Автор: Гурылина Л.В., воспитатель МДОУ-детский сад «Ручеёк» г.Серпухов,Московская обл. Тема :"Мои пальцы все расскажут, все сумеют, все покажут'' Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики. Задачи: - расширить знания педагогов о значимости развития мелкой моторики у детей 2-3 лет;
- познакомить воспитателей с возможностями использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики детей раннего возраста;
- развивать творческие способности при разработке игровых упражнений с нетрадиционным материалом.
Предварительная работа: - Отбор и изучение литературы по проблемам развития мелкой моторики детей 2-3 лет.
- Разработка сценария
- Оформление презентации.
- Подбор нетрадиционного материала для развития мелкой моторики
- Разработка памятки «Играем с тем, что под рукой», «Комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук».
- Оформление фотоальбома «Пальчиковые игры»
Оборудование и материалы: методическая литература для развития мелкой моторики кистей рук детей; фотоальбом «Пальчиковые игры»; памятка «Комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук». Нетрадиционный материал: крышки от бутылок, пластиковые бутылки, палочки, баночки, крупа, мелкие игрушки, прищепки, шарики, пуговицы, дощечки с накатанным слоем пластилина, волчки, заводные игрушки. План. Вступление. - историческая справка;
- роль развития мелкой моторики;
- обзор игр и материалов на развитие мелкой моторики;
- требования к проведению игр.
Основная часть. - практический показ игр с мелкими предметами (с объяснением);
- практическая работа воспитателей с нетрадиционным материалом.
Заключительная часть. - Результативность работы (из опыта)
Вступление. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. И.П.Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учёными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человеке) Пенфилда (слайд 3) (У.-Г. Пенфилд (1891-1976) – канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга) На человеке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозг (слайд 4). Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми. Для чего нужно развивать пальчики дошкольникам? Все вы знаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. В кончиках пальцев рук есть огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их гимнастикой и самомассажем, мы воздействуем на работу внутренних органов, поднимаем сопротивляемость организма болезням, его иммунитет. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций, необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развивать ручную умелость? (Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения). Таким образом, для развития ручной умелости можно: (слайд 5) • Запускать пальцами мелкие волчки. • Разминать пальцами пластилин, глину. • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки. • Кистями рук делать фонарики. Сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утром он проснулся – раскрылся, а вечером заснул – закрылся). • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. • Собирать все пальцы в щепотку (пальцы собрались вместе – разбежались). • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. • Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре. • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закрывать крышки, заводить механические игрушки. • Играть с конструктором, мозаикой и кубиками. • Складывать матрешки. • Рисовать в воздухе. • Играть с песком, водой. • Рисовать, раскрашивать, штриховать. • Играть в пальчиковые игры. Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД. Требования к проведению игр: (слайд 6) - при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
- не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением;
- занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
- никогда не начинайте занятие, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
- недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
- соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
Основная часть. Какие виды деятельности можно использовать для развития ручной умелости? (Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения). (слайд 7) * наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки); * наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; * цветные клубочки ниток для перематывания; * деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. п.); * мозаика по возрастающей сложности; * нанизывание бус, бисера, пуговиц; * наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков; * наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь); * дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп; * пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу; * лепка из глины или пластилина ; * игра "Театр пальчиков". Сегодня я предложу вам игровые упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирующие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас (практический показ). ( Игрушки из комканой бумаги. (слайд 8) Из комканной разноцветной бумаги может получиться любая объемная игрушка или игрушка – аппликация: • Снеговик из трех белых комочков разных размеров с нарисованной рожицей. • Шарик с рисунком на нитке. • Озорное весеннее желтое солнышко. • Любопытный колобок. • Яблоки в корзине и т.д. Пальчиковые игры с орехами и крупой. С орехами. (слайд 9) Лучше всего подойдут грецкие орехи. Их можно: • Вращать между ладоней. • Перекатывать по тыльной стороне каждой ладони. • Вращать по тыльной стороне каждой ладони. • Удерживать поочередно между пальцами рук. Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие потешки, песенки, стихи, рассказы. С крупой. (слайд 10) Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др. Их можно: • Сортировать с открытыми глазами (игра «Золушка») • Сортировать на ощупь. • Использовать для изготовления картин, панно. • Использовать для счета. • Использовать для создания «Гречневой куколки» Входит – выходит (слайд11) Малышам нравится перекладывать предметы, вкладывать их в какую-нибудь емкость, а затем вынимать. Убедитесь в этом сами: дайте малышу яркую коробку, желательно металлическую. Когда наполненная коробка загремит, малыш придет в полный восторг! В крышке можно сделать отверстие и проталкивать в него мелкие игрушки. Покажите малышу, как можно кидать предметы в коробку (чем громче будут они греметь, тем лучше), а затем вынимать по одному или высыпать все сразу, перевернув коробку вверх дном. В следующий раз предложите для игры сразу две коробки и продемонстрируйте, как можно сортировать предметы (по цвету, по форме и т.д.). Научите ребенка опускать мелкие предметы по одному в прозрачную пластиковую бутылку. Сначала пусть это будет что-нибудь съедобное ( изюм, крекер, попкорн), так как дети все тянут в рот. Примерно к двум годам для игры можно использовать разноцветную мозаику, семена тыквы, подсолнечника, фасоль, горох, гречневую и рисовую крупу. Покажите, как можно щепотью насыпать, а затем пальчиками собрать с блюдечка семечки или крупу, как «накормить» игрушечную птичку. Приучайте малыша выполнять действия с мелкими предметами не одной, а обеими руками. Затем покажите, как можно перекладывать крупу из одной емкости в другую с помощью ложки. Для того чтобы черпать ложкой, ребёнку придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Заканчивая игру, предложите ребенку поиграть в «Золушку». Пусть он переберет перемешанные фасоль и горох и разложит их по мисочкам. Затем помогите ребенку пересыпать крупы в мешочки из тонкой ткани (мешочки должны быть сшиты из одного материала). Когда работа будет закончена, попросите малыша на ощупь определить, что именно находится в каждом из них. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины ручки ребенка будут более умелыми, ловкими, а движения – более точными и координированными. Крутим – вертим (слайд 12) Следующим этапом развития мелкой моторики детей станут игры с бутылочками и баночками, снабженными завинчивающимися крышками. Чтобы открутить крышку, необходимо научиться координировать движения обеих ручек, кроме того, понадобится напрягать мышцы ведущей руки. Положите в бутылку мелкий предмет, например конфетку, и закрутите крышку. Дайте ребенку эту самодельную погремушку и покажите, как можно открутить винтовую крышечку. Заводим (слайд 13) Большую радость у детей вызывают механические игрушки, которые приводятся в движение с помощью заводного ключика. Пусть малыш сначала понаблюдает, как вы заводите игрушечного петушка, мышонка или матрешку. Только слаженная работа нескольких пальцев обеспечит возможность завести такую игрушку. Еще более тонких движений пальцев правой руки требуют игры с волчками, когда малышу приходится действовать только тремя или двумя пальцами ведущей руки. Причем чем меньше размер волчка, тем труднее его запускать. Научите ребенка запускать волчки разного размера. Начните с самого большого. Сортируем (слайд 14) Неизменной любовью у детей младшего возраста пользуется мозаика. Покажите малышу, какие еще игры можно придумывать: сортировать фишки по цвету, выкладывать дорожки разных цветов. Делать узоры и рисунки по предложенному образцу. Практическая работа воспитателей. У вас на столах разложен нетрадиционный материал. Какие игры вы можете предложить для развития мелкой моторики детей? (воспитатели предлагают и показывают игры на развитие мелкой моторики с нетрадиционным материалом)
Заключительная часть. Учитывая важность проблемы, у нас в группе накоплен интересный опыт работы с детьми 2 – 3 лет по развитию мелкой моторики. (слайд 15) Разработаны: - сенсорные и фольклорные игры по развитию мелкой моторики; - игры на выкладывание; - игры с мозаикой; - игры на нанизывание; - игры с крупами; - пальчиковый театр. В своей работе мы используем игры – Монтессори (слайд 16), которые требуют как раз мелких движений, аккуратности и точности. Детям нравятся игры с прищепками, игры с бутылочками, пузырьками, баночками, с крышками разного размера, игры с водой, с крупой. Изучив педагогическую литературу, проанализировав содержание разных программ, разработана диагностика по развитию мелкой моторики с детьми 2 -3 лет, которая включает в себя пять заданий в игровой форме. (слайд 17) Внесены значительные изменения в развивающую среду группы: пополнили её нетрадиционными материалами (клубки ниток, прищепки, различные крупы, пуговицы и т.д.) Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Из практики своей работы я могу сказать: к концу учебного года приблизительно у 80% детей нашей группы связная речь соответствует возрастным требованиям. Дети имеют достаточно активный словарный запас, отчётливо произносят согласные и гласные звуки; знают много пальчиковых игр и выполняют их совместно с педагогом; овладевают умением выкладывать из мозаики простые изображения, лепить несложные предметы, правильно держать карандаш, кисть, создавать простейшие изображения; играть с деревянным и пластмассовым конструктором, соединяя детали разными способами. Дети к концу года самостоятельно снимают и одевают носки, сандалии, застёгивают пуговицы. |