статья "Современная школа для особого ребенка"
статья
Предварительный просмотр:
Научная статья, подготовленная к публикации
Участника (участников) I Всероссийского конкурса
молодых исследователей в области коррекционной педагогики
и специальной психологии – 2020
«Современная школа для особого ребенка»
название номинации
«Социализация ребенка - инвалида с тяжелыми нарушениями речи в МОАУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2» Оренбургской области»
наименование проекта
«Современная школа: проблемы и пути их решения»
название статьи
Туркина Марина Николаевна, Жулашева Каламкас Беркнбай кызы
(Ф.И.О. авторов – участника/участников)
Аннотация статьи (на русском или на русском и английском языках)
Ключевые слова (на русском или на русском и английском языках)
Текст статьи (на русском или на русском и английском языках)
Литература (указывается в порядке следования ссылок в тексте статьи и в соответствии
с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018)
Предварительный просмотр:
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации инклюзивного образования, связанные с необходимостью создания в современных школах специальных условий для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения описанных в статье проблем предложено осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие современной школы для особого ребенка.
Ключевые слова: современная школа, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, «Доступная среда».
В современном мире все сферы нашей жизнедеятельности претерпевают изменения. И школа не является исключением. Так что же такое современная школа?
Изучив множество определений, мы пришли к выводу, что современная школа – широкое образовательное пространство, соответствующее потребностям и возможностям каждого участника образовательного процесса.
Из выступления Медведева Д.А. следует, что «новая школа – школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Согласно положениям Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов и Закона «об Образовании в Российской Федерации», каждый человек имеет право на качественное образование вне зависимости от своих особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с этим прослеживается тенденция перехода на инклюзивную форму образования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии. Можно сделать вывод, что инклюзивное образование – образование, доступное для всех.
В настоящий момент выявлены следующие актуальные проблемы современного процесса образования.
Во-первых, это общественное принятие. Как взрослые, так и дети с нормативным развитием психологически не готовы к общению с особым ребенком.
Во-вторых, переобучение и переподготовка педагогического состава. Не все учебные заведения могут предоставить специалистов узкого профиля (учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель-психолог, тьютор).
Еще одной немаловажной проблемой современной школы остается переоборудование образовательных учреждений пандусами, лифтами, дублирование подписей шрифта Брайля, оснащенность кабинетов.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что современная школа направлена на инклюзивное образование. И вместе с тем имеется множество проблем, которые возникают при переходе на обучение всех детей в равных условиях в школах. Для решения данных проблем разработана федеральная программа «Доступная среда». Это развитие педагогического потенциала и повышение уровня подготовки кадров, развитие материально-технической базы школ и распространение в обществе знаний о лицах с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Литература
1. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академический проект, 2005. 320 с. 2. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39. 3. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с. 4. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с. 5. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с. 6. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. научно-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. М., 2001. С. 8-13. 7. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78. 8. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. 9. МалофеевН.Н. Специальное образование: наука // Вестник образования : Тематическое приложение: Специальное образование: состояние, перспективы развития. 2003. № 3. С. 14-28. 10. Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 185 - 207 (1,11 п.л.) 11. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.). 12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. ФЗ. от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ//Официальный интернет - портал http://www.pravo.gov.ru – 02.12.2013. 13. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 16-25. 14. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с. 15. Сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, [сайт]. [2012]. URL: http://ocpmcc.edu35.ru/index.php (дата обращения: 16.10.2014). 16. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. с. 393. 17. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.; Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. 18. Федеральный закон от 29 декабря2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Эксмо, 2015. 19. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2004. 76 с. 20. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004. № 6. С. 28?31. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.
В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...
Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»
В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые пр...
Методические рекомендации к занятиям «Школы родителя особого ребенка»
В статье предлагается примерное содержание девяти занятий родительского клуба. В приложении к ним дан практический материал: упражнения для начала и завершения занятий, притчи, описание психологическо...
Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"
Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...
Конспект урока с презентацией по развитию речи на тему "Дикие и домашние животные" для коррекционных школ 8 вида, 4 класс "Особый ребенок"
Цель урока:- закрепить знания учащихся о диких и домашних животных.Тип урока – повторительно-обобщающийЦель урока – закрепить умение дифференцировать диких и домашних животныхЗадачи урока:-...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
Собрание для родителей в рамках проекта "Особый ребенок" на тему: "Дефектолог в школе"
В ноябре 2014 года прошло собрание для родителей на тему: Дефектолог в школе".В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерп...