Работа логопеда в общеобразовательной школе
консультация по теме

Статейнова Анфиса Витальевна

Информация для родителей о работе школьного логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_logopeda_v_shkole_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Работа логопеда в школе

* Работа с первоклассниками *

   Случается так, что ребёнку пришло время идти в 1 класс, а  речевое его развитие отстаёт от нормы. Например, он неправильно произносит некоторые звуки, путает слова, похожие по звучанию, неправильно употребляет предлоги, неправильно строит предложения… Список этих «неправильно» можно продолжить. такому ребёнку на уроке приходится труднее, чем другим. Помочь этим детям и призван школьный логопед.

 Первоклассники с нарушениями звукопроизношения занимаются с логопедом индивидуально. Занятия длятся 20 минут и проводятся 2-3 раза в неделю. Приготовьтесь дома закреплять изученное на занятиях. Придётся помочь ребёнку выполнять артикуляционную гимнастику и выучить с ним немало стихотворений. Главное помните: только тогда ребёнок будет стараться произносить все звуки правильно, когда увидит, что это важно для родителей, что они рады его успехам. Если же родители проявят равнодушие, то чёткую и разборчивую речь ребёнка услышит только логопед, дома же у ребёнка по-прежнему будет «каша во рту».

   Первоклассники с нарушениями фонематического слуха и нерезковыраженным общим недоразвитием речи занимаются группами по 3-5 человек 2-3 раза в неделю. Их занятие длится 40 минут. Детям с нарушенным фонематическим слухом предстоит научиться хорошо различать звуки русского языка, правильно делить слова на слоги, определять место звука в слове. Всё это очень важно для того, чтобы ребёнок испытывал меньше трудностей при обучении грамоте. Детям с нерезковыраженным недоразвитием речи, кроме этого, предстоит научиться правильно изменять и употреблять слова, расширить свой словарь, научиться рассказывать и пересказывать. На занятиях с первоклассниками широко используется наглядный материал. Большая часть занятий проводится в игровой форме. Большинство детей любят посещать занятия логопеда. Однако, всё-таки лучше нарушения устной речи исправить до того, как ребёнок пойдёт в школу. Ведь чем старше ребёнок, тем больше он загружен.

* Работа с учениками 2-4 классов *

   Основная часть детей, посещающих логопункт, это всё же не первоклассники, а ученики 2-4 классов, страдающие специфическими нарушениями чтения и письма – дислексией и дисграфией. Что же это такое? Любой ли ребёнок, получающий тройки и двойки по русскому языку страдает дисграфией? Нет. Дисграфические ошибки невозможно объяснить незнанием правил. Это пропуски, замены, перестановки букв и слогов, неправильное написание даже ударных окончаний, предлогов. Дисграфические ошибки носят систематический характер: они кочуют из классной работы в домашнюю, из домашней работы в диктант. При тяжёлой дисграфии невозможно понять, какое слово, собственно, хотел написать ребёнок. Многие дети путают буквы, когда ещё только начинают обучаться грамоте, а потом это проходит. О настоящей дисграфии можно говорить лишь после того как период обучения грамоте закончен и отмечен Праздник Букваря. В чём её причины? их много. Это и нарушения устной речи, которыми страдал ребёнок до школы, и скрытое левшество. Если ребёнок страдает дисграфией, надо набраться терпения. Устранение этого нарушения требует много времени. Работа над дисграфией длится 2-3 года, хотя, конечно, есть дети, которым достаточно посещать логопункт всего один год. Дети занимаются группами по 3-5 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребёнку. Логопед не репетитор и не дублёр учителя. Его задача, устраняя нарушения речи, создать платформу для правильного усвоения грамматических правил.

Занятия длятся 40 минут, проводятся они 2-3 раза в неделю. Очень важно, чтобы ребёнок регулярно посещал занятия. Только тогда можно говорить о хороших результатах. На занятиях с учениками 2-4 классов, конечно же, тоже используются игры и наглядный материал, но исправить нарушения письма и не писать невозможно. поэтому у детей есть тетради, в которых они выполняют письменные задания. Однако, те дети, которые любят загадки, кроссворды, задания на сообразительность, выполняют эти задания с удовольствием, ведь на упражнения из учебника они совсем не похожи. Да и отметок логопед не ставит.

* Организация работы на логопункте *

 Как попадают на логопункт? Два раза в год, с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая, логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы. По результатам этого обследования дети с нарушениями родной речи зачисляются на логопункт. Если русский язык для ребёнка иностранный, то это не является дефектом речи.

 Одновременно на логопункте занимается 25 детей.

Дети с нарушениями звукопроизношения занимаются индивидуально по 20 минут 2-3 раза в неделю.

 Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нерезковыраженным общим недоразвитием речи, нарушениями письменной речи занимаются группами по 3-5 человек 2-3 раза в неделю. Групповое занятие длится 40 минут. Занятия проводятся после уроков.

В каникулы дети отдыхают, зато родители могут прийти на консультацию к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Краткий обзор психиатрических вопросов в работе ГКСУВУ Специальной общеобразовательной школы №1 (закрытого типа)

Незначительные нарушения психического здоровья (легкая органическая неполноценность, незначительное снижение интеллекта) в сочетании с выраженным семейным неблагополучием приводят к грубой социа...

Доклад на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».

Докладна тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы»....

Статьяпо теме:" Организация коррекционно- развивающей работы в условиях общеобразовательной школы ".

Статья о коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ VIII видав условиях общеобразовательной школы...

Логокоррекционная работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе: сложности и проблемы

Усвоение  школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей. С одной стороны, логопедическая работа предполагает не толь...

Работа логопеда в начальной школе.

Работа логопеда в начальной школе....