"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский
статья на тему

Алексеева Елена Анатольевна

Бисероплетение - очень полезное и увлкекательное занятие, благотворно влияющее на равзвитие творческих и умственных способностей детей. так как в процессе бисероплетения равзвивается мелкая моторика рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikakh_paltsev.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Ум ребёнка находится на кончиках его  пальцев"

В.А. Сухомлинский

Бисер – это удивительный и очень интересный материал для рукоделия, особенно для детского творчества, так как в нем есть все, что привлекает детей: и разнообразие форм, и буйство цвета, и загадочный блеск, и неограниченные возможности для детской фантазии, поскольку в нем кроется множество идей для творческого поиска.

Бисероплетение – это очень полезное занятие, которое благотворно влияет на развитие ребенка. При работе с разноцветным бисером, сравнивании и сопоставлении цветов и оттенков дети тренируют остроту зрения, учатся тонко различать и гармонично сочетать цвета, продумывать цветовую гамму будущего изделия. Благодаря этому комплексу действий у ребенка развивается цветовосприятие, художественное воображение и эстетический вкус, поскольку эта работа связана с гармонией и композицией. Занятие бисероплетением  развивает высшие психические функции – внимание и память, которые уже приобретают самостоятельность – ребенок учится владеть специальными действиями, дающими возможность сосредоточиться на изготовлении конкретного изделия, сохранить в памяти увиденное и представить объект желаемого. Процесс плетения требует от ребенка запоминания, и это происходит не принудительно, а самопроизвольно и легко, так как он сам непосредственно заинтересован в запоминания совершения определенных действий.

Занятия бисероплетением способствуют познавательной активности, являющейся особенностью здоровой психики ребенка.

Развитию творческих способностей, фантазии, пространственного и логического мышления способствует то, что дети, до того как начать плести любое изделие, уже имеют представление о конечном результате своего труда, его образ. Они всегда привносят в каждое изделие что-то свое, индивидуальное, оригинальное и неповторимое.

В процессе развития творческих способностей у детей повышается самооценка и уверенность в своих способностях и возможностях. У них повышается творческая активность: они, как маленькие волшебники, по своему желанию могут превратить эти маленькие бусинки в любое удивительное изделие – будь это забавная игрушка, оригинальный сувенир, элегантное украшение или картина. Дети испытывают великую радость и вдохновение от результатов своего труда, они гордятся собой от осознания того, что у них получилось, что это они сотворили такую невероятную красоту, и у них возникает большее желание творить еще и еще.

Работа с бисером воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение сосредоточенно и очень внимательно, не отвлекаясь, работать на протяжении определенного времени, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность. Все эти качества вырабатываются в результате того, что ребенок очень заинтересован в том, чтобы как можно правильнее, аккуратнее, красивее и быстрее изготовить свое изделие. Все эти жизненно-необходимые качества, заложенные и воспитанные в детстве, без которых человек не сможет быть успешным в жизни, останутся с ним навсегда.

Особая важность занятий бисероплетением заключается в том, что они развивают мелкую моторику рук и пальчиков. У большинства современных детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Зачастую на занятиях приходится наблюдать, как пальчики не слушаются, движения их не скоординированы. Следствием слабого развития мелкой моторики рук и пальцев становится то, что дети испытывают проблемы с письмом и речевым развитием.

Мелкая моторика  - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

 Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованием головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и пальцев и развитием речи. Дети, у которых развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему осваивать речь. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы, относят к мелкой моторике. Эти движения не являются безусловным рефлексом, поэтому требуют специального развития.

Письмо – это сложный для ребенка навык, включающий в себя выполнение сложных координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. И.М.Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Таким образом, развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев играет неоценимую роль в формировании личности ребенка.

Следует отметить, что необходимо развивать моторику именно обеих рук, то есть выполнять движения и действия и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот,  развивая левую руку, мы стимулирует развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80 % населения мира лучше развито левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. Как считает Е.А. Данилова: «Наша система образования направлена на развитие левого полушария – она ориентирована на изучение языка, математики, анализа и логики, а искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников».

Именно работа с бисером способствует развитию моторной ловкости обеих рук в процессе низания и плетения. Отсюда следует вывод, что занятия бисероплетением, в котором постоянно задействованы и работают обе руки, как нельзя лучше способствуют развитию мелкой моторики рук и пальчиков, и соответственно гармонично развивают  оба полушария мозга ребенка.

Меня очень радует, когда педагоги и родители отмечают, что дети, занимающиеся в нашем объединении, стали лучше писать, читать и вообще учиться. И хочется еще и еще раз вспомнить великие слова известнейшего педагога В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Список использованных источников:

  1. Данилова Е.А. «Пальчиковые игры». -М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.-95с.
  2. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.-5-е изд., стереотип». - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456с.
  3. Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение». М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.-224с.
  4. Мир детства: Дошкольник/ Под ред. А.Г.Хрипковой; отв.ред. А.В.Запорожец.-2-е изд., доп.-М.: Педагогика, 1987.-256с.-(Б-ка для родителей).
  5. Першина Л.А. «Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-2- изд.» - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сухомлинские чтения: "Добрая половина заботы педагога-воспитание здорового ребенка"

Необходимость применения здоровьсберегающих технологий в школе...

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев" (В.А.Сухомлинский)

Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Опубликована в "Учительской газете" №4 от 24.12.2017 в рубрике "Особые дети"....

Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, р...

Приемы активизации деятельности ребенка в проекте "Кабинет: вдохновение на кончике пера"

В статье рассказываю о приемах активизации деятельности ребенка в проекте музейно-историческом  городском конкурсе- игре....

Педагогическая идея В.А. Сухомлинского: обучение и воспитание ребенка через игру

Выступление на районных педагогических чтениях, посвящённых юбилейным датам великих русских и советских педагогов, 23.11.2018...