Дети мигранты
статья по теме
Предварительный просмотр:
Не такой, как все.
В настоящее время в российских школах учиться большое количество детей – мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами, кроме типовых коммуникативных, личностных и других проблем, встаёт вопрос о том, как помочь этим детям адаптироваться в классе и как содействовать тому, чтобы класс их принял.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Эффективность адаптации в значительной мере определяется микросо-циальной ситуацией развития:
- типом семейного воспитания,
- позицией педагога в отношении ребенка,
- особенностями общения со сверстниками (одноклассниками),
- организацией учебной деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослыми.
Трудности возникающие при адаптации:
- необходимо устанавливать множество новых связей;
- установить благоприятные отношения с новыми людьми;
- выработать новые жизненные привычки.
Промежуточным и наиболее «выгодным» вариантом адаптации является сосуществование стратегий: индивиды усваивают знаковые системы новой социальной среды, осваиваются с её традициями, но в быту сохраняют самобытность.
Не случайно мигранты живут лучше, чем местное население «в среднем». Одним из факторов этого преуспевания является обогащение сенсорного и интеллектуального опыта мигранта: он и соё сохраняет, и чужое осваивает, и в соответствующих случаях может ими пользоваться. Мобилизация индивидуумов также способствует преуспеванию в различных областях жизненного пространства.
Необходимо отметить возраст мигрантов. Естественно, мигрировать можно лишь тогда, когда позволяют здоровье и силы.
Безусловно, для родителей период адаптации является очень тревожным. Собственный эмоциональный настрой родителей очень важен. Есл ребёнок видит, как мы переживаем, он как бы заряжается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода.
Главная задача родителей – создание эмоционально спокойной, ненапряжённой атмосферы. Ребёнку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играем мы взрослые (родители, педагоги). Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается ваш ребёнок. Узнать о том, что нужно можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Одной из наиболее удачной формой работы с детьми мигрантами в нашей школе на наш взгляд является, ежегодно проводимая тематическая неделя «Толерантности» направленная на развитие культурной и расовой толерантности; помогающая формировать культуру межличностного общения, конструктивному взаимодействию между педагогом и учеником, а также самим ученикам. Молодые люди вводятся в ситуацию диалога с культурой, со сверстниками, с педагогом. Они оказываются вынужденными принимать решения, определять свои симпатии. Возникающие конфликтные ситуации между разными субъектами (ученики, их родители и учителя) в случае обращения за психологической помощью разрешаются в индивидуальном порядке.
Шпаргалка для родителей в адаптационный период.
1.Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
2. Старайтесь исходить из интересов ребёнка.
3.Строго придерживайтесь определённого режима и ритма жизни ребёнка. Очень важно чтобы ребёнок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Важно помочь ребёнку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулка, общение с одним-двумя детьми.
4. Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка).
5. Научитесь улавливать малейшие вербальные (словесные) и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствуйте в группе или классе, где занимается ребёнок.
7. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком.
8. Терпеливо объясняйте смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, рисунки, пиктограммы, и т.п.).
9. Избегайте переутомления ребёнка.
10. Узнайте и изучите местные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе
Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...
«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...
Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде
Обобщение опыта по теме...
Дети мигрантов в современной России + задания для них по русскому языку
С каждым годом Россия принимает все больше мигрантов из стран СНГ. В Москве по приблизительным данным в школах обучается более 40 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.Прибывающие миг...
Развитие коммуникативной компетенции у детей мигрантов
Экономическая интеграция стран, как правило, ведёт к миграции, а последнее к обучению учащихся-иностранцев в общеобразовательных школах России. В ...
Особенности обучения детей-мигрантов
Особенности обучения детей-мигрантов...
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...