Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"
материал по теме
Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobraya_polovina_zabot_suhomlin.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края.
Сухомлинские чтения на тему:
«Добрая половина забот педагога – воспитание здорового ребенка»
Подготовила:
социальный педагог
Е.А. Стаценко
Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, которая должна начаться в первую очередь с детей.(сл.1)В.А. Сухомлинский неоднократно повторял: «…Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2007г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
При этом должна быть преемственность между школой и семьей, начиная с родителей, далее учителей, потом детей и.т.д. В.А Сухомлинский считал, что (сл.2)«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей». Основной задачей педагогов и родителей должно стать воспитание у детей потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
(сл.3)В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” (Тат., с.74)
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
(сл.4)Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни и образа жизни. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
(сл.5) В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
(сл.6)Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактики.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит человек, употребляющий хотя бы один из перечисленных выше отравляющих веществ, своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути этих пороках.
(сл.7)В нашей школе педагогический состав подходит к этому вопросу очень серьезно. С помощью лекций, презентаций, опытов и внеклассных мероприятий ведется пропаганда о вреде наркомании, табакокурения и алкоголизма.(сл.8) Подключаем к пропаганде так же врачей и работников ОВД.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Не правильное распределение умственного и физического труда, нарушения режима дня может привести ко многим заболеваниям у ребенка.(сл.9) В.А Сухомлинский сказал: «Пассивность умственного труда на уроках – это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе – в саду, играть в снежки».
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
Для обеспечения максимальной работоспособности и сохранения здоровья детей необходима организация рационального двигательного режима. Поэтому была создана и существует уже третий год опытно - экспериментальная площадка «Школа безопасности» на базе Солдато- Александровской СОШ № 6.
(сл.10) Главной задачей «Школы безопасности» является, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движении. Ведь объем двигательной активности должен составлять 12-15 часов в неделю. 3 урока физической культуры лишь на 15-20 % удовлетворяют эту норму, поэтому учителем физической культуры организованы дополнительные занятия 1 раз в неделю. Цель этих занятий: увеличение объема двигательной активности, формирование привычки к систематическим занятием физ.культурой, развитие двигательных способностей , необходимых для обеспечения безопасности детей.
(сл.11)В 4 классе проводятся занятия по ОФП (общая физ. подготовка), а в 8 классах для мальчиков - баскетбол, а для девочек - волейбол. На этих занятиях большое внимание уделяется развитию ловкости, меткости, координации движения, ориентировки детей к обеспечению самостоятельной безопасности в простейших жизненных условиях. В 8-х классах ребята научились измерять физиологические параметры, изучают взаимосвязь изменения собственного роста и веса. Продолжается работа в индивидуальных дневниках физического и физиологического развития. Большое внимание уделяется силовой подготовке и выработки остроты зрения.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
(сл.12)В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Важно, чтобы дети постоянно употребляли овощи и фрукты, богатые витаминами. Особенно необходимо это делать в зимнее время. Недаром В.А. Сухомлинский советовал родителям «…запастись на зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами плодов». И еще он говорил, что у детей «… всю зиму должны быть свежие фрукты…»
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
(сл.13)В план «Школы безопасности» руководителем были включены ряд лекций для детей о правильном питании: «Режим питания», «Хранение пищевых продуктов», «Правила ухода за посудой», «Первая помощь при отравлениях» «Потеря зрения при недостаточности витаминов в организме» и для их родителей «Основы оздоровительного питания. Оздоровительные свойства отдельных продуктов», «Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии», «Пищевые риски, опасные для здоровья». Работа с детьми и родителями поставлена так, что родители не только слушают лекции, но и сами родители проводят специальные занятия и с родителями и с учащимися школы.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.(сл.14) В своей работе с детьми В.А. Сухомлинский обращал внимание на физическое закаливание. Он говорил: «Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка – все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждаться красотой окружающего мира»
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
(сл.15) На дополнительных занятиях по физкультуре для повышении иммунитета к простудным заболеваниям и закаливания учащихся экспериментаторами проводятся занятия и соревнования на свежем воздухе, как в летний период времени, так и в зимний.
Учащиеся школы по рекомендациям учителей самостоятельно проводят закаливающие процедуры дома, что благоприятно сказывается на их здоровье.
(сл.16)Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки. Педагоги, которые участвуют в эксперименте проводят лекции и практические занятия по правилам личной гигиены: «Пользование предметами личной гигиены», «Правила выбора гигиенических средств ухода за кожей», «Правила личной гигиены для девочек и мальчиков»,
Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
(сл.17)В этом учебном году к работе по программе подключилась психолог школы, которая проводит занятия, как с учащимися, так и их родителями. Наиболее интересными из них были: «Переутомления. Методы снятия», «Стрессы в нашей жизни», «Как отдохнуть за 10 минут», «Способы снижения психо - эмоционального напряжения, тревожности, стресса», игры, развивающие эмоциональную сферу детей, тренинг межполовых отношений.
(сл.18) Учащиеся экспериментальных классов посещают занятия кружков «ЮИД» «Юный спасатель», «Юный пожарный».
В школе проводится постоянный контроль за состоянием детских игровых площадок во избежание детского травматизма.
Так же ведутся беседы с детьми о поведении детей в общественных местах, ведется формирование навыков безопасного поведения.
На данном этапе опытно - экспериментальной работы проводиться работа по изучению наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей, возможных последствий, а так же выработка умений вести себя в таких ситуациях, правильного принятия решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями и ущерба для своего здоровья.
(сл.19)Итоги работы опытно экспериментальной площадки по программе: «Школа безопасности, как один из факторов здоровьесберегающих технологий» в прошлом учебном году освещались в газете: «Панорама нашей жизни».
В результате упорной работы учителей – участников эксперимента и стараниям родителей, мы достигли некоторых успехов.
Проведя мониторинг заболеваемости учащихся в экспериментальных классах, мы получили следующие данные:
(сл.20)По сравнению с 2005-2006 учебным годом, осенью 2006-2007года количество заболевших детей снизилось в третьем классе на 7%, а в седьмых классах на 5%.
В результате проводимых теоретических и практических занятий по гигиеническим навыкам, изучения правил ухода за глазами и ежедневного проведения физминуток для глаз, упражнений по снятию напряжения и усталости, (сл.21) у детей экспериментальных классов улучшилось зрение в третьем классе на 7%, а в седьмых – на 6%. И это все благодаря совместным усилиям всех участников эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, цельного физического воспитан...
«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»
Учитель физической культуры- профессия особенная .Кажущая обывателю простота: " Подумаешь очки, секунды, голы, побегали , попрыгали, подышали"- таит в себе огромную кладовую огромных знаний...
Забота о здоровье ребенка
Глава 11. ФЗ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙСтатья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семьеСтатья 55. Пр...
Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, соц...
Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Забота о здоровье ребенка в современной школе....
Забота о здоровье ребенка – долг каждого родителя
Лектории для родителей...
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...