«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне
статья по теме
Гуманная педагогика - это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу: ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasova_l.m._yanvar_2017.docx | 169.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода»
Власова Людмила Михайловна
МБОУ «СОШ №12»
Г. Байкальск
Гуманная педагогика – это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу : ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.
Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человечный. Учитель излучает человеческую доброту, без которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Гуманная педагогика не предполагает грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка, а за счёт дифференциации образовательного процесса стимулирует саморазвитие личности детей по направлениям: организация самопознания; организация самовоспитания; нацеленность на результаты деятельности. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на самообразование и самосовершенствование, самостимуляцию волевых усилий: «Я могу всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У меня всё получится!»
Саморазвитию способствуют разные подходы , используемые учителями. Один из успешно применяемых подходов – семиотический.
Семиотика - наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе. В семиотике знак – это объект, используемый для передачи информации. Функция знака – знак замещает (но не заменяет полностью) обозначаемое. Условно-знаковые средства – это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения. В современном образовании их рассматривают также как один из элементов медиаобразовательных технологий.
Информация может быть представлена не только в устной и письменной форме, но и в условных формах:
знаках, символах, опорных схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. Представлены они могут быть на различных носителях: в форме таблиц, схем на печатной основе, а также вычерченных на доске, на экране монитора.
Дети с лёгкостью учатся переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие. Современная культура представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука (а+в=с ), литература, живопись, музыка (ноты), театр, кино, телевидение и пр.).
Совершенствование семиотической функции у детей способствует полноценному формированию знаний, так как
учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка; дети моделируют, то есть преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки.
Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач,
являются эффективным средством зрительной наглядности
Приемы организации обучения с применением
семиотического подхода.
1 Эмоциональная диагностика.
Цель: диагностика состояния школьников, определение динамики изменения эмоционального состояния на любом этапе урока
Настроение обозначается цветами:
Красный —отличное.
Желтый — хорошее.
Зеленый — ровное, нейтральное.
2 Использование задач-рисунков, проблемных заданий с подсказкой в виде схемы, чертежа, рисунка, картинки.
3 Вычленение из текста логической структуры материала, поддающейся схематизации.
4 Заполнение схемы с заранее заданной структурой.
5 Составление информационно-логической схемы понятий по незаполненным (пустым) схемам-паутинкам. На каждом занятии, после изучения новых понятий учащиеся «подыскивают им место» в существующей структуре.
6 Составление структурной схемы изученного материала, отличной от той, которая использовалась при обучении.
7. Применение метода фокальных объектов
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. fokus – очаг) – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.
Метод фокальных объектов – это модель, схема в центре (фокусе) которой находится некое общее понятие и вокруг стрелками показаны составляющие элементы, части этого понятия. Выглядит эта модель так:
Пример реализации метода.
Урок литературы.
Используя схему этого метода, можно быстро систематизировать и обобщить учебный материал.
Что должен сделать ученик? Он составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по теме, развернутый план ответа, схема, таблица и т.п.
Цель – обобщение, повторение и закрепление пройденного материала.
Тема урока: «Формирование личности главного героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Задание: (работа малыми группами) составьте схему, которая наглядно покажет, как формировался характер Ивана Флягина.
Цель – дать возможность ученикам увидеть, проследить путь «рождения» русского праведника, оценит его.
праведник
рассудительный
открытый
серьезный
XVII-XIX грешный XV-XVI преданный
страдающий беспокойный
безразличный ко всему отзывчивый XII-XIV впечатлительный X-XIосторожный
понимающий наивный
безответственный верный
XIII-IX замкнутый VI-VII
отчаявшийся откровенный
смекалистый патриот
II-V ответственный
доверчивый
I-II покорный,
Грешник
От грешника к праведнику (от приземленности – к небу, к Богу)
Из приведенных примеров видно, как ученики представляют себе путь становления личности Ивана Флягина, насколько разные у них подходы к раскрытию темы. Но важно, что они видят главное, разными путями приходят к этому.
Использование семиотического подхода при изучении русского языка и литературы, даёт хорошие результаты.
Во-первых, увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские умения, учащиеся показывают прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование подхода способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, конкретизирует мышление .
В-третьих, на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка, решение образовательных задач вызывает интерес.
По мнению самих учащихся, использование семиотического подхода помогло легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Изучение, творчество даёт положительный заряд в получении ожидаемого хорошего результата – дети успевают по предмету , с желанием приходят на уроки, успешно сдают экзамены .
«Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах»
(Амонашвили Шалва Александрович)
Используемая литература, ресурсы:
Школьный курс русского языка в опорных конспектах" . Авторы - Ю.С. Меженко, Т.Н. Ситникова
Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: ИПЛ, 1968
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104204
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)
Об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка....
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации
Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....
Реализация идей гуманной педагогики.
Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, стала постепенно терять суть духовности и суть радости. Она стала учебным заведе...
Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"
Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...
Выступление на НПК по гуманной педагогике
Выступление на НПК по гуманной педагогике "Воспитываться в моральном климате памяти"...
2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии
2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...
"Отметка" и "оценка" в практике гуманной педагогики... (материалы к выступлению)
Данный материал будет интересен тем, кто задумывается о современных подходах к оцениванию обучения. Апробация механизмов гуманной педагогики невозможна без обращения к истории вопроса......