на что нет, и достала эта школа со своими глупостями, почему я должна за это все отвечать? Почему я должна сидеть и в полночь рисовать с ребенком план своей улицы и тратить свое воскресенье на поиски полутора метров однотонной ткани к уроку домоводства?
Эти мамы делают с детьми уроки со скандалами и воплями, рыдают из-за детских двоек и только что не падают в обморок на родительском собрании, услышав про очередные долги и двойки. Им кажется, что старания их абсолютно бесплодны — сколько ни вкладывай, результат нулевой. И надо нанимать репетиторов и искать подготовительные курсы, и все равно из этого ничего не выйдет, кроме нервного срыва.
ОЖИДАНИЕ 2. «ТОЧНАЯ КОПИЯ»
Многие родители опираются на свой школьный опыт. Школа должна научить их детей тому, чему они сами научились в свое время. Мы ходили на лыжах — почему дети не ходят на лыжах? У нас на химии были опыты — почему вы не делаете опыты? Почему у вас дети не учат стихи наизусть? Образование должно быть традиционным — таким, как оно было в советской школе, лучшим в мире, таким, какое получили сами родители.
ОЖИДАНИЕ 3. «УЛУЧШЕННАЯ КОПИЯ»
Чаще, правда, родители понимают, что они, возможно, получили не лучшее в мире образование, и видят в нем дыры и пробелы. Поэтому они знают, что уж их-то ребенок должен получить все то- же самое, только гораздо лучше. Историю искусств, например, и риторику, и философию, и английский семь раз в неделю, и второй иностранный язык…
ОЖИДАНИЕ 4. «ОСОБЫЕ ЗАПРОСЫ»
Родители, которые подходят к образованию серьезно, обычно точно знают, чего именно они хотят от системы образования. Скажем, есть родители, убежденные в том, что математика — основа всего, а значит, в школе должно быть много сильной математики. Есть родители, точно знающие, что их ребенку не нужна литература (только отбивать интерес к чтению), нужно столько-то часов углубленной химии и такая-то программа по биологии.
ОЖИДАНИЕ 5. «ДИСЦИПЛИНА»
Здесь тоже есть целый спектр разных ожиданий — от «в школе должен быть порядок» до «в школе должна быть свобода самовыражения». Одни родители верят в поднятые руки и школьную форму, другие — в свободу дискуссий и одежды. Если учитель в пылу обсуждения важного вопроса сядет на стол, одни сочтут это форменным безобразием, а другие — естественным поведением. Одни подходят к учителю сказать «если наш будет борзеть, вы дайте ему по ушам», а другие пишут жалобу директору, если учитель спросит у ребенка, разозлившись — «ты что — глупец?»
ОЖИДАНИЕ 6. «ВОСПИТАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ»
От «ваше дело — учить ребенка, а воспитывать его мы будем сами» до «школа должна заложить основы духовно-нравственного воспитания нации».
В общем, все эти перечисления, конечно, не претендуют на полноту охвата — скорее, коротко обрисовывают, как разнообразны родительские воззрения на то, какой должна быть школа, и как трудно школе соответствовать ожиданиям общества, когда люди в нем не могут договориться друг с другом.
ОЖИДАНИЕ 7. «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ»
Некоторым родителям очень важно держать руку на пульсе ежеминутно. У них на рабочем компьютере открыт электронный журнал, и они в режиме реального времени следят за возникающими в нем тройками и пятерками. Если учитель не заполняет электронный журнал своевременно, на него жалуются, потому что он не дает родителям обратной связи. Другим родителям достаточно раз в месяц получать сводку об успеваемости — они вообще считают, что за этим должен следить сам ребенок, а оценка вообще ничего не обозначает, кроме того, что этот конкретный учитель зачел или не зачел эту конкретную работу.
ОЖИДАНИЕ 8. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Самый больной вопрос — кто отвечает за обучение детей? Согласно закону об образовании, ответственность за получение ребенком среднего образования несут его родители. А за что несет ответственность школа? А ребенок? А если ребенок за десять лет учебы в школе ничему не научился и получил двойку на ЕГЭ — это чья ответственность? У школы другая претензия к родителям: родители сдали ребенка школе и думают, что школа сама все сделает и всему научит. Но всем известно, что лошадь можно привести к ручью, но нельзя заставить пить; заставить учиться ребенка, который учиться не хочет, практически невозможно. «А вы должны заинтересовать». — «А вы сами пытались его заинтересовать окружающим миром? Вы до школы научили его тому, что узнавать новое — интересно? Или сажали его к телевизору, компьютеру, совали ему в руки планшет — чтобы он к вам не приставал? Мы учителя, а не волшебники, мы не можем сделать немотивированного ребенка мотивированным, это ваша задача, а не наша». Учитель, у которого в классе тридцать человек, далеко не всегда в состоянии уследить, кто пропустил или не усвоил конкретную тему. Учитель перегружен работой и отчетностью. Он профессионал, но не маг.
Психолог: В большинстве случаев неоправданные ожидания родителей приводят к тому, что возникают конфликтные ситуации между педагогом, администрацией школы и родителем. От того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта зависит произойдет ли разрешение конфликтной ситуации. Для того чтобы лучше иметь понятие о стратегиях я предлагаю Вам выполнить задание:
Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”
Психолог: Существует 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, конкуренция. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)
Приспособление | Избегание | Конкуренция | Сотрудничество |
Поиск решения, устраивающего обе стороны | Стремление добиться своего за счет другого | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | Уклонение от принятия решений |
Люди, неуверенные в себе | Сильные, зрелые, уверенные в себе люди | Мирные, уступчивые люди | Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные |
Приспособление | Избегание | Конкуренция | Сотрудничество |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | Уклонение от принятия решений | Стремление добиться своего за счет другого | Поиск решения, устраивающего обе стороны |
Мирные, уступчивые люди | Неуверенные в себе люди | Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные | Сильные, зрелые, уверенные в себе люди |
Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)
Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)
Стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Конкуренция.)
Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.
(психолог читает описание поведения, педагоги угадывают.)
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)
Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)
Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)
Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
Заключительное слово
Психолог. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего общения.
- Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
- Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
- В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
- Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
- Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
- Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
- Не спешите реагировать на чужое раздражение.
- Идите на все возможные компромиссы.
- Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
- Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
- Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
- Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Формула успешного решения школьных конфликтов
- Доброжелательность.
- Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
- Тактичность.
- Разговор по существу.
- Поиск компромисса
- Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
- Соблюдение чужого персонального пространства
- Правильный выбор роли
- Умение слушать и слышать друг друга
- Справедливость.
Предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций:
1. Контроль. Учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь.
2. Любовь. Учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
3. Согласие. Внутренне согласитесь с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Поэтому в конфликте ученик-учитель, как правило, неправ учитель; в конфликте учитель-директор обычно неправ директор.
4. Юмор. Развивайте чувство юмора. Во все времена сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
5. Путь защиты. Учитесь защищать и отстаивать свои интересы, не ущемляя права других, без конфликтов — путем сотрудничества, компромисса, уступок.
6. Где и когда. Не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
7. Инструмент. Не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
8. Табу. На своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
9. Авторитет. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Но не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
10. Терпение. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
11. Опора на положительное. Оценивая результаты работы и поведение (администрации, учителя или школьника) сначала обращайте внимание на то, что удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках.
12. Расширение границ мировосприятия.
Время. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы.
Вероятность. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Содержание. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
Бесконфликтный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Конфликты или сотрудничество
Методическая разработка класного часа для обучающихся 8-9 классов, которая поможет им найти выход из конфликтной ситуации....
конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"
Государственная общеобразовательная школа-интернат«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» Методическая разработка конспекта занятия по теме:«...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
информационный буклет для родителей "Конфликты между детьми в семье: что делать родителям"
Чтобы предотвратить конфликты между детьми родителям необходимо знать и понимать, какие места занимают их дети в семейной иерархии в зависимости от возраста. Этот буклет поможет родителям коррек...
Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...
Мастер-класс для родителей одарённых учащихся на тему: «Развитие психолого – педагогической компетентности у родителей одарённых детей».
Мастер-класс для родителей одаренных учащихся...
Практикум для родителей «От конфликта к сотрудничеству»
Материал содержит информацию, направленную на пвышение психолого – педагогической грамотности родителей в решении конфликтных ситуация с детьми. Представленные в разработке тренинговые упра...