Статья "Учитель-логопед в общеобразовательной школе"
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед в общеобразовательной школе.

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что процесс письма относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам  речевой деятельности. Л.С. Выготский писал, что овладеть письменной речью можно «лишь при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную приведших его к процессу письма, подготовивших  и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи».  Причем процесс этот длительный и непростой, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности — письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения (Выготский Л. С., Жинкин Н. И., Леонтьев А. А., Лурия А. Р., Эльконин Д. Б. и др.).  С точки зрения профессора                    Р. Е. Левиной и ее последователей, успешность овладения письменной речью обусловлена состоянием предпосылок данного вида деятельности, т.е. сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний. Следовательно, разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи (Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1979; Исаев Д. Н., 1982). Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат» п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области Эссе «Моя педагогическая философия»

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат«Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат»п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительст...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Программа «Активный учитель» Дагестан Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение города Южно-Сухокумска "Средняя общеобразовательная школа №2" Шпирко Оксана Александровна I МЕСТО В ШКОЛЕ по итогам мая 2022 учебного года

Программа «Активный учитель» Дагестан Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение города Южно-Сухокумска "Средняя общеобразовательная школа №2...