Поощрение и порицание как стимул формирования системы нравственных отношений.
статья на тему

Минаев Виктор Владимирович

Успехи в обучении и воспитании детей прямо зависели от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pooshchrenie.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Поощрение и порицание как стимул

                формирования    системы нравственных отношений.

     Успехи в обучении и воспитании детей прямо зависели от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. В случае дефицита мотивации, имеющиеся задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление ребенка к развитию. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной   мотивации.

            Причины такого состояния дел несколько. Во-первых, до конца не известны  все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными способностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической деятельностью, мы впервые начинаем задумываться  над  мотивами  учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и можем только гадать о подлинных мотивах поведения детей. Нет никакой гарантии того, что догадки верны и соответствуют действительности. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия ,в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-четвертых, мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.

                                                                                                                                          1.

        Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду все названные возможности, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.                                                                                                                      

        Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей мы ни рассматривали, все они в конечном счете  сводятся к системе поощрений и наказаний. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или коррекции, отрицательных.

       Соотношение между ними и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания. Если , в ходе учебно-воспитательной работы, возникает необходимость приложения усилий, направленных на формирование положительных качеств личности на приобретение новых знаний, умений, и навыков, то предпочтение следует отдавать поощрениям, а наказания сводить к минимуму. Если задача связана с исправлением, в особенности таких, которые ребенок не осознает или не желает исправлять, более того – сопротивляется этому, то вполне допустимо и разумно применение наказаний. Однако при низкой самооценке, при неуверенности ребенка в себе и неверии в успех,  в системе стимулов должны доминировать поощрения. При завышенной самооценки, чрезмерной самоуверенности, напротив, следует пользоваться наказаниями. Соотношение между ними может меняться с возрастом в зависимости от претензий ребенка на самостоятельность. Чем больше таких претензий, тем строже должны быть наказания за недостатки, допущенные ребенком по своей воле и сознательно контролируемые им. Поскольку наибольшие претензии на самостоятельность проявляются у детей в подростковом возрасте, поскольку общение с ним в эти годы может быть наиболее строгом.

                                                                                                                                                   2.

       Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. Надо иметь в виду. Что крайние  не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки.

      В системе стимулирования детей наблюдается явление угасания реакции, суть которого состоит в том, что слишком частое использование одних и тех же положительных т отрицательных стимулов ведет к постепенной утрате их мотивирующей роли.

     Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное применение различных стимулов: органических, материальных, индивидуальных и социально-психологических.

      Действие различных стимулов на поведение человека – ситуационно и личностно опосредовано. Говоря о ситуационной опосредованности, имеется в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем,  в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например, высокая или низкая оценка, может по разному влиять на стремление к успехам, тогда, когда он значим для человека или не значим. Если от получения высокой оценки зависят какие-либо другие важные события в жизни человека, то такая оценка может стать сильным стимулом к достижению успеха.

       В связи с необходимостью более глубокого понимания ситуационной и личностной опосредованности, влияния стимулов вводятся понятие ценности и вероятности успеха и неудачи. Каждая потребность, может быть

                                                                                                                                               3.

удовлетворена разными способами, и тот из них, который ей лучше всего соответствует, будет обладать наивысшей ценностью для данной потребности.

       Понятие «вероятность успеха или неудачи» означает то, в какой степени сложившаяся ситуация, обстановка могут привести к удовлетворению потребности.

        Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов. Таким стимулам желательно придавать дополнительную ценность, а в тех ситуациях, в которых они действуют, обеспечить дополнительную высокую вероятность успеха.

     

        Литература:

  1. Амонашвили Ш.А.Обучени. Оценка. Отметка. М.1980.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.В2т.М.1980.
  3. Немов Р.С. ПсихологияВ2К М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "На мир смотрите добрыми глазами или нравственные отношения в семье"

Представлен сценарий родительского собрания. Содержит  рекомендации и памятки для родителей. Для классных руководителей....

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Способы сохранения нравственных отношений в семье.

презентация разработана для родительского собрания....

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Разработка внеурочного мероприятия по учебному модулю    « Светская этика» курса ОРКСЭ.   ( 4 класс)...

мастер-класс "Формирование нравственных отношений у школьников к культурному наследию предков на уроках МХК"

Мастер-класс предназначен для учтелей начального звена, художественно-эстетического цикла и классных руководителей....

Урок ОРКСЭ по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Урок посвящен образу семьи в культурной традиции народов России и мира....