«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»
статья по теме

 

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и психологи. В работе представлен опыт работы МБОУ "СОШ № 14" г. Нефтеюганска по организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахтямова Ханна Муратовна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №14»

Тема:  «Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и психологи.

С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

Нашу школу, как и многие школы Нефтеюганска не обошли стороной такие проблемы, как:

  1. увеличение количества детей, не усваивающих школьную программу,
  2. приоритет знаний среди людей разных национальностей,
  3. трудности в адаптации вынужденных переселенцев из бывших союзных республик,
  4. низкий уровень готовности детей к обучению в школе несоответствие качества обучения  пребывающих детей фактическому уровню знаний.

Основные варианты семейной ситуации детей-мигрантов таковы:

часть семей связывают дальнейшую жизнь и обучение ребенка с Россией, осознают, что детям необходимо адаптироваться к российской системе образования, подготовиться к сдаче ГИА, ЕГЭ, и мотивация к адаптации и учебе у такого ребенка, как правило, имеется. Однако, если родители приехали на время в связи с поиском работы или в связи с семейными обстоятельствами, и ребенок не планирует заканчивать школу в России, чаще всего он не имеет учебной мотивации, не видит смысла в какой-либо адаптации, соответственно, разрушает учебную работу в классе.

 

Для того, чтобы понять, на что мы можем влиять, что можем изменить существенно, что хотим в итоге, мы  подробно изучили реальную ситуацию в школе.

Особенности нашей школы таковы:

В нашей школе 564 ученика, большинство из которых проживает в социально-неблагополучных 11, 11а микрорайонах и п. Звездный.

Социальный паспорт школы.

Категория

2012-2013

Обучающихся

568

Всего классов

24

На учете в ОДН

13

На учете в КДН

5

На внутришкольном учете

8

Неблагополучных семей

6

Многодетных семей

120

Опекаемых детей

11

Малообеспеченных семей

145

Семей мигрантов

20

Неполных семей

102

Инвалидов

2

Народов севера

2

На учете у фтизиатра

7

Семьи, состоящие на учете в соц. службах

23

Социальная микросреда школы характеризуется резким различием семей по степени материальной обеспеченности, а родителей обучающихся – уровню общей культуры и образованию. 5% имеют высшее образование, около 10% - среднее специальное.

Контингент обучающихся нашей школы многонационален.

Многообразие этнических групп представлено на следующих диаграммах.

Диаграмма. Национальный состав школы.

Диаграмма. Этнические группы обучающихся школы.

Подавляюшее большинство обучающихся школы - представители славянской (русские, украинцы, белоруссы) и тюркской (кумыки, азербайджанцы, татары, башкиры, чуваши, ногайцы, узбеки, киргизы) этнических групп (их примерно равное количество по 264 чел). Нахско-дагестанской группы ( лезгины, чеченцы, авары, даргинцы)  - 35 чел. Также у нас в школе учатся представители фино-угорской (марийцы, мордовцы, ханты, манси), романской (молдованы), иранской (таджики), и германской групп (немцы).

Мы проанализировали контингент детей, прибывших к нам в школу на обучение за последние 3 года.

Диаграмма. Движение обучающихся (прибыли с 01.09.2010 г.)

Около 50% это дети из бывших союзных республик: Дагестан, Азербайджан, Таджикистана и Киргизии. В школе детей-мигрантов 20 человек.

Все эти  дети испытывают значительные трудности как в адаптации к новым условиям обучения, так и во взаимоотношениях в школьной среде.

Ведь ребенок, попадая в незнакомую ему среду, сталкивается со многими трудностями: культуры, языка, взаимоотношений взрослых между собой, общения со сверстниками. Таким образом, ребенок зачастую находится в психотравмирующей ситуации, в состоянии постоянного стресса. Сама среда для ребенка становится фактором жестокости, конфликтности.

      Погружение  в «чужую» языковую среду неизбежно приводит детей мигрантов к проблемам, чаще всего психологического характера, поскольку  они не могут на равных общаться с одноклассниками и плохо понимают изучаемый материал. В свою очередь это порождает страх, боязнь ошибок и как результат - дети замыкаются, отказываются отвечать на уроках и общаться.  В течение учебного года  педагоги-психологи ведут работу по адаптации  детей в образовательную среду.    

На следующей таблице представлены итоги сотрудничества с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией:

Итоги

09 – 10 у.г. / 10-11 у.г.  / 11-12 у.г.

Посетили МПМПК

37 ч.

Дети тюркской и нахско-дагестанской групп

30 ч.

Педагогическая запущенность

24 ч.

Языковой барьер

17 ч.

Смешанные специфические расстройства развития, языковой барьер

7 ч.

Легкая умственная отсталость

3 ч.

Переведены на класс ниже

14 ч.

Зачислены в классы компенсирующего обучения

2ч.

Рекомендована консультация врача-психиатра

12 ч.

Переведены в специальное (коррекционное)образовательное учреждение VII вида

8 ч.

Переведены в специальное (коррекционное)образовательное учреждение VIII вида

2ч.

Охвачены платными образовательными услугами по изучению русского языка  (в 2010 – 2011 уч.г.)

12 ч.

Ежегодно до 26 обучающихся с трудностями в обучении получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте, консультации узких специалистов.

 91% посетивших МПМПК - представители тюркской и нахско-дагестанской групп (дети семей-мигрантов), у 45% по заключению комиссии - языковой барьер.

Анализируя уровень психофизиологического развития первоклассников нашей школы, отмечаем значительное количество «домашних» детей (37%), билингвистов (50%), требующих логопедической помощи (63%), детей недостаточно готовых к обучению в школе. Их количество за последние 3 года колеблется  в пределах 57%. Как правило, это является основной причиной  трудностей первоклассников в адаптации к новым условиям обучения.

Диаграммы. Мониторинг психофизиологического развития первоклассников.

Несмотря на все трудности и особенности обучающихся нашей школы, мы понимаем, что дети с разными возможностями должны выполнять образовательную программу, комфортно чувствовать себя в школе, найти свое достойное место в жизни, успешно себя реализовать в настоящей школьной жизни и будущей взрослой.

И одним из путей выхода видим в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которое  решает вопросы создания бесконфликтной среды школы:

- создание благоприятного психологического климата в классных коллективах,

- обеспечение психологически безопасного пребывания ребенка в школе

 - формирование жизнестойкости в кризисных ситуациях (употребление ПАВ, вымогательство, вовлечение в противоправные действия)

Именно психолог в данном случае выступает организационным и координирующим звеном между детьми, педагогами и родителями.

Реализация программы ППС осуществляется по 6 основным направлениям, представленным в данной структуре - это

  1. Психологическое сопровождение образовательного процесса в периоды адаптации обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения в 1, 5, 10 классах.
  2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с девиантным поведением,  с эмоционально- волевыми нарушениями (тревожность, гиперактивность, агрессивность)
  3. Психологическая поддержка обучающихся с высокими учебными  возможностями.
  4. Психолого-педагогическое  сопровождение предпрофильного и  профильного обучения (8 –11 кл.)
  5. Психолого-педагогическое  сопровождение  детей с особыми нуждами
  6. Помощь участникам образовательного процесса в психологических вопросах

Содержание работы по каждому направлению также расшифровано на схеме и работает на цель школы.

На следующей таблице раскрывается структура взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы, выделены условия сопровождения, представленные системой предпрофильной подготовки и профильного обучения, системой коррекционно-развивающей работы,  системой социальной адаптации и дополнительного образования, которая включает в себя:

  1. Действие лагеря олимпийского резерва
  2. Школы актива и школы лидера
  3. Школы безопасности
  4. пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Республика Детства»
  5.  кружков и секций спортивного и художественно-эстетического направления
  6. научного сообщества учеников «Школа интеллектуального развития»
  7. органов ученического соуправления
  8. Волонтерского движения «Я выбираю жизнь»
  9.  традициями школы

Субъектом (или носителем) проблемы развития ребенка выступает и сам ребенок, и его ближайшее окружение,  родители,  педагоги.

Содержание работы по каждому направлению  работает на цель школы:  выпускник – компетентная личность, способная к различным видам ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Механизм включения учителя в психолого-педагогическое сопровождение происходит:

  1. через психолого-педагогический семинар «Поиск», имеющий теоретическую и практическую направленность

С целью повышения конфликтной компетентности педагогического коллектива, оптимизации стратегий поведения педагогов в конфликте, профилактики профессионального выгорания учителей, нами была разработана  реализована программа УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ на основе работ Осиповой, Е. Чуменко, Клюевой Н.В, А.С. Чернышева, Самоукиной Н.В.

В результате:

        учителя конструктивно выстраивают взаимоотношения с коллегами, учениками, их родителями

        на работу преобладающее большинство идет с желанием и рабочим настроением

        результаты анкетирования учителей  показали, что во взаимоотношениях между членами коллектива преобладает доброжелательность, бодрость и жизнерадостный тон

        коллег, которые понимают друг друга большинство

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня - это умение создавать определенные условия для приобретения обучающимися  опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающего достижение ими высокого уровня личностного, интеллектуального и социального развития.

К сожалению, в большинстве случаев, учитель не готов к восприятию конфликтов, ни как к выражению социальной динамики в школьной жизни, ни как к выражению противоречивости педагогического процесса. Он не видит различий в типах конфликтных ситуаций, расценивает конфликты как нежелательные явления школьной жизни и не умеет их разрешать.

Поэтому в сложившейся ситуации особенно актуальным становится формирование конфликтной компетентности педагогов, которая является показателем качества профессионально-педагогической компетентности каждого учителя.

Результаты диагностического исследования (2009-2010 г.г.)

Большая часть педагогов (75%) школы в конфликте использовала  такой стиль поведения как  избегание, то есть уклонение, уход, игнорирование, что означает стремление уйти от конфликта, надежда на разрешение проблемы без соответствующего вмешательства.

У значительной части педагогов (32%) была выявлена негативная агрессивность, склонность к мстительности, бескомпромиссности, что отрицательно влияет на эмоциональный климат коллектива, нарушает эффективное межличностное взаимодействие, а в случае возникновения конфликтной ситуации, возможно, отрицательно повлияет на ход ее разрешения.

   

Лишь у 33% педагогов  в конфликтной ситуации доминировала ориентация на дело, способность к самостоятельному принятию решений, личной продуктивности. Отчетливо выражена ориентация на официальную субординацию, стремление соблюдать внешние проявления деятельности руководителя, казаться руководителем, соблюдать большую дистанцию с подчиненными, сохранять авторитет любой ценой.

У большинства (84%) педагогов отсутствует ориентация на личность, что характеризует их неумение делегировать полномочия, вовлекать членов коллектива в процесс принятия решений. Это может отрицательно повлиять на установление эффективного межличностного взаимодействия, бесконфликтного общения.

Культура взаимоотношений, толерантность, навыки бесконфликтного общения среди сверстников формируются в ходе реализации в школе следующих психологических программ: (на уроках общения  в 5, 6 классах, информационных занятиях по выбору профессии в 8, 9 классах, а также классных часах):

  1. «Жить в мире с собой и другими», Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.
  2. «Приручи свой гнев», Савченко М.Ю.
  3. «Психология конфликтов», Мухина О., Родионова Г., Скворцова Е.
  4. «Искусство жить в ладу с собой и миром», Е. Царапкина.
  5. «Ни свой, ни чужой», Н. Стебнева.
  6. «Я и Мы», В. Радионов, М. Ступницкая.
  7. Психопрофилактическая программа «Волна», В. Ю. Ледина, Н.А. Зубов.
  8. Линия жизни «Полезные привычки», «Полезные навыки» О.Л. Романова, Л.С. Колесова
  9. «Здоровье», Касаткин В.Н.
  10. 90 уроков психологического развития, Локалова Н.П

К индивидуальной работе с детьми-мигрантами  и классным коллективом совместно с классным руководителем подключаются все специалисты школы.

С прошлого года  Совет по делам несовершеннолетних и защите их прав – это не решение не только вопросов преступности, отклоняющегося поведения, а помощь детям как в учебной деятельности, так и во взаимоотношениях.

 В  случае необходимости медикоментозной помощи ребенку или уточнения уровня психофизиологического развития ребенка обязываем родителей пройти консультацию врача-психиатра и медицинского психолога. Организуем коррекционно-развивающие занятия по развитию речи и высших психических функций детей.

В каждой ситуации решаем вопрос с родителями, с законными представителями, вместе думаем, что можно изменить в семье, в общении с ребенком, между детьми.

        На помощь также призываем и представителей диаспор, которые принимают участие в беседах с детьми  и их родителями,  Совет старшеклассников, Министерство безопасности школьного государства Уникум, президентом которого является ученик 11а класса Aгзамов  Вадим.

К решению проблемы языкового барьера, изучения русского языка детьми-мигрантами, подключается Министерство образования. За детьми-мигрантами закрепляются старшеклассники, которые становятся наставниками и отслеживают посещение детьми школьной библиотеки, ведения читательского дневника.

Созданию благоприятного психологического климата в школе способствуют и традиционные мероприятия, где дети могут себя проявить,  быть активными участниками или просто сопереживать одноклассникам. Так, например, на «Последний звонок» ребята идут с надеждой быть отмеченными в одной из 14 номинаций, среди которых не только «Лучший ученик», «Надежда и опора», но и «Милый хулиган», «Гулёна».

Раскрыть творческие способности детей позволяют кружки и студии художественно-эстетического направления. Заключительным этапом их работы  является традиционный конкурс, проводимый в конце каждого учебного года, «Школьная звезда». Как правило дети, испытывающие трудности в обучении, переживают так недостающую им ситуацию успеха, на сцене.

        На ежегодном традиционном празднике «Ученик года» отмечаются все учебные достижения ребят. А примером создания комфортных условий для каждого ученика, служит то, что призерами Всероссийской олимпиады по технологии за последние годы стали дети разных национальностей: чечен, татарка и полька.

         Традиционны в нашей школе и встречи с хором Ветеранов, смотр строя и песни -  Мероприятия патриотического и гражданского  воспитания школьников.

Когда в микрорайоне ученики школы празднуют всеми любимую «Масленицу», несмотря на то, что праздник православный, участвуют  все ребята, с удовольствием сжигают чучело, принимают участие в спортивных состязаниях, угощают друг друга блинами, не разделяя друг друга по национальности.

 Проекты, реализуемые в школе и микрорайоне, способствуют сплочению ребят, созданию бесконфликтной школьной среды.

С целью коррекции поведения детей созданы отряды «Ястреб» и «Девчата» в летнем пришкольном лагере «Республика Детства».    

Результат: снизилось количество правонарушений среди детей с осложненным поведением во время учебного процесса (из числа отдыхающих в лагере).

В рамках традиционной недели психологической службы проходят акции с участием детей-мигрантов:

  1.  «Сохрани себя для будущего!» против употребления пива
  2. «Обменный пункт сигарет на конфеты»,
  3.  «Азарт на пользу или здоровый азарт» против агрессивных компьютерных и азартных  игр.
  4.  «Свет или потемки твоей души, что ты выбираешь?» против употребления психоактивных веществ

Цель акций «Взрасти древо семейных традиций», «Оживи дерево смыслом», «Сердце отдаю» - формирование у детей потребности в знании и осмыслении семейных традиций, смысло-жизненных ориентаций.

Во время акций «Стоп эмоциям», «Зебра» дети учатся правильно выражать гнев, изучают способы саморегуляции и самоконтроля, способы самоподдержки, приобретают навыки позитивного мышления.  

  1. Традиционны конкурсы газет, плакатов, листовок, писем по проблемам бесконфликтного общения, употребления ПАВ.

В школе постоянно действуют забор гласности, забор психологической разгрузки и почта доверия, позволяющие детям выразить свои эмоции, во время сообщить о волнующей проблеме, получить необходимую поддержку.

  1. А на ежегодном конкурсе ораторов предоставляем возможность проявить себя ребятам, занимающимся на логопункте, в том числе с языковым барьером.

Формирование установок на здоровый образ жизни также происходит через уроки по программе «Линия жизни», на которых проводим психологические тренинги, упражнения на сплочение, анализируем конфликтные ситуации и учимся эффективному общению, изучаем техники активного слушания, «Я - сообщения», реализацию Волонтерского движения «Я выбираю жизнь!», лидерами которого являются дети-мигранты.

        Включение таких детей в активную проектную деятельность, любые виды творческой деятельности -  это помощь детям-мигрантам получить более высокий социальный статус.

Среди мероприятий,  нацеленных на психологическую поддержку, традиционные школьные игры на местности «Листопад» и «Буран», во время которых организуем тренинги «Я +ТЫ = Мы» с целью сплочения классных коллективов.

Родителей вовлекаем в образовательный процесс через совместный план взаимодействия классного руководителя и родителя, через Родительский клуб, на котором решаются вопросы, касающиеся оптимизации детско-родительских отношений, способы решения конфликтных ситуаций.

Психолого-педагогическое просвещение учителей, родителей и детей  осуществляем также через выпуск  информационно-методического пособия серии «Школа успеха»  и сайт школы.

На сегодняшний день имеем следующие результаты:

  1. Стабильная успеваемость обучающихся
  1. Заинтересованность со стороны родителей к сотрудничеству со школой по решению проблем развития ребенка, его обучения
  2. Количество детей, состоящих на различных видах учета  можно назвать относительно стабильным.  В КДН на учете - до 13 человек ежегодно.
  3. ежегодно  5 – 7 обучающихся снимаются с внутришкольного учета в результате положительной динамики в поведении, обучении.
  4. Успешную  адаптацию к новым социально-педагогическим условиям обучения  проходят до 90% обучающихся 1, 5, 10 классов, с остальными ведется работа с подключением городских служб.
  5. За последние 2-3 года на Совет по делам несовершеннолетних и защите их прав в подавляющем большинстве случаев приглашаются дети за неуспехи в учебе, а не за отклоняющееся поведение.
  6. Позитивное жизненное и профессиональное самоопределение имеют до 90% школьников 9, 11 классов, в том числе дети-мигранты
  7. Психологический климат в классах, как благоприятный отмечают 86% обучающихся.

Итоги анкетирования Департамента образования с целью определения удовлетворенности образовательным процессом, изучения уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся представлены в следующих таблицах:

Мне комфортно в классном коллективе

86%

Я с удовольствием посещаю школу

74%

Учителя относятся ко мне уважительно

78%

Я всегда могу рассчитывать на помощь учителей при возникающих трудностях

82%

Мне повезло с классным руководителем

79%

Таблица . Изучение уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся.

Уровень толерантности

Общие результаты

1

Низкий уровень

5 %

2

Средний уровень

83 %

3

Высокий уровень

12 %

Таким образом, считаем, что модель психолого-педагогического сопровождения является действенным инструментом интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...

Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необход...

Педагогический совет. Доклад на тему: "Организация психолого-педагогического сопровождения в школе"

Организационные моменты психолого-педагогического сопровождения....

«Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних»

Выступление педагога-психолога МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области Захаровой Г.Ю. на видео конференции 23.10.18 г. Северо-Западного Округа Кировской области...