«Конфликт поколений… Можно ли его избежать?»
методическая разработка (7 класс) по теме

Григорьева Светлана Николаевна

О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме произведение «Отцы и дети». Прошло более 100 лет, а проблема существует и поныне. Конфликты в семье неизбежны, они встречаются на каждом шагу. Чаще всего конфликты начинаются у родителей с детьми, когда у последних начинается, так называемый "переходный возраст". Дети, с присущим им юношеским максимализмом, начинают отстаивать свою точку зрения, а родители не всегда имеют терпение выслушать, понять или попросту услышать ребенка. И вот здесь создается конфликтная ситуация.Это не значит, что мы должны смириться с этим. Как раз наоборот: мы должны уметь предотвратить ее или найти способ решения данной ситуации. Задача классного руководителя помочь как детям, так и родителям пройти этот "переход"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Конфликт поколений… Можно ли его избежать?»

Цель: 1. Познакомить родителей с научным понятием «конфликт»

           2. Познакомить с социально – психологическими способами решения конфликтных ситуаций.

        3. Развивать потребность чтения психолого-педагогической литературы.

Ход собрания

Уставшая домой пришла с работы мать

И видит, что у сына не прибрана кровать

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что лежа на диване читает книжку он.

И мать ему с обидой промолвила

- сынок, когда-нибудь ты маме, хоть в чем-нибудь помог?

        О конфликте поколений говорили многие великие люди. Тургенев посвятил этой проблеме произведение «Отцы и дети». Прошло более 100 лет, а проблема существует и поныне.

        Сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

        Конфликт поколений – это противоборство старого и нового, реальный факт, с которым каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Эта проблема актуализируется, когда наши дети становятся взрослее. Ситуация осложняется тем, что отсутствует преемственность поколений, базирующаяся на традициях. Мы  с вами  дети другого времени, и этот факт глупо отрицать. Сегодня у подростков больше проблем, чем 10 – 15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. Какие времена ни были, какие бы события ни происходил, ребенок – это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

        Итак, что же такое «конфликт» с научной точки зрения?

        «Конфликт»  - это столкновение, которое может вспыхнуть по любому поводу. Самый распространенный конфликт – семейный. По данным детей предмет конфликта – учеба и домашнее задание (87%), работа по дому (60%), досуг (длительные прогулки, компьютер (35%), друзья (12%), другое (что?): курение, алкоголь? (2%).

        Конфликты в семье неизбежны, они встречаются на каждом шагу. Это не значит, что мы должны смириться с такой ситуацией. Как раз наоборот: мы должны уметь предотвратить ее или найти способ решения данной ситуации. Предмет конфликта - это вопрос или предмет, из-за которого разгорелся спор. Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

        Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше, чем постконфликтные переживания. Нетактичные, обидные высказывания товарищей или коллег в 14 раз превышает время самого конфликта, а грубость со стороны старшего лица – в 20 раз. Постконфликтная напряженность – отрицательные эмоции, мощный разрушительный фактор. Данные социологов и психологов Челябинской области фиксируют состояние депрессии у 20 – 60% старшеклассников.

        По способам протекания конфликт можно разделить на:

  • Конфронтацию – пассивное противостояние, не принимающее формы открытого столкновения
  • Соперничество – демонстрация превосходства путем достижения цели. Скандал – это открытое противостояние

Конфликты разумнее предупреждать, чем устранять их последствия

Способы решения конфликтов

  • Компромисс – решение проблемы через взаимное уступки
  • Переговоры – мирная беседа обеих сторон
  • Посредничество – использование третьей, авторитетной стороны
  • Применение силы – одностороннее использование власти
  • Авансирование – наделение дополнительными свободами или возможностями с целью пробудить большую ответственность
  • Ситуация недоверия – отрицать возможность успеха

        Для того чтобы успешно находить общий язык с ребенком и таким образом влиять на динамику его развития, важно знать некоторые правила поведения и общения.

        Чего бы не касалось обсуждение – покупки, семейного конфликта или ссоры, люди занимают определенные позиции. Любой переговорный процесс должен:

        - привести к разумному соглашению;

        - быть эффективен;

        - улучшить или по крайней мере не испортить отношения сторон.

        Когда участники спорят по поводу позиций, они обычно сами загоняют себя в рамки позиций. Чем больше вы пытаетесь убедить другого в невозможности изменения своей первоначальной позиции, тем труднее ее реализовывать. В результате соглашение либо не будет достигнуто, либо будет достигнуто, но ценой серьезных уступок, когда задеваются (ущемляются) интересы другого!

        Существует два подхода в позиционном торге: мягкий и жесткий.

        При мягком подходе – соглашение и уступки. При жестком подходе – победа, давить самому и требовать уступок.

        Существует ли конструктивный подход? Такой подход называется «принципиальным». Необходимо соблюдать четыре базовых принципа:

  • Отделяйте человека от проблемы
  • Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях
  • Обдумывайте взаимовыгодные варианты
  • Настаивайте на объективных критериях

        Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

  • Отделяйте человека от проблемы – это прежде всего означает, что ни в коем случае не нужно переходить на личности.

Пример. «Опять двойку получил» - проблема обозначена и будет воспринята, будьте уверены, как личное обвинение. Как и что ответит ваш ребенок , догадаться несложно. Он будет оправдываться и защищать свою позицию и свое «Я». Результат?

Шаг 1. Поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, что он чувствует и чего хочет. Понять точку зрения другого не означает согласиться с ней.

Шаг 2. Не делайте вывода о намерениях человека, исходя из собственных опасений. (пример: «Ты ничего не хочешь делать»)

Шаг 3. Ваша проблема – не вина других. («Никогда меня не слушаешь»). В данном примере вы говорите о своей проблеме, так как именно вы не способны найти эффективные способы воздействия на ребенка.

Шаг 4. Обсуждайте восприятие друг друга. Если делать это искренне, не обвиняя другого, то разговор может показать серьезность намерений. Говорите о том, что вы чувствуете. (Пример: «Я расстроена тем, что ты получил плохую оценку»).

Шаг 5. Ищите возможность для неожиданных действий с точки зрения другого человека. Удивите своего ребенка, сказав: «Это наша общая ошибка. Я была занята(устала), а ты не хотел меня нагружать своей проблемой».

Шаг 6. Позвольте другой стороне сделать ставку на результат, предоставив верную возможность участвовать в процессе: Что ты намерен предпринять для исправления ситуации?» Т.е. задавайте вопросы

Шаг 7. Дайте шанс ребенку спасти свое лицо. Это значит, что ребенок в любой ситуации должен выговориться, в том числе отреагировать отрицательные эмоции.

Шаг 8. Поддерживайте дух конструктивного взаимодействия. Повторяйте ключевые слова собеседника при построении собственной фразы или опирайтесь на последние его слова. (Пример: «Я знаю, что тебе трудно по этому предмету иметь хорошую оценку», «Ты не можешь иметь «Пятерку» Правильно я тебя поняла? И др.)

  • Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях

Шаг 1.  Примите интересы, а не позиции. (Пример: молодой человек собирается на улицу гулять, он оделся стильно, но вам надо, чтобы он оделся тепло. Предложите альтернативу: «Ты  можешь идти так, но одень под (предположим) рубашку вот эту майку, ее не видно». Результат: интересы совпали, реализованы цели и родителей, и ребенка).

Шаг 2. Интересы определяют проблему. Позиция – это ваше решение. Интересы – это мотивы, в основе которых лежат потребности. Помните – запрет не решает проблему!

Шаг 3. Ищите общее. Нет противоположных проблем. Игра»Я хочу…» Предложите человеку эту игру в русле значимой проблемы. Задача – поочередно начинать фразу и слушать друг друга. Через минуту или две вы обнаружите общие проблемы.

Шаг 4. Осознайте – у каждой стороны множество интересов. Обычная ошибка родителей заключается в том, что им кажется, что у детей те же самые интересы, что и у них. Однако является ли для вас ценностью диск с группой «Рамштайн»?

Шаг 5. Говорите об интересах – объясняя ваши интересы, покажите их жизненную важность.

Шаг 6. признайте интересы ребенка частью проблемы. Для этого задавайте вопросы, употребляя ключевые слова. Заканчивайте свои мысли фразой: «Правильно ли я тебя поняла?»

Шаг 7. Сначала сформулируйте проблему, а уже потом предлагайте ее решение.

  • Обдумывайте взаимовыгодные варианты

Шаг 1. Ищите третий (взаимоприемлемый) вариант. Для этого привлекайте значимых других (авторитетный человек поможет в решении сложной ситуации)

Шаг 2. Используйте технику «Плюсы и минусы» (лист делится на две части «-«, «+», заносятся мнения сторон).

Шаг 3. Не ставьте диагноз: не выносите преждевременных суждений, не ищите единственного ответа, мнения.

Шаг 4. Решение должно быть выполнимым

  • Настаивайте на объективных критериях

Шаг 1. Рассуждайте и будьте открыты для доводов ребенка (подготовьте для обсуждения свои критерии оценки и примите обще решение)

Несколько слов о манипуляции.

Если ваш ребенок обвиняет вас в непонимании (разные формы) или же винит себя, вызывая к жалости, - это манипуляция. Использование базовой потребности родителя в любви своего чада - удар ниже пояса для любого родителя. Это способы ухода от решения проблем. Если молодой человек не хочет участвовать в разрешении проблемы, задайте ему три вопроса, с помощью которых можно сосредоточит его внимание на особенностях дела:

  • Что можете сделать вы?
  • Что может сделать он?
  • Что может сделать третья сторона?

Правила – задавайте вопросы и делайте паузы, человек вынужден будет отвечать.

Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1.  (в семье двое детей): Дети часто ссорятся из-за того, какой канал смотреть, кому идти в магазин, кто сегодня моет посуду. Старший ребенок не хочет брать на прогулку младшего и присматривать за ним. Старший обзывается младшего, младший ябедничает.

Ситуация 2.  (в семье один сын): Вы узнаете, что деньги, которые вы даете ребенку на стрижку, столовую и т.д. он тратит на игровые автоматы или игры в компьютерном зале. Под предлогом посещения врача уходит с уроков и отправляется играть.

Ситуация 3. (в семье одна девочка): Мама неоднократно просила дочь навести порядок в комнате. Девочка обещала, но ничего не делала, когда мама сама начала уборку, то из книги выпало письмо очень личного характера. Мама была недовольна содержанием письма. Вернувшаяся домой дочь застала ее за чтением и стала возмущаться, что чужие письма читать неприлично. Не в силах сдержаться, мама ударила дочь, а та со слезами закрылась в ванной.

Заключение.

Там далеко – далеко в тихом городе,

Посреди земли одна в темной комнате

О спасении моем Богу молится

Полуночная моя богомолица.

                       Ночь темна, неведом путь, даль бездонная,

                       И пророчат беды мне силы темные.

                       Но хранят меня во сне две бессонницы:

                       Глаза мамы и еще богородицы.

Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь.

В мире этом и другом ты всегда со мною будешь.

Я к одной тебе приду, в сердце раненая.

Мама, мама, ты моя стена каменная.

        



Подписи к слайдам:

Конфликт поколений… Можно ли его избежать? Конфликт – это столкновение, которое может вспыхнуть по любому поводуПредмет конфликта – это вопрос или предмет, из-за которого разгорелся спорЦель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других Способы протекания конфликта Конфронтация – пассивное противостояние, не принимающее формы открытого столкновенияСоперничество – демонстрация превосходства путем достижения цели. Способы решения конфликтов Компромисс – решение проблемы через взаимные уступкиПереговоры – мирная беседа обеих сторонПосредничество – использование третьей, авторитетной стороныПрименение силы – одностороннее использование властиАвансирование – наделение дополнительными свободами или возможностями с целью пробудить большую ответственностьСитуация недоверия – отрицать возможность успеха Три подхода Мягкий – соглашение, уступки, легко менять свою позицию, делать предложения, допускать односторонние потери ради достижения соглашения, настаивать на соглашении, пытаться избежать состязания волн, поддаваться давлениюЖесткий – победа, давить самому и требовать уступок, придерживаться жесткого курса при решении проблемы, угрожать, сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли, искать единственный ответ: то, который примите вы, настаивать на совей позиции, применять давление. Принципиальный – вместе решать проблему, цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно., продолжать переговоры независимо от степени доверия, концентрироваться на интересах, а не на позициях, анализировать интересы, обдумывать взаимовыгодные варианты выбора, пытаться достичь результата, размышлять и быть открытым для доводов других, уступать доводам, а не давлению Четыре базовых принципа:Отделяйте человека от проблемыКонцентрируйте внимание на интересах, а не на позицияхОбдумывайте взаимовыгодные вариантыНастаивайте на объективных критериях Там далеко – далеко в тихом городе,Посреди земли одна в темной комнатеО спасении моем Богу молитсяПолуночная моя богомолица. Ночь темна, неведом путь, даль бездонная, И пророчат беды мне силы темные. Но хранят меня во сне две бессонницы: Глаза мамы и еще богородицы.Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь.В мире этом и другом ты всегда со мною будешь. Я к одной тебе приду, в сердце раненая.Мама, мама, ты моя стена каменная

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конфликт поколений... Можно ли его избежать?"

Презентация к родительскому собранию  "Конфликт поколений... Можно ли его избежать?" Рассматриваются разные подходы к решению конфликтных ситуаций между детьми и родителями....

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" (фрагмент урока)...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".)

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания су...

"Конфликт поколений"

материал для работы с родителями, может быть использован для подготовки мастер-классов и родительских собраний....

Конфликт поколений можно ли его избежать

Выступление на родительском собрвании "Конфликт поколений можно ли его избежать?...