"Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"
статья по теме
Статья подготовлена для выступления на Районном методическом объединении работников дошкольного образования с. Александров-Гай, Александрово-гайского района, Саратовской области. В данной работе описан собственный педагогический опыт по заявленной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр Детского Творчества»
c.Александров-Гай, Александрово-Гайского района
Саратовской области
«Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками»
(выступление на РМО работников дошкольного образования)
Подготовила: Болтышова О.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ»
2013
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Ведь очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютерной техники, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Именно по этой причине в своей работе использую современные компьютерные технологии: создаю и использую мультимедийные презентации для подготовки и проведения занятий, развлечений с детьми.
В этом случае на помощь приходит еще одно приложение Microsoft Office– программа составления мультимедийных презентаций в Power Point.
Презентации в Power Point - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении
практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.
В данной программе (Power Point) мной разработаны презентации на темы:
- «Растение-живое существо»- обобщение представлений о растениях;
- «Кто, где зимует?»- обобщение и закрепление знаний о жизни животных осенью, о том, как они готовятся к зиме;
- «Кто такие птицы?»- расширение и уточнение знаний детей о видах птиц, выделение особенностей внешнего вида
- «Путешествие в страну Грамматику»-знакомство с буквами И, и;
- «Учимся родному языку. Буквы Е, е»-знакомство с буквами Е, е;
- «Учимся родному языку. Буква ы»-знакомство с буквой ы;
- Игра «Что изменилось?»- закрепление пространственных отношений.
Как и большинство педагогов, современных образовательных учреждений, являюсь активным пользователем интернета, который помогает решать следующие задачи:
- во первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- во вторых, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям;
- в третьих, это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей, и новых дидактических пособий, распространение собственного педагогического опыта, через публикации в электронных СМИ: «Сеть творческих учителей»- http://www.it-n.ru; «Социальная сеть работников образования»- http://nsportal.ru);
- использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам; движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Например, в игре «Пирамидка» (цель: закрепление представления о составе числа 5), при правильном составлении равенств, части пирамидки окрашиваются в определенный цвет; в игре «Поймай снежинку» (цель: закрепление представления о составе чисел в пределах первого десятка), необходимо решить равенство и выбрать правильный вариант из трех представленных «снежинок», если ответ верен-снежинка падает на ладошку Снегурочки.
Далее рассмотрим еще одну инновационную модель развития старших дошкольников, используемую на занятиях объединения «Дошколенок» «Центра Детского Творчества» – опытно-исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности. Именно по этой причине, считаю более эффективным использование опытно-исследовательского метода в своей работе, на занятиях раздела программы «Предшкольная пора» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) «Познаем окружающий мир» («Удивительные превращения» /Д.С.Златопольский). При изучении темы «Камень» (Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами), проводим с детьми следующие опыты:
Опыт № 1. Определение цвета и формы, размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме, и размеру бывают разные;
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 3. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Обращаю внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
При изучении темы «Песок» исследуем качества данного природного материала:
Опыт № 1. Что такое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу).
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2. Сыпучесть (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3. Водопроницаемость - в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к. воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Опытно-исследовательская работа ведется и по другим темам раздела «Познаем мир».
Таким образом, инновационные технологии, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В данной статье рассказывается об использовании инновационных технологий при работе с дет...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
В материале представлены некоторые из здоровьсберегающих технологий, которые воспитатель может использовать в своей повседневной работе....
"Использование инновационных технологий в работе педагога"
Виды педагогических технологий и их эффективность использования в работе с детьми....
"Использование инновационных технологий в работе педагога"
Использование иновационных технологий в работе с детьми....
Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками, способствующих речевому развитию.
: статья посвящена применению инновационных технологий в работе с дошкольниками. Представлены технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Раскрыты методы и приемы использования инноваци...
Мастер-класс «В поиске жемчужин педагогических идей. Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»
Квест – игра… она знакома как компьютерная игра, предназначенная для детей школьного возраста и даже – для людей более старшего возраста. На мой взгляд, эта игра – креативная,...