Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка»
рабочая программа по теме

Шмакова Нина Васильевна

В статье предлагается примерное содержание девяти занятий родительского клуба. В приложении к ним дан практический материал: упражнения для начала и завершения занятий, притчи, описание психологической игры, варианты анкет обратной связи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к занятиям

«Школы родителя особого ребенка»

Шмакова Н.В., педагог-психолог

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

Примерное содержание занятий

Занятие 1.

Тема: «Неизлечим», не значит – «обречен».

  1. Упражнение «Свеча по кругу»:  Знакомство, формулирование запросов, ожиданий от встреч.
  2. Мини-лекция «Особый ребенок – особые образовательные потребности».

Примечание: Изложить основные принципы подхода к коррекционно-развивающему обучению умственно отсталого ребенка. В дальнейшем  они должны будут озвучиваться на каждой встрече в контексте обсуждаемой темы.

  1. Притча «Помощь».
  2. Дискуссия, обмен семейным опытом воспитания и обучения ребенка.
  3. Обсуждение перспективы работы клуба, знакомство с планом тематических встреч. Притча «Нет времени»
  4. Обратная связь
  5. Ритуал прощания. Общий круг.

В методическую копилку семьи: Буклет с методическими рекомендациями «Обучение в быту»

Занятие 2.

Тема «Волшебная кисточка»

  1. Приветствие: «Здравствуй, добрый человек»
  2. Притча о карандаше.
  3. Мини-лекция о коррекционных возможностях рисования, его влиянии на психическое развитие ребенка.
  4. Практикум: рисование методом «монотипия».
  5. Анкета обратной связи.
  6. Ритуал прощания «Круг».

В методическую копилку семьи: Буклет с методическими рекомендациями «Учим рисовать»

Примечание: Организация выставки изоработ родителей в приемном отделении детского дома-интерната

Занятие 3.

Тема: «Рисуем вместе» (детско-родительский практикум)

I часть (без детей)

  1. Ритуал приветствия «Круг»
  2. Обмен опытом использования знаний предыдущего занятия в практике занятий с детьми.
  3. Знакомство родителей с планом детско-родительского занятия, последовательностью выполнения работы, рекомендации по совместной с детьми продуктивной деятельности. Подготовка рабочих мест.

II часть (с детьми)

  1. Детско-родительский практикум.

III часть (без детей)

  1. Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; психологический комментарий к детско-родительскому взаимодействию в продуктивной деятельности.

 Притча «Спор ветра с солнцем».

  1. Ритуал прощания. Закончить фразу «Теперь я знаю…»

В методическую копилку семьи: Технологическая карта «Рисование с помощью трафарета и шаблона»

Примечание: Организация выставки детско-родительских работ в приемном отделении детского дома-интерната

Занятие 4.

Тема «В гостях у логопеда»

  1. Упражнение «Чужие коленки»
  2. Обратная связь.
  3. Притча «В магазине у Бога».
  4. Выставка пособий для логопедических занятий.
  5. Мини-лекция о формировании предпосылок развития речи с демонстрацией пособий.
  6. Практикум. Работа в парах: логопедический массаж.
  7. Освоение техники самопомощи в коррекции эмоционального состояния «Массаж энергетических точек».
  8. Рефлексия. Закончить фразу: «Сегодня для меня было значимым…

В методическую копилку семьи. Методическое пособие «Советы логопеда по формированию предпосылок речи у детей с особыми образовательными потребностями».

Занятие 5

Тема «Целительница-глина».

  1. Приветствие в парах «… я рад(а) видеть вас!».
  2. Экскурсия по керамической мастерской, знакомство с детскими работами
  3. Мини-лекция (вступление в тему) о коррекционных возможностях лепки из глины, её влиянии на психическое развитие ребенка. Вступление в тему. Далее информация может даваться во время 4 и 5 части занятия (во время практического действия).
  4. Практикум: овладение некоторыми техническими приемами лепки.
  5. Практикум: овладение некоторыми техническими приемами декорирования готовых изделий.
  6. Анкета обратной связи.

В методическую копилку семьи. Глина и методические рекомендации «От простого к сложному» (технические приемы лепки из глины).

Примечание: Организация выставки изоработ участников занятия в приемном отделении детского дома-интерната .

Занятие 6

Тема «Живая глина» (детско-родительский практикум).

I часть (без детей).

  1. Ритуал приветствия «Круг».
  2. Знакомство родителей с планом детско-родительского занятия, последовательностью выполнения работы, рекомендации по совместной с детьми продуктивной деятельности. Подготовка рабочих мест.

II часть (с детьми).

  1. Детско-родительский практикум.

III часть (без детей).

  1. Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; психологический комментарий к детско-родительского взаимодействию в продуктивной деятельности. Притча «Счастье».
  2. Ритуал прощания «Я желаю вам…»

В копилку семьи: Работы родителей с предыдущего занятия по изготовлению поделок из глины.

Занятие 7

Тема «Сенсорное развитие – это важно».

  1. Ритуал приветствия «Круг». Упражнение «Ток».
  2. Обратная связь.
  3. Мини-лекция о значении сенсорного развития для целостного развития ребенка с включением
    - презентации «Сенсорная стимуляция».
    - видеозаписи индивидуальных занятий учителя-дефектолога с детьми.
  4. Выставка пособий для сенсорного развития детей.
  5. Задание-практикум с пособиями выставки. Задание подгруппе (из 2-3 человек): позаниматься с определенным пособием, обсудить его коррекционные возможности, дать информацию всей группе.
  6. Психологическая игра «Дрессировка дельфина». Цель: осознание собственной тактики поведения в ситуации успеха\неуспеха; осознание своего реагирования на ситуации успеха/неуспеха ребенка.
  7. Ритуал прощания. Закончить фразу «Для меня было открытием…»

В методическую копилку семьи: CD-диск «Семья» (аудиосеминары для родителей «Окна в мир ребенка», «Мужчина и женщина»).

Занятие 8

Тема «Движение – это жизнь» (детско-родительское занятие).

I часть (без детей).

  1. Ритуал приветствия «Пожелания».
  2. Видеосюжет «Групповое занятие по развитию движений», комментарий к нему.
  3. Вступление к детско-родительскому физкультурному занятию, рекомендации по взаимодействию с детьми в ходе занятия, активизации их двигательной активности.

II часть (с детьми).

4. Детско-родительское занятие.

III часть (без детей).

5. Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; комментарий специалистов с включением информационного материала по теме «Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии». Демонстрация пособий, побуждающих к движению.

6. Притча «Падай и поднимайся».

7. Ритуал прощания - «Круг».

В методическую копилку семьи: Буклет «Приемы повышения двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Занятие 9

Тема «Дети и музыка».

Часть 1.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Мини-лекция о влиянии музыки на психику человека с включением:

а) видеофрагмента из н/п фильма «Вода». Влияние музыки на структуру воды. Музыка и растения.

б) упражнения-эксперимента  «Энергии музыки»: восприятие и описание состояния после прослушивания 3-х музыкальных композиций (тяжелая электронная музыка, клубная музыка в стиле House с мелодичным фоном и музыка востока, наполненная звуком звонких колокольчиков).

 в) видеосюжета «Реакция ребенка на поп-музыку»

  1. Рекомендации по использованию музыкальных упражнений и игр в домашних условиях.

В методическую копилку семьи: Буклет «Звуки исцеляющие…»,  музыкальный диск «Звуки исцеляющие…»

Часть 2. Итоги  работы клуба:

  1. Притча «Колодец».
  2. Анкета о деятельности клуба «Мнение».
  3. Перспектива деятельности клуба «ШРОР» на новый учебный год.
  4. Ритуал прощания. Упражнение «Чудесная сумка».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ

Целью этих упражнений является снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, создание положительной эмоциональной атмосферы, настроя на работу в кругу, переключение от других забот на ситуацию «здесь и сейчас».

  • Упражнение «Свеча по кругу» (знакомство, формулирование запроса)

Материалы: свеча
Ведущий, держа в руках горящую свечу, называет свое имя, предлагает участникам познакомиться друг с другом: назвать свое имя и сформулировать запросы к содержанию родительских встреч. Далее участники, передавая свечу, представляются и говорят о своих ожиданиях от клубных встреч.

  • Приветствие «Здравствуй, добрый человек».

Упражнение выполняется в парах. Держась за руки и, глядя другу другу в глаза, участники по очереди говорят приветствие: «Здравствуй, добрый человек». Условия: 1 – поприветствовать каждого участника группы, 2 - в ходе упражнения кроме обозначенной фразы более ничего не говорит.

  • Приветствие «Круг». Участники образуют круг. Ведущий приветствует

Участников, предлагает взяться за руки, почувствовать единение, готовность включиться в групповую беседу, принять информацию, поделиться своим опытом, помочь друг другу  найти ответы на свои вопросы и т.п.

  • Упражнение «Чужие коленки»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. Играющие передают хлопок от колена к колену. В случае ошибки, задержки, «провинившаяся» рука убирается с колена. Игра продолжается, пока не останется на коленях 2-3 руки. Упражнение позволяет сконцентрировать внимание. Его можно использовать перед информационной частью занятия. Одна из целей упражнения - снятие эмоционального напряжения. Вариант интерпретации: чтобы достичь успеха, нужно внимательным быть и в своей работе и к работе другого, согласовывать свои действия, следуя главной задаче.

  • Приветствие в парах «… (имя) я рад(а) видеть вас!»

Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, добрый человек».

  • Упражнение «Ток». Участники стоят в кругу, держась за руки. Ведущий

говорит вступительное приветственное слово и предлагает передать свое приветствие участникам круга через пожатие руки соседу справа; пожатие постепенно передается по кругу. Упражнение мобилизует внимание, настраивает на ситуацию «здесь и сейчас».

  • Приветствие «Пожелания». 

Каждый участник группы произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Желаем всем быть в добром здравии»,  и т.п.

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Завершающая часть занятия не должна быть затянутой. Она может решать следующие задачи: побудить к рефлексии, отметить участником значимую для себя информацию, выразить участниками благодарность друг другу, попрощаться.

  • Общий круг. Ведущий напоминает структурные части, содержание

разговора, благодарит участников, прощается. Далее участники прощаются в свободном формате. Например, «Встреча завершается. Сегодня мы поговорили о том чему и как надо учить детей, об основных принципах коррекционного обучения и воспитания детей. Спасибо всем, кто открыто делился своим опытом, задавал вопросы – это было значимым для всех. Следующее занятие мы посвятим теме… Поблагодарим друг друга и «до следующей встречи!».

Примечание:

- Участники могут сидеть в кругу или стоять.

- Стоя в кругу, можно держаться за руки. «Почувствуйте руки друг друга. Через прикосновение ладоней передайте по кругу чувство благодарности каждому»

- Можно предложить закрыть глаза. В этом случае слуховое восприятие усиливается, легче включить образы, слушая текст ведущего.

Завершение в общем круге – наиболее короткий вариант завершения занятия. Его использовать следует на 1-2 встрече, когда участники  еще мало знают друг друга, а также на занятиях, которые получились длительными.

  • Прощание участников клубной встречи в свободном формате.
  • Упражнение «Закончить фразу».

1 вариант: Участники в общем кругу по очереди продолжают заданную фразу.

- «Сегодня для меня было значимым…»

- «Для меня было открытием…»

2 вариант: Упражнение выполняется в парах. Условие: каждый подходит к каждому. Обращаясь к каждому и слушая каждого,  участник, таким образом, значительно разнообразит свой монолог.

- «Теперь я знаю…»

- «Я желаю вам…»

  • Упражнение «Чудесная сумка».

Это упражнение схоже с «закончи фразу», выполняется в общем кругу. Направлено на анализ всех встреч в течение года, осмысления значимости работы в группе в течение года,  выделение важной для себя информации и т.д.

Ведущий предлагает участникам Клуба ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

ПРИТЧИ

Иносказания в виде притч обучают гораздо эффективнее, чем длинные рассуждения. Притчи лаконичны,  что придает им особую выразительность. В них столько вековой мудрости, тонкости и смысла. Они могут, удивительно, доходчиво объяснить очень сложные вещи.

Притча «Помощь»

Один человек нашел кокон бабочки-адмирала и с замирающим сердцем принес его домой, чтобы посмотреть, как появится на свет эта красавица.

Вскоре в коконе появилось маленькое отверстие, и несколько часов подряд бабочка пыталась вылезти, но ей это никак не удавалось.

Устав смотреть на ее мучения, человек сделал надрез на коконе. Бабочка быстро вылезла, но вместо того, чтобы превратиться в великолепное создание, предназначенное для полета, появилось сморщенное тельце с маленькими уродливыми крыльями.

Вскоре она умерла, и человек оплакал ее судьбу

Притча  «Нет времени»

Шёл охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, он долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьём, всё его тело было сильно напряжено.

Охотник подошёл поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

- По-моему, ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?

- Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, я должен пилить!

И дровосек снова принялся за работу.

Притча про карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. 

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. 

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. 

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. 

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. 

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. 

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. 

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.

Притча «Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Притча «В магазине у Бога»

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

-Господи! Это действительно  ты?- воскликнула женщина с радостью.

-Да, это я,- ответил Бог.

-А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

-У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

-Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

-Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Притча «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

- Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Притча «Падай и поднимайся»

Один ученик спросил своего наставника:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Притча «Колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и, молча, продолжали бросать землю в колодец.

Однако,  очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал  и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.  Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ДРЕССИРОВКА ДЕЛЬФИНА»

Аналогия с тем, как проходит дрессировка дельфинов: выполнил дельфин трюк – дали ему рыбку. Стереотип нарушают после многократного его закрепления – рыбку не дают. Дельфин безрезультатно повторяет трюк и, в конце концов, выдает новое движение, которое начинают закреплять,  как его новый трюк.

Задачи игры: Осознание привычных методов воспитания; развитие рефлексии (из роли дрессировщика, дельфина), осмысление собственной стратегии и тактики в ситуации отсутствия информации,  активности в решении проблем.

Ход упражнения:

Ведущий делает для всех вступление к предстоящему упражнению – говорит о дрессировке дельфина и предлагает одному из участников выйти из комнаты, чтобы группа могла обсудить программу действий для него. Один из участников выходит из комнаты. Группа продумывает для него маршрут передвижения по комнате и действия, которые он должен выполнить. Используются задания типа: подойти к кому-либо, поменять местами предметы, раздать предметы, образовать круг, пересадить участников и т.д.

Инструкция для вернувшегося участника: «Мы придумали для вас программу действий. Ваша задача – понять, что вы должны сделать и все выполнить. Мы будем вас хвалить («подкармливать») за все верные шаги. Ваша задача - почувствовать, догадаться, понять наши подсказки и воспользоваться ими». (Примечание: можно сразу сказать, что все верные действия будут сопровождаться аплодисментами).

Правильное выполнение действий подкрепляется хлопками зрителей («дают рыбку»). Важно: зрители (дрессировщики) должны быть внимательными, чтобы своевременно хлопнуть в ладоши – повернулся в нужном направлении, шагнул в нужном направлении. Ошибочные хлопки вводят в состояние растерянности. Выполнение хлопков может быть по принципу – «тепло-горячо». При правильном завершении задания – аплодисменты.

Обсуждение: что мешало, что помогало выполнять упражнение, насколько была проявлена активность, готовность действовать (или отказаться), насколько разнообразен был поиск в действиях, какова была реакция на ситуацию неуспеха/успеха.

Зрители (дрессировщики) осознают собственную реакцию на происходящее, наличие стремления подсказать словами, жестами или мимикой, наличие/отсутствие веры в успех «дельфина» и т.д.

По окончании упражнения участники понимают, что задача «дельфина» - не стоять, а действовать, уловить, что хлопки – это награда за верное выполнение задания, догадаться, что если нет хлопков, то надо вернуться на исходную точку и начать двигаться от неё. Изучение ситуации, время – это наши ресурсы в жизни, позволяющие достигать цели. Подсказки, готовность сделать за другого (например, за ребенка) не развивают, а ослабляют того, получает помощь, не включая свою самостоятельность. Говоря о методах воспитания, стоит акцентировать, что в случае неуспеха ребенка, его следует вернуть на  «исходные позиции» и начать с доступного ему материала.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ АНКЕТ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

Анкета 1

Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы. Будем Вам очень признательны за обратную связь.

  1. Считаете ли вы полезными для себя групповые встречи с педагогами учреждения по вопросам воспитания и обучения детей?

ДА        НЕТ  (подчеркните ответ)

  1. Использовали ли информацию, полученную на предыдущей встрече, в своей практике?

                                          ДА        НЕТ  (подчеркните ответ)

  1. Считаете ли возможным для себя использование советов по развитию у детей интереса к рисованию?                                                        

 ДА        НЕТ  (подчеркните ответ)

  1. Если НЕТ, то какие, на Ваш взгляд, трудности мешают этому?

_____________________________________________________________

  1. Какие темы Вы желали бы обсудить на последующих встречах со специалистами учреждения?

_____________________________________________________________

СПАСИБО!

Анкета 2

Уважаемые родители! Мы хотим знать, полезны ли  для Вас наши встречи, поэтому просим ответить на следующие вопросы:

  1. Была ли для вас полезной информация занятия-практикума «Формирование предпосылок развития речи»

                             ДА        НЕТ       НЕ ОЧЕНЬ   (подчеркните ответ)

  1. Что для вас лично показалось наиболее интересным?

_____________________________________________________________

  1. Будете ли Вы использовать рекомендации логопеда в работе с ребенком в домашних условиях?

ДА        

НЕТ  (выберите ответ):

  • Нет времени;
  • Считаю, что это должен специалист;
  • Сомневаюсь, что у меня получится;
  • Другое  ____________________________________________________________

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...

Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»

В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые пр...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

презентация для работы с родителями особого ребенка

презентация "Особые дети обычных родителей"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...