Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка»
рабочая программа по теме
В статье предлагается примерное содержание девяти занятий родительского клуба. В приложении к ним дан практический материал: упражнения для начала и завершения занятий, притчи, описание психологической игры, варианты анкет обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка» | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к занятиям
«Школы родителя особого ребенка»
Шмакова Н.В., педагог-психолог
ГКУ ДДИ «Южное Бутово»
Примерное содержание занятий
Занятие 1.
Тема: «Неизлечим», не значит – «обречен».
- Упражнение «Свеча по кругу»: Знакомство, формулирование запросов, ожиданий от встреч.
- Мини-лекция «Особый ребенок – особые образовательные потребности».
Примечание: Изложить основные принципы подхода к коррекционно-развивающему обучению умственно отсталого ребенка. В дальнейшем они должны будут озвучиваться на каждой встрече в контексте обсуждаемой темы.
- Притча «Помощь».
- Дискуссия, обмен семейным опытом воспитания и обучения ребенка.
- Обсуждение перспективы работы клуба, знакомство с планом тематических встреч. Притча «Нет времени»
- Обратная связь
- Ритуал прощания. Общий круг.
В методическую копилку семьи: Буклет с методическими рекомендациями «Обучение в быту»
Занятие 2.
Тема «Волшебная кисточка»
- Приветствие: «Здравствуй, добрый человек»
- Притча о карандаше.
- Мини-лекция о коррекционных возможностях рисования, его влиянии на психическое развитие ребенка.
- Практикум: рисование методом «монотипия».
- Анкета обратной связи.
- Ритуал прощания «Круг».
В методическую копилку семьи: Буклет с методическими рекомендациями «Учим рисовать»
Примечание: Организация выставки изоработ родителей в приемном отделении детского дома-интерната
Занятие 3.
Тема: «Рисуем вместе» (детско-родительский практикум)
I часть (без детей)
- Ритуал приветствия «Круг»
- Обмен опытом использования знаний предыдущего занятия в практике занятий с детьми.
- Знакомство родителей с планом детско-родительского занятия, последовательностью выполнения работы, рекомендации по совместной с детьми продуктивной деятельности. Подготовка рабочих мест.
II часть (с детьми)
- Детско-родительский практикум.
III часть (без детей)
- Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; психологический комментарий к детско-родительскому взаимодействию в продуктивной деятельности.
Притча «Спор ветра с солнцем».
- Ритуал прощания. Закончить фразу «Теперь я знаю…»
В методическую копилку семьи: Технологическая карта «Рисование с помощью трафарета и шаблона»
Примечание: Организация выставки детско-родительских работ в приемном отделении детского дома-интерната
Занятие 4.
Тема «В гостях у логопеда»
- Упражнение «Чужие коленки»
- Обратная связь.
- Притча «В магазине у Бога».
- Выставка пособий для логопедических занятий.
- Мини-лекция о формировании предпосылок развития речи с демонстрацией пособий.
- Практикум. Работа в парах: логопедический массаж.
- Освоение техники самопомощи в коррекции эмоционального состояния «Массаж энергетических точек».
- Рефлексия. Закончить фразу: «Сегодня для меня было значимым…
В методическую копилку семьи. Методическое пособие «Советы логопеда по формированию предпосылок речи у детей с особыми образовательными потребностями».
Занятие 5
Тема «Целительница-глина».
- Приветствие в парах «… я рад(а) видеть вас!».
- Экскурсия по керамической мастерской, знакомство с детскими работами
- Мини-лекция (вступление в тему) о коррекционных возможностях лепки из глины, её влиянии на психическое развитие ребенка. Вступление в тему. Далее информация может даваться во время 4 и 5 части занятия (во время практического действия).
- Практикум: овладение некоторыми техническими приемами лепки.
- Практикум: овладение некоторыми техническими приемами декорирования готовых изделий.
- Анкета обратной связи.
В методическую копилку семьи. Глина и методические рекомендации «От простого к сложному» (технические приемы лепки из глины).
Примечание: Организация выставки изоработ участников занятия в приемном отделении детского дома-интерната .
Занятие 6
Тема «Живая глина» (детско-родительский практикум).
I часть (без детей).
- Ритуал приветствия «Круг».
- Знакомство родителей с планом детско-родительского занятия, последовательностью выполнения работы, рекомендации по совместной с детьми продуктивной деятельности. Подготовка рабочих мест.
II часть (с детьми).
- Детско-родительский практикум.
III часть (без детей).
- Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; психологический комментарий к детско-родительского взаимодействию в продуктивной деятельности. Притча «Счастье».
- Ритуал прощания «Я желаю вам…»
В копилку семьи: Работы родителей с предыдущего занятия по изготовлению поделок из глины.
Занятие 7
Тема «Сенсорное развитие – это важно».
- Ритуал приветствия «Круг». Упражнение «Ток».
- Обратная связь.
- Мини-лекция о значении сенсорного развития для целостного развития ребенка с включением
- презентации «Сенсорная стимуляция».
- видеозаписи индивидуальных занятий учителя-дефектолога с детьми. - Выставка пособий для сенсорного развития детей.
- Задание-практикум с пособиями выставки. Задание подгруппе (из 2-3 человек): позаниматься с определенным пособием, обсудить его коррекционные возможности, дать информацию всей группе.
- Психологическая игра «Дрессировка дельфина». Цель: осознание собственной тактики поведения в ситуации успеха\неуспеха; осознание своего реагирования на ситуации успеха/неуспеха ребенка.
- Ритуал прощания. Закончить фразу «Для меня было открытием…»
В методическую копилку семьи: CD-диск «Семья» (аудиосеминары для родителей «Окна в мир ребенка», «Мужчина и женщина»).
Занятие 8
Тема «Движение – это жизнь» (детско-родительское занятие).
I часть (без детей).
- Ритуал приветствия «Пожелания».
- Видеосюжет «Групповое занятие по развитию движений», комментарий к нему.
- Вступление к детско-родительскому физкультурному занятию, рекомендации по взаимодействию с детьми в ходе занятия, активизации их двигательной активности.
II часть (с детьми).
4. Детско-родительское занятие.
III часть (без детей).
5. Обсуждение опыта участия в детско-родительском занятии; комментарий специалистов с включением информационного материала по теме «Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии». Демонстрация пособий, побуждающих к движению.
6. Притча «Падай и поднимайся».
7. Ритуал прощания - «Круг».
В методическую копилку семьи: Буклет «Приемы повышения двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Занятие 9
Тема «Дети и музыка».
Часть 1.
- Ритуал приветствия.
- Мини-лекция о влиянии музыки на психику человека с включением:
а) видеофрагмента из н/п фильма «Вода». Влияние музыки на структуру воды. Музыка и растения.
б) упражнения-эксперимента «Энергии музыки»: восприятие и описание состояния после прослушивания 3-х музыкальных композиций (тяжелая электронная музыка, клубная музыка в стиле House с мелодичным фоном и музыка востока, наполненная звуком звонких колокольчиков).
в) видеосюжета «Реакция ребенка на поп-музыку»
- Рекомендации по использованию музыкальных упражнений и игр в домашних условиях.
В методическую копилку семьи: Буклет «Звуки исцеляющие…», музыкальный диск «Звуки исцеляющие…»
Часть 2. Итоги работы клуба:
- Притча «Колодец».
- Анкета о деятельности клуба «Мнение».
- Перспектива деятельности клуба «ШРОР» на новый учебный год.
- Ритуал прощания. Упражнение «Чудесная сумка».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ
Целью этих упражнений является снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, создание положительной эмоциональной атмосферы, настроя на работу в кругу, переключение от других забот на ситуацию «здесь и сейчас».
- Упражнение «Свеча по кругу» (знакомство, формулирование запроса)
Материалы: свеча
Ведущий, держа в руках горящую свечу, называет свое имя, предлагает участникам познакомиться друг с другом: назвать свое имя и сформулировать запросы к содержанию родительских встреч. Далее участники, передавая свечу, представляются и говорят о своих ожиданиях от клубных встреч.
- Приветствие «Здравствуй, добрый человек».
Упражнение выполняется в парах. Держась за руки и, глядя другу другу в глаза, участники по очереди говорят приветствие: «Здравствуй, добрый человек». Условия: 1 – поприветствовать каждого участника группы, 2 - в ходе упражнения кроме обозначенной фразы более ничего не говорит.
- Приветствие «Круг». Участники образуют круг. Ведущий приветствует
Участников, предлагает взяться за руки, почувствовать единение, готовность включиться в групповую беседу, принять информацию, поделиться своим опытом, помочь друг другу найти ответы на свои вопросы и т.п.
- Упражнение «Чужие коленки»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. Играющие передают хлопок от колена к колену. В случае ошибки, задержки, «провинившаяся» рука убирается с колена. Игра продолжается, пока не останется на коленях 2-3 руки. Упражнение позволяет сконцентрировать внимание. Его можно использовать перед информационной частью занятия. Одна из целей упражнения - снятие эмоционального напряжения. Вариант интерпретации: чтобы достичь успеха, нужно внимательным быть и в своей работе и к работе другого, согласовывать свои действия, следуя главной задаче.
- Приветствие в парах «… (имя) я рад(а) видеть вас!»
Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, добрый человек».
- Упражнение «Ток». Участники стоят в кругу, держась за руки. Ведущий
говорит вступительное приветственное слово и предлагает передать свое приветствие участникам круга через пожатие руки соседу справа; пожатие постепенно передается по кругу. Упражнение мобилизует внимание, настраивает на ситуацию «здесь и сейчас».
- Приветствие «Пожелания».
Каждый участник группы произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Желаем всем быть в добром здравии», и т.п.
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Завершающая часть занятия не должна быть затянутой. Она может решать следующие задачи: побудить к рефлексии, отметить участником значимую для себя информацию, выразить участниками благодарность друг другу, попрощаться.
- Общий круг. Ведущий напоминает структурные части, содержание
разговора, благодарит участников, прощается. Далее участники прощаются в свободном формате. Например, «Встреча завершается. Сегодня мы поговорили о том чему и как надо учить детей, об основных принципах коррекционного обучения и воспитания детей. Спасибо всем, кто открыто делился своим опытом, задавал вопросы – это было значимым для всех. Следующее занятие мы посвятим теме… Поблагодарим друг друга и «до следующей встречи!».
Примечание:
- Участники могут сидеть в кругу или стоять.
- Стоя в кругу, можно держаться за руки. «Почувствуйте руки друг друга. Через прикосновение ладоней передайте по кругу чувство благодарности каждому»
- Можно предложить закрыть глаза. В этом случае слуховое восприятие усиливается, легче включить образы, слушая текст ведущего.
Завершение в общем круге – наиболее короткий вариант завершения занятия. Его использовать следует на 1-2 встрече, когда участники еще мало знают друг друга, а также на занятиях, которые получились длительными.
- Прощание участников клубной встречи в свободном формате.
- Упражнение «Закончить фразу».
1 вариант: Участники в общем кругу по очереди продолжают заданную фразу.
- «Сегодня для меня было значимым…»
- «Для меня было открытием…»
2 вариант: Упражнение выполняется в парах. Условие: каждый подходит к каждому. Обращаясь к каждому и слушая каждого, участник, таким образом, значительно разнообразит свой монолог.
- «Теперь я знаю…»
- «Я желаю вам…»
- Упражнение «Чудесная сумка».
Это упражнение схоже с «закончи фразу», выполняется в общем кругу. Направлено на анализ всех встреч в течение года, осмысления значимости работы в группе в течение года, выделение важной для себя информации и т.д.
Ведущий предлагает участникам Клуба ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.
ПРИТЧИ
Иносказания в виде притч обучают гораздо эффективнее, чем длинные рассуждения. Притчи лаконичны, что придает им особую выразительность. В них столько вековой мудрости, тонкости и смысла. Они могут, удивительно, доходчиво объяснить очень сложные вещи.
Притча «Помощь»
Один человек нашел кокон бабочки-адмирала и с замирающим сердцем принес его домой, чтобы посмотреть, как появится на свет эта красавица.
Вскоре в коконе появилось маленькое отверстие, и несколько часов подряд бабочка пыталась вылезти, но ей это никак не удавалось.
Устав смотреть на ее мучения, человек сделал надрез на коконе. Бабочка быстро вылезла, но вместо того, чтобы превратиться в великолепное создание, предназначенное для полета, появилось сморщенное тельце с маленькими уродливыми крыльями.
Вскоре она умерла, и человек оплакал ее судьбу
Притча «Нет времени»
Шёл охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, он долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьём, всё его тело было сильно напряжено.
Охотник подошёл поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.
- По-моему, ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?
- Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, я должен пилить!
И дровосек снова принялся за работу.
Притча про карандаш
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.
Притча «Спор ветра с солнцем»
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
Притча «В магазине у Бога»
Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.
-Господи! Это действительно ты?- воскликнула женщина с радостью.
-Да, это я,- ответил Бог.
-А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.
-У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.
-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.
Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.
-Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.
-Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Притча «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
- Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Притча «Падай и поднимайся»
Один ученик спросил своего наставника:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Притча «Колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и, молча, продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ДРЕССИРОВКА ДЕЛЬФИНА»
Аналогия с тем, как проходит дрессировка дельфинов: выполнил дельфин трюк – дали ему рыбку. Стереотип нарушают после многократного его закрепления – рыбку не дают. Дельфин безрезультатно повторяет трюк и, в конце концов, выдает новое движение, которое начинают закреплять, как его новый трюк.
Задачи игры: Осознание привычных методов воспитания; развитие рефлексии (из роли дрессировщика, дельфина), осмысление собственной стратегии и тактики в ситуации отсутствия информации, активности в решении проблем.
Ход упражнения:
Ведущий делает для всех вступление к предстоящему упражнению – говорит о дрессировке дельфина и предлагает одному из участников выйти из комнаты, чтобы группа могла обсудить программу действий для него. Один из участников выходит из комнаты. Группа продумывает для него маршрут передвижения по комнате и действия, которые он должен выполнить. Используются задания типа: подойти к кому-либо, поменять местами предметы, раздать предметы, образовать круг, пересадить участников и т.д.
Инструкция для вернувшегося участника: «Мы придумали для вас программу действий. Ваша задача – понять, что вы должны сделать и все выполнить. Мы будем вас хвалить («подкармливать») за все верные шаги. Ваша задача - почувствовать, догадаться, понять наши подсказки и воспользоваться ими». (Примечание: можно сразу сказать, что все верные действия будут сопровождаться аплодисментами).
Правильное выполнение действий подкрепляется хлопками зрителей («дают рыбку»). Важно: зрители (дрессировщики) должны быть внимательными, чтобы своевременно хлопнуть в ладоши – повернулся в нужном направлении, шагнул в нужном направлении. Ошибочные хлопки вводят в состояние растерянности. Выполнение хлопков может быть по принципу – «тепло-горячо». При правильном завершении задания – аплодисменты.
Обсуждение: что мешало, что помогало выполнять упражнение, насколько была проявлена активность, готовность действовать (или отказаться), насколько разнообразен был поиск в действиях, какова была реакция на ситуацию неуспеха/успеха.
Зрители (дрессировщики) осознают собственную реакцию на происходящее, наличие стремления подсказать словами, жестами или мимикой, наличие/отсутствие веры в успех «дельфина» и т.д.
По окончании упражнения участники понимают, что задача «дельфина» - не стоять, а действовать, уловить, что хлопки – это награда за верное выполнение задания, догадаться, что если нет хлопков, то надо вернуться на исходную точку и начать двигаться от неё. Изучение ситуации, время – это наши ресурсы в жизни, позволяющие достигать цели. Подсказки, готовность сделать за другого (например, за ребенка) не развивают, а ослабляют того, получает помощь, не включая свою самостоятельность. Говоря о методах воспитания, стоит акцентировать, что в случае неуспеха ребенка, его следует вернуть на «исходные позиции» и начать с доступного ему материала.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ АНКЕТ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
Анкета 1
Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы. Будем Вам очень признательны за обратную связь.
- Считаете ли вы полезными для себя групповые встречи с педагогами учреждения по вопросам воспитания и обучения детей?
ДА НЕТ (подчеркните ответ)
- Использовали ли информацию, полученную на предыдущей встрече, в своей практике?
ДА НЕТ (подчеркните ответ)
- Считаете ли возможным для себя использование советов по развитию у детей интереса к рисованию?
ДА НЕТ (подчеркните ответ)
- Если НЕТ, то какие, на Ваш взгляд, трудности мешают этому?
_____________________________________________________________
- Какие темы Вы желали бы обсудить на последующих встречах со специалистами учреждения?
_____________________________________________________________
СПАСИБО!
Анкета 2
Уважаемые родители! Мы хотим знать, полезны ли для Вас наши встречи, поэтому просим ответить на следующие вопросы:
- Была ли для вас полезной информация занятия-практикума «Формирование предпосылок развития речи»
ДА НЕТ НЕ ОЧЕНЬ (подчеркните ответ)
- Что для вас лично показалось наиболее интересным?
_____________________________________________________________
- Будете ли Вы использовать рекомендации логопеда в работе с ребенком в домашних условиях?
ДА
НЕТ (выберите ответ):
- Нет времени;
- Считаю, что это должен специалист;
- Сомневаюсь, что у меня получится;
- Другое ____________________________________________________________
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.
В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...
Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»
В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые пр...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1. Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...
презентация для работы с родителями особого ребенка
презентация "Особые дети обычных родителей"...
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Методические рекомендации для педагогов и родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...