Гуманная педагогика для родителей
статья по теме
В данной работе рассказывается о формах работы с родителями в период перехода на новые стандарты образования ( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_rabote_s_roditelyami.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманная педагогика для родителей.
Взаимодействие классного руководителя и родителей в условиях модернизации образования
Программа «СемьЯ» (из опыта работы классного руководителя Ибрагимовой Елены Викторовны МАОУ «Гимназия № 8»)
Характерной чертой современной эпохи стало снижение духовности, высокой нравственности, обесценивание высших идеалов. Человек стал духовно бедным. Его заботы больше замкнулись на личном благополучии. Современная методика преподавания вытеснила из школы целостный образовательный процесс. В школе осталась лишь программа, которую нужно было "гнать". Такие цели школы, как становление нравственной и духовной личности хотя и провозглашались, но в качестве придатка. И вот сейчас, наконец, началось обновление образовательной сферы в сторону духовности, нравственности, гуманности, поиска систем по развитию личности. Что такое гуманная педагогика" Во-первых, понятие "гуманизм". Гуманизм в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. И гуманная педагогика, в противоположность авторитарной, формирует творческую личность, имеющую свое собственное мнение и способность решать те или иные проблемы .И главная потребность творческой личности -потребность в любви, в дружбе, в гармонии с окружающим миром. Такой человек очень хорошо чувствует людей, их настроение ,их душевное состояние. Он не ограничивает себя никакими рамками потому что главный его нравственный закон - это сотрудничество и взаимопомощь.
Шалва Александрович Амонашвили в своей статье "Дайте учителю возможность гордиться" призывает: "Гордись, учитель, своей профессией! Что делать, раз выбрал эту профессию, мы имеем дело с детьми, которые ни в чем не провинились перед нами и которым мы нужны как воздух"(Амонашвили Ш. А., 2001).
Полноценное сотрудничество, сотворчество детей и взрослых в разных формах управленческой и организационной деятельности, в учебной и внеучебной сфере возможно развернуть благодаря гуманно-личностному подходу. Основываясь на позитивном – Высшем начале Человека сегодня необходимо развивать открытое, осознанно-ответственное взаимодействие в триаде «педагоги-дети-родители». Такое взаимодействие позволит педагогам – устремляться к духовной жизни, устанавливать гуманно-личностные отношения с детьми в школе и поддерживать родителей в их воспитании;
- детям – раскрывать свои личностные качества, упражняясь в нравственных поступках;
- родителям принимать школу как дом души и сердца своих детей и поэтому постоянно заботиться о ней, приходить к ней на помощь (Ш.А.Амонашвили).
Развитие нового качества взаимодействия возможно в русле идей гуманной педагогики, изложенных в трудах Ш..А. Амонашвили, Н.А. Бердяева, Л.С. Выготско - Цель моего выступления: показать процесс развития взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательном пространстве школы на идеях гуманной педагогики.
- Задачи:
1. Освоение педагогами нового вида – открытого взаимодействия с детьми и родителями, направленного на развитие осознанно-ответственного отношения к образованию.
2. Создание программы и технологий воспитательно-образовательного взаимодействия семьи и школы, позволяющих отойти от традиционной монологической, информационной системы и перейти к диалогу, к поиску совместного решения актуальных проблем воспитания.
3.Обмен идеями, успешным опытом распространение идей гуманной педагогики в практику семейного воспитания школьников.
4. Мониторинг и оценка качества взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательном пространстве школы
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.
Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класс.
Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках первого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Часто наши родительские собрания проходят за чашкой чая в непринуждённой обстановке. Проводим вечер вопросов и ответов.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей
Родительские собрания посвящены определенной теме. На родительских собраниях вопросы персонального обсуждения дисциплины и успеваемости не выносятся. Эти вопросы обсуждаются в частном порядке во время специальных консультаций, индивидуальных собеседований.
В рамках второго направления привлекаю родителей к участию во внеклассных мероприятиях, и на первое место ставлю изучение родного края.
Чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт.
Итак, 5 класс, первое собрание. Знакомство состоялось. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
По желанию в начале каждого учебного года родители разбиваются на группы. Каждый год группы меняются по составу.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам, создание комфортных условий в кабинете.
3-я группа – “Золотые россыпи”. Их функция – создание благотворительного фонда поддержки успешных детей,
помощь в проведении учебного процесса.
4-я группа – “Музей оживших фотографий”-оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки. Составление презентаций и фильмов о классе, ведение летописи класса.
5-ая группа – «Собеседник» - помогают готовить родительские собрания, конференции, тренинги и т.д.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним за помощью. (например, в решении конфликтных ситуаций) Понимая это, они помогают и проявляют своё творчество во всём.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Наш коллектив очень сплотился. К концу 5-го класса мы перешли на другой этап – этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Так, например, я предложила родителям провести встречу Нового года у костра. Они поддержали и организовали сказку «Двенадцать месяцев» в лесу, самостоятельно распределив роли.
Жизнь в классе бурлит.
К 8 классу родители взяли инициативу в свои руки и уже сами предлагали мне то или иное мероприятие (так, например, они организовывали походы на лыжах в зимние каникулы).
Очень интересными оказываются совместные работы детей и родителей.
( Например, участие в конкурсе «Корнями дерево сильно») К родительским собраниям мы всегда готовим фотовыставки ( Коллаж «Моя семья»)
Известно, что большинство людей хотят проводить как можно больше времени со своей семьёй, со своими любимыми детьми, наблюдать за ними в другой, не домашней обстановке. Это хорошо согласуется с желанием школы использовать свободное время родителей на благо учеников. Совместные походы и экскурсии стали доброй школьной традицией. Когда в мероприятии участвуют не только дети, но и родители, то действительно получается настоящий праздник.
А в 10 классе мы создали родительский клуб «Гармония», на заседании которого решали общие вопросы воспитания, подготовки к ЕГЭ, проведение классных мероприятий, обменивались опытом семейного воспитания, создали с родителями благотворительный фонд премий лучшим учащимся.
В большом социуме как город трудно привлекать родителей к школе. Поэтому я нашла выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов.
Мои родители – активные участники наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Сами участвуют активно во всех мероприятиях. Могут самостоятельно провести выход детей на природу, свозить их в театр, если классный руководитель по каким-то причинам занят.
Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, я стараюсь уделять много внимания внеклассной работе, где умело активизирую не только учащихся, но и родителей.
В работе с родителями стараюсь придерживаться следующих правил:
Правила общения с родителями
- Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
- Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
- Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
- Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
- Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
- К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
- При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
- Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление неуважения к родителю.
Практика работы с родителями показала, что разные формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
· Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. (урок по книге «Чучело») Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. В этом году запланирола провести гостиную для родителей «Все мы родом из детства»
Примерные темы родительских вечеров:
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Друзья детей — друзья дома или враги?
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Взяв новый 5 класс у меня родился новый проект «Обучаемся вместе с родителями»
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Предмет изменений | Особенности работы с родителями до введения ФГОС | Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся | Отсутствует | Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями |
Участие родителей в проведении уроков | Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) | Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность | Отсутствует | Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
Какова же результативность моей работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета
Родители в нашем классе могут сделать всё. Главное – доверять им.
Каждый раз я стараюсь говорить родителям слова благодарности, и они мне отвечают тем же.
На общешкольной родительской конференции я поблагодарила родителей за сотрудничество, подарив им свою презентацию.
Правила общения с родителями
1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
4. Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
5. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
6. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
7. Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление неуважения к родителю.
Рецепт счастья для сына:
«Возьмы от папы: мужественность, верность и надёжность.
Возьми от мамы: чуткость, заботливость и доброту.
Соедини в себе, пронеси через себя и стань самим собой!»
Рецепт «Пирог счастья» для дочери:
«Возьми: бочку любви и чашу здоровья. Добавь в равных долях добавь: мудрости, красоты, кокетства и нежности, присыпать всё весельем. Хорошенько перемешать.
Взбить усердие и трудолюбие до состояния удачи. Выпекать при температуре доверия и взаимопонимания. Готовый пирог присыпать радостью и подавать ежедневно в неограниченном количестве »
Рецепт счастья от Ш.А. Амонашвили
Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация идей гуманной педагогики.
Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, стала постепенно терять суть духовности и суть радости. Она стала учебным заведе...
Философия для детей - одно из направлений гуманной педагогики.
В данной статье предлагается открыть для себя науку о человечности. Приведена беседа с учащимися 5 класса о дружбе....
Статья по гуманной педагогике на тему: "На пути к педагогическому прозрению""
В данной статье я попыталась осмыслить свой путь в гуманную педагогику, выразила свое понимание роли учителя в современном мире....
Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики
Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического...
7 "У" в гуманной педагогике
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7225781","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"168","width":"480"}}]]...
Выступление на НПК по гуманной педагогике
Выступление на НПК по гуманной педагогике "Воспитываться в моральном климате памяти"...
«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне
Гуманная педагогика - это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу: ребёнок не готовится к ...
Комментарии
Лейсан
Мне очень понравилась статья как родителю.
Спасибо)
Спасибо)