"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский
консультация по теме
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_2_3.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем младше воспитанник, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В отечественной психологии и педагогике разработаны дидактические принципы, с помощью которых строится сенсорное воспитание малышей (Александр Владимирович Запорожец, Александра Платоновна Усова, Павел Никитич Сакулин, Леонид Абрамович Венгер, Николай Николаевич Поддъяков и др.).
Первый дидактический принцип отечественной психологии и педагогики предполагает формирование у детей раннего возраста не только традиционного ознакомления с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствования звукового анализа речи, формирования музыкального слуха, развития мышечного чувства и т. д.
Второй принцип - сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщённых знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов).
Четвёртый принцип - формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребёнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Основная задача сенсорного развития: создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Основные направления работы по сенсорному воспитанию:
- восприятие и различение цвета;
- восприятие и обследование формы;
- восприятие и различение величины;
- формирование обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач: соотнесение, сличение объектов между собой; сопоставление объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета;
- побуждение детей к элементарным исследовательским действиям («открой, насыпь, вставь, закрой, достань, переверни»), помощь в анализе информации: комментировать действия и объяснять их, учить выделять знакомое — незнакомое, главное — второстепенное, одинаковое — похожее — разное и т.д.
В периоде раннего развития, воспринимая предмет, ребёнок выделяет только те признаки, которые сразу бросаются в глаза. Важно помочь ребёнку выделить те свойства, которые он не замечает. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с различными предметами: вещами из домашнего обихода, природными объектами (песок, вода, растения), специальными игровыми материалами. Игровые задания: разбирать и собирать кубы-вкладыши, матрёшки, пирамидки; вкладывание малых предметов в соответствующие отверстия коробок; подбор крышек к коробкам разной формы и величины, группировать однородные предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина); использовать мозаику, палочки, геометрические формы разной величины и цвета.
Основной задачей ознакомления малышей со свойствами предметов является обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е., чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"
Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе...
«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории
Программа кружка «Юный математик» реализовывалась для «младших» школьников 6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский
Бисероплетение - очень полезное и увлкекательное занятие, благотворно влияющее на равзвитие творческих и умственных способностей детей. так как в процессе бисероплетения равзвивается мелкая моторика р...
"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев" (В.А.Сухомлинский)
Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Опубликована в "Учительской газете" №4 от 24.12.2017 в рубрике "Особые дети"....
Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога: методические труды, исследования, р...
Приемы активизации деятельности ребенка в проекте "Кабинет: вдохновение на кончике пера"
В статье рассказываю о приемах активизации деятельности ребенка в проекте музейно-историческом городском конкурсе- игре....
Педагогическая идея В.А. Сухомлинского: обучение и воспитание ребенка через игру
Выступление на районных педагогических чтениях, посвящённых юбилейным датам великих русских и советских педагогов, 23.11.2018...